1 мая 1917 года больше тысячи петроградских прачек не вышли на работу. Они требовали увеличить зарплату и обращаться с ними, не как с рабами. «Прачка – тоже человек!» - провозглашали бастующие.
Руки прачек нельзя было спутать ни с чьими другими – большие, красные, с загрубевшей кожей. Женщины трудились по 13-14 часов в день, да еще в каких условиях! Прачечные обычно организовывали в полуподвальных этажах, где аренда стоила дешево. Кругом было сыро, лилась грязная вода и клубился пар. Постоянно приходилось нагибаться, и спины у прачек нестерпимо болели.
Стоила такая работа сущие гроши. Для нее не требовалось никаких навыков, работать могли женщины абсолютно всех возрастов. Главное, чтобы они смогли вынести эти условия… И все равно в прачки шли сотни женщин! Почему? Да потому что для многих это был единственный способ прокормиться. Учиться могли не все. К тому же, с конца девятнадцатого века в России все больше людей стали уезжать из деревень и сел в город. Рабочей силы было – хоть отбавляй. Вот и снижались расценки на труд…
Дешевизна труда и многочасовая работа и привела к тому, что прачки решили провести забастовку. После февральской революции многие думали, что уклад жизни резко и быстро переменится. Но ничего не происходило. Поэтому 1 мая 1917 года сорок пять прачечных в Петрограде решили прекратить работу. Чуть больше тысячи женщин, как Нюрка, бросали полотенца и простыни под ноги своим хозяевам.
«С падением старого режима мы, работницы-прачки, тоже требуем своих человеческих прав, - писали в большевистской газете, - а хозяева нам отвечают руганью и шпарят кипятком… Поэтому мы, работницы-прачки, обращаемся ко всем рабочим Петрограда с просьбой принять какие-нибудь меры. Прачка – тоже человек».
Хозяева прачечных таким условиям не обрадовались. Тех, кто не вышел на работу, сразу уволили. Некоторые женщины лишились еще и жилья – их выгоняли на улицу за неуплату. Тем не менее, стачка продолжалась 4 недели! И все это время по Петрограду для прачек собирали деньги, причем удалось общими усилиями собрать 16 тысяч рублей.
Нет комментариев