Про Россию и весь свет - это, между прочим, совершенно реальная фраза Христиана-Фридриха Маттеи, саксонского филолога, которого в 1772 году пригласили в Московский университет.
Маттеи несколько лет возглавлял две университетские гимназии, потом преподавал на кафедре словесности. Но главное - он имел открытый доступ в Синодальную библиотеку, где мог знакомиться с ценнейшими античными рукописями - трагедиями Еврипида и Софокла, другими древними литературными памятниками.
Откуда в России было такое крупное собрание греческих рукописей? Собиралось веками по крупицам. Привозилось греками, бежавшими на Русь от турок. Выкупалось энтузиастами. Возможно, что-то оставалось от легендарной библиотеки Ивана Грозного - Либереи.
У Маттеи вполне хватало образования, чтобы понять, какие сокровища лежат перед его глазами. И он... решил их вывезти из России.
В 1784 году саксонский профессор уволился из Московского университета и вернулся на родину. В своем багаже он спокойно припрятал десятки манускриптов, которые тут же начал рассылать европейским ученым. Кому-то бесплатно, кому-то за деньги. Более 60 книг он продал курфюрсту Саксонии Фридриху Августу III.
Через пять лет после отъезда Маттеи в Саксонии побывал Николай Карамзин и к своему удивлению обнаружил в дрезденской библиотеки любопытный раритет:
"Между греческими манускриптами показывают весьма древний список одной Эврипидовой трагедии, проданный в библиотеку бывшим московским профессором Маттеем; за сей манускрипт, вместе с некоторыми другими, взял он с курфюрста около 1500 талеров. Спрашивается, где г. Маттей достал сии рукописи?"
Николай Карамзин. Письма русского путешественника
Так появились первые подозрения, что профессор Маттеи неплохо поживился в русской Синодальной библиотеке. Но в России к этому вопросу отнеслись весьма легкомысленно. Устраивать тотальную проверку в тот момент никто не стал, да и самому Маттеи никто вопросов не задавал.
Более того, попечитель Московского университета, сенатор Михаил Муравьев в 1803 году вновь позвал саксонца в Москву - на кафедру словесности. И Маттеи охотно вернулся.
Он ведь тоже никакой вины за собой не чувствовал. Ну вывез книги, так ради благой цели же! В те же самые годы из Египта и с Балканского полуострова европейские исследователи точно так же делали все, чтобы переправить в Англию и во Францию античные сокровища - как литературные, так и материальные.
Маттеи остался в России до конца своих дней. Он скончался в 1811 году, окруженный почетом и уважением.
И только несколько десятилетий отечественные исследователи стали обнаруживать в европейских коллекциях и собраниях пропавшие из Синодальной библиотеки книги - труды Гиппократа, рукопись "Илиады", трагедии Софокла и т.д. Происхождение их в этих коллекция особо и не скрывалось - это продал Маттеи, это подарил Маттеи, это прислал Маттеи...
Подпишитесь на группу, это поможет ее развитию! А мы уже готовим для вас новые интересные заметки!
Комментарии 8
Летописи писали сами русские.
Всё это привести в порядок,собрать воедино было поручено историкам приглашённых с Европы,
только потому,что своих ещё не было.
Университеты
в России появились значительно позже других стран.
Термин "Киевская Русь" был введён
в первой половине
19 века,
и его одним из первых начал использовать русский историк Михаил Максимович в 1837 году, а также историки Сергей Соловьёв и Василий Ключевский.
Обозначался
период истории Руси с центром в Киеве, который был ранее,
в 10 -15 вв.
термин Киевская
Русь не использовался.
Территории которые были завоёваны Польшей и Литвой естественным образом получили и польских историков.
История это есть история это не про дружбу и дружественных стран.