Глава 4 продолжение
Автор Лариса Володина.
#проклятиеларисаволодина
- Это как? У нас коллектив вообще-то... - возмутилась Томилина и в очередной раз поправила позолоченными пальчиками причёску.
- Если у нас коллектив, то и решение должно быть коллективным, - бесстрашно продолжила Таня. - Большинство родителей против, но боятся в этом признаться... Мы, пожалуй, пойдём. Сколько сдать на фотоальбом и шарики, скажите...
Когда они вдвоём вышли из садика, Светлана призналась:
- Молодец, ты! Я бы не рискнула возразить...
- У нас демократия и свобода слова. Так вроде вещают с экрана телевизора?Да и потом, мы летом всё равно переезжаем... Больше я их не увижу...
- Как жалко! Девочки так привязаны к Никите... Куда, если не секрет?
- Муж в новом районе квартиру большей площади купил. Хотим за дочкой ещё сходить... Никита правда пока не знает, но уверена, что очень расстроится. Скажу по секрету, ему Лиза очень нравится! Света, кстати, а что у неё с ножкой? Я думала, что со временем станет лучше...
- Это следствие травмы. Ногу только так получилось собрать, что одна короче другой на три сантиметра... Пока Лиза маленькая вариантов нам не предлагают, может позже...
- Ясно. Медицинские технологии не стоят на месте. Дай Бог, научатся и ноги удлинять...
Дома Светлана снова вспоминала собрание в садике. Её больно резанули слова Томилиной о приёмных детях, потому что в последнее время она очень старалась стать им настоящей матерью. Даже Ирина заметила это изменение.
- Ты становишься мамкой-мамкой... - заметила она подруге на рассказ о выпускном. - Чувствуется, что переживаешь...
- Так бывает, один момент может всё перевернуть... Я тогда так испугалась, что с ними что-то случилось! А потом, когда я заболела... Они до сих пор стоят у меня перед глазами... Такие маленькие, такие напуганные... В руках чай с молоком, который я терпеть не могу и кусок селёдки...
- Забавно... Молоко с селёдкой... Жива осталась? - улыбнулась Иринка.
- Как видишь... Селёдку обещала съесть в следующий раз, а чай по-честному выпила... Чуть не вырвало, но зато сразу пошла на поправку...
- Умнички! Заботу проявили, значит тоже волновались...
- Сейчас у нас с девочками приближается новый жизненный этап - школа. Начинаю переживать. Как, что? Я ведь ничего не знаю...
- Ну, для начала нужно с садиком попрощаться, а потом о школе начнёшь думать...
Решение Светланы с Татьяной не участвовать в праздновании выпуска из садика, как оказалось, не прошло незамеченным среди детей. Юля Томилина, наслушавшись мамашиных разговоров об отсутствии денег у Великовых, а также, что у девочек нет родителей, а мачехе они вовсе не нужны, неожиданно перешла в атаку. Никиту она по непонятной причине обошла вниманием, а близняшкам досталось по полной.
- Представляешь, у этих сиротинок даже денег нет на выпускной и на подарки для воспитателей... - в лучших традициях гламурной мамаши, громко сообщила Юля на прогулке своей подружке Кристине.
- Фу... - поддержала подругу Кристина и скривилась в сторону близняшек.
Лиза грозно посмотрела и воинственно направилась в их сторону.
- Ты сейчас у меня получишь! - злобно сказала она.
- Боюсь тебя, хромоножка! - ехидно улыбнулась Юлька и показала язык.
Лиза в два прыжка подскочила к обидчице и с налёта повалила её на землю. Поверженная Юлька громко заорала не от боли, а чтобы собрать вокруг себя побольше сочувствующих...
- Нищенка! Бе-бе-бе... - тихонько прошипела она Лизе на ухо. Лиза схватила соперницу за волосы и начала таскать.
Никита тотчас подлетел на помощь. Воспитательница бросилась разнимать дерущихся.
- Томилина, Великова, Берсенёв... Вы, что творите? Кто из вас драку затеял?
Лиза насупилась и молчала. Катя успокаивала сестру. Юлька выла, поправляя волосы, выпавшие из резинки. Никита вновь пришёл на помощь.
- Елена Александровна, Юля обзывала девочек, а я заступился...
- Это всё Лизка... Она бешеная... Я маме про тебя всё расскажу... Дура!
- То есть ты бил одну девочку, защищая другую? - строго спросила воспитательница. - Разве так можно? Вечером буду разговаривать с твоими родителями.
Если бы только тогда можно было предположить, что тот день положит начало настоящей и непримиримой войне между Томилиной и сёстрами Великовыми...
От выпускного вечера в детском саду в памяти практически ничего не осталось, хотя был небольшой концерт для родителей, конкурсы и застолье с чаем и пирожным. Сохранились только фотографии, где близняшки сидели со всей группой с подарками в руках, а позади стояли их воспитатели и заведующая. Чем закончилась вторая часть выпускного Светлане было не интересно. У них с Татьяной была проблема другая, более важная проблема - расставание детей.
Детская любовь оставляет в душе самые тёплые воспоминания. Что может быть чище и нежнее её? Она ещё не омрачена ничем. Только сладкая боль и нежная память о ней. Никита уже представлял себе, как с близняшками будет ходить в школу и гордо носить портфель Лизы. Он такое видел в одном фильме. Но жизнь распорядилась по-другому. Уже в июне его семья начала готовиться к переезду. Татьяна обещала, что он будет приезжать с сыном к девочкам в гости и они к нему тоже. Во время переезда родители и вовсе разрешили пожить Никите у подружек. Это на воодушевило мальчика. На задний план ушли огорчения...
До чего мило было наблюдать, как они с Лизой сидели на большом диване в гостиной, болтали ногами, разговаривали "за жизнь", рассуждали о предстоящей учёбе. Никита смешил её, и она бесконечно заливалась смехом, как раскачиваемый ветром колокольчик. Рассудительная Катя не вмешивалась в их общение и всегда находила чем заняться.
Летом родители устраивали детям свидания, водили вместе в зоопарк, в цирк или просто друг к другу в гости. Забегая вперёд, скажу, что с наступлением учебного года встречи становились всё реже, а с его приходом и вовсе прекратились...
Прошло трудных три года семейной жизни. Светлана уже перестала вспоминать про проклятие, которое вырвало из жизни любимых людей. Позади остался период притирки и испытаний друг друга на прочность. Катя с Лизой стали ей родными. С высоты прожитых лет Свете стала доступна простая истина, что семейная жизнь, даже в таком формате семьи, возможна только при взаимном уважении и доброте. Всё чаще вспоминала она своё отношение к маме, про то, как в штыки воспринимала её советы и только сейчас осознала, как была неправа... К двадцати пяти годам Светлана, благодаря рекомендациям Людмилы Андреевны и живому примеру мамы Никиты, благополучно освоилась в новой для себя роли мамы. С близняшками у неё появилось много новых интересов и забот. На выпивку совсем не оставалось времени, да и стыдилась она взрослеющих девочек. Правда, подруга-сигарета по-прежнему сопровождала Светку, но их встречи стали более редкими и уединёнными, чем были раньше. Недавно Светлане попалась в руки книга Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить". Девушка вдумчива читала главу за главой и теперь представляла, что ей нужно в себе изменить... Если раньше она видела в своём окружении лишь негативные стороны, то теперь старалась находить позитив, даже в самой безнадёжной ситуации.
И вот уже Светланины малышки первоклассницы. Накануне первого сентября Катя и Лиза собрали портфели. Потом ещё много раз открывали, закрывали их, перебирали в пеналах ручки и разноцветные карандаши, любовно поглаживали тетрадки и прописи, вдыхали типографскую краску учебников, разглядывали их и заранее гордились тем, что к концу года всё их содержимое будут знать и понимать. Весь вечер они крутились перед зеркалом, примеряя школьную форму и новые туфельки. Школьная форма была единой для всех, но праздничные блузки с белым бантом на груди в магазине выбрали девочки сами. В волосы близняшки отказались вплетать ленты, как хотела Света, а ограничились маленьким бантиком с одной стороны. Получился интересный образ современных первоклашек.
Уже перед самым выходом, Катя всё же не удержалась - положила в портфель своего любимого плюшевого медвежонка, а Лиза - зайчика - подарок от Никиты, чтобы игрушки тоже посмотрели, как там, будет в школе.
На улице играла и переливалась всеми красками золотая осень. Ещё было по-летнему тепло, ни малейшего ветерка. Листья с невероятными оттенками жёлтого, красного и оранжевого цветов, в своем замысловатом танце, начали плавно падать на землю, как в замедленной съемке красивого кинофильма. Всю прелесть осенней акварели язык всё равно бессилен передать, это надо видеть своими глазами…
Не без волнения Светлана вела детей в школу. Для близняшек это совершенно новая жизнь, которая откроет дверь в будущее. Будущее, которое определится в ближайшее десятилетие. Но, не будем забегать вперёд, ведь нужно жить здесь и сейчас. И вот она школа. Увидев колонну первоклашек и учителя, Светланино волнение сменилось приподнятым настроением. Какой-то ранее пережитый трепет поселился в душе. Это было именно то чувство, которое она переживала, когда мама вела её на первую в жизни школьную линейку. Удивительно, как память может извлекать то, что давно казалось далёким и забытым. Она смотрела на нарядных первоклассников и видела в их глазках радость, волнение, ожидание. Среди одноклассников Кати и Лизы Света заметила детей из садика - Юлю, Кристину и ещё нескольких мальчиков.
- Это хорошо! - подумала она. - Вместе ребятам будет легче освоиться...
На общем фоне первоклашек особо выделялась Юля Томилина. Она не только заметно подросла за лето, но и благодаря красивому загару, стильной стрижке с модной укладкой смотрелась несколько старше других детей. Юля гордо несла перед собой шикарный букет из роз, а помимо портфеля держала в руках яркий пакет, в которые обычно упаковывают подарки.
Нина Аркадьевна - первая учительница Светлане сразу понравилась. Она была среднего роста с русыми волосами в кудряшках и приветливым лицом. Костюм светло-серого цвета, белая блуза, туфли на невысоком каблуке. Вид строгий, но не злой. Уже не молодая, но и ещё не пожилая, одним словом, всё как надо...
Учительница прямо с линейки повела ребят в класс, и сама рассадила их по местам. Катя оказалась за одной партой с мальчиком Мишей, а Лизе достался в соседи улыбчивый Егор. Томилина Юля торжественно встала и подошла к учительнице.
- Нина Аркадьевна, поздравляю вас с первым сентября! - сказала она и протянула ей пакет и букет цветов. - Это от нашей семьи... - добавила девочка и высокомерно посмотрела на поверх голов одноклассников.
- Спасибо, Юленька! - радостно пролепетала Нина Аркадьевна, а её любопытный взгляд уже шарил по упаковке. - Родителей поблагодари за меня! Очень тронута!
Пока шёл этот странный для других диалог, близняшки рассматривали класс. Он был светлый, благодаря большим окнам. На подоконниках красовались цветы в горшочках, ну точь-в-точь, как у них дома. Учительница, наконец-то, положила букет и подарок на стол, а потом попросила ребят открыть альбомы и приготовить цветные карандаши. Первым был урок рисования, который пришёлся всем по душе.
- Сегодня вам предстоит нарисовать рисунок на тему: "Как я провёл лето", - попросила Нина Аркадьевна. Дети тут же оживились. Затем каждый из них, склонившись над своим альбомом принялся за дело. В классе воцарилась тишина, которую нарушало лишь лёгкое посапывание от усердия, да шорох цветных карандашей. Но вот ребята зашевелились, значит работа двигалась к завершению. Егорка, не выдержав, заглянул к Лизе в рисунок:
- Покажи, что ты нарисовала?
Лиза пододвинула свой альбом. Там на фоне голубого неба простиралось огромное поле из одуванчиков. А над полем летали разноцветные бабочки.
- Как красиво! - похвалил Егорка. - Я так не умею...
По злому року Томилина Юля сидела в соседнем ряду справа от Егора. Она услышала его слова, приподнялась повыше, чтобы разглядеть рисунок Лизы.
- Фи... Ты, что Великова провела лето в лесу? - шёпотом спросила она. - Мы вот с родителями отдыхали в Таиланде... Ой, совсем забыла, что у вас нет денег даже на выпускной...
- Ребята, почему стало так шумно? - спросила Нина Аркадьевна, прервав шёпот Томилиной. Она пошла по рядам, заглядывая в альбомы учеников. На Лизином рисунке она остановилась и сказала: - Молодец! Хорошо получилось! Ты Лиза или Катя? Я пока не научилась вас различать...
- Лиза... Я люблю бабочек. Они всегда такие яркие и красивые! Вот бы они жили бы у меня дома всегда. На улице зима, а квартире у нас лето, потому что летают бабочки...
Кристина, вторя подруге, хихикнула. Остальные дети начали проявлять любопытство тоже. Нина Аркадьевна подняла вверх альбом Лизы и показала всем рисунок. На следующем уроке чтения, лучше других читала Катя, чем также заслужила похвалу учительницы. Юлька никакими талантами не отличилась. Читала она с трудом, считала еле-еле, даже палочки прыгали у неё в строчке, то вверх, то вниз и никак не хотели ложиться, как положено, на одну линию. Обиженная Томилина надула губы и придумывала, чем можно досадить этим выскочкам Великовым...
Так у Лизы с Катей началась школьная жизнь. Как оказывается быстро уходит беззаботное детство! Вроде бы совсем недавно каждый день казался вечностью, а расстояния огромными... А вот уже желание скорее повзрослеть, сменилось ранним отрочеством... В нём уже возникают ситуации посерьёзнее, чем в садике... В нём становится всё, как у взрослых...
На большой переменке Катя с Лизой возвращались из столовой. Они над чем-то негромко смеялись и настолько увлеклись, что не заметили, как в них с разбега врезался одноклассник Серёжа, который размером был раза в полтора больше близняшек. Лиза не удержала равновесие и упала. Пробежав ещё немного, мальчишка резко остановился, обернулся, показал девочкам кулак, затем снова побежал вперёд. Толпа детей взорвалась радостным смехом. Катя подняла голову и заметила стоящих в стороне Томилину с Кристину, которые ехидно улыбались и гримасничали. Серёжа тотчас подскочил к Юльке и спросил:
- Ну, что, теперь дашь тамагочи поиграть?
- Дам, но только до завтра... - сказала она и в подтверждение своих слов, достала из кармана небольшой брелок с двумя кнопками.
Тамагочи тогда только начал появляться у российских детей. Томилиной мама привезла его из очередного заграничного путешествия. Юлька, обладая этой заморской диковинкой теперь ловко манипулировала одноклассниками, то приближая их, то отдаляя от этого чуда. Внутри тамагочи жил щенок, который радовал хозяйку тем, что играл с мячиком, просил есть, издавал звуки и просто был там. Пищал щенок непрестанно. По любому поводу, то поесть хотел, то помыться, то погулять. Подразумевалось, что он должен расти. То есть - лаять, играть, гулять, болеть, лечиться, кушать, гадить и расти. Однако у Юлькиного лучше всего у него получалось умирать. В подтверждение этого на экране вырастал холмик с крестом под траурный марш Шопена. Жизнь питомца была полностью в руках хозяйки. Если его вовремя не покормить, то он умрет. Но не сразу умрет, сначала будет скулить, страдать, просить помощи, а если не открыть крышку экрана или открыть её поздно, то смерть неизбежна. Этим моментом Томилина наслаждалась. В один из дней она дала игрушку своей подружке - Кристине. На следующий день, та счастливая сообщила Юльке, что не спала всю ночь, растила щенка и очень просила о нём позаботиться. На что подружка улыбнулась и заметила. Нет, дорогуша... Твой умрёт... Я своего растить буду...
Прозвенел звонок. Ребята вошли в класс. По расписанию у них сейчас должен быть урок физкультуры. Переодевшись в спортивную форму, ребята направились в спортзал, который находился в цокольной части здания. Для того, чтобы попасть туда им пришлось спуститься вниз по лестнице.
В зале было шумно от детских голосов. Сегодня между двумя параллельными классами вместо урока запланированы "Весёлые старты". В соревнованиях участвовали все и Лиза тоже. Она, конечно, умела бегать, но хромота ей доставляла некоторые неудобства и чисто внешне её бег отличался от бега здоровых детей.
- А, что она тоже будет участвовать? - громко спросил Серёга, который похоже надеялся получить тамагочи не на один, а, как минимум, на два дня...
- С ней мы точно продуем.... - разочарованно поддержал эту мысль кто-то в строю.
Лиза сжала ладошку Кати. От обиды её бровки покраснели... Услышав подобные высказывания, учитель физкультуры подошёл к Лизе, положил руку на плечо и сказал:
- Это ученица - член вашего коллектива, а вы - одно целое. Поэтому постарайтесь бежать быстрее, чтобы создать задел для своей одноклассницы. И потом Пьер де Кубертен утвердил официальный девиз Олимпийского движения "Главное не победа, а участие". Если мы с вами будем заниматься спортом, то от этого выиграют все. Любая победа начинается с победы над самим собой. Эта девочка - настоящий боец, что не испугалась, не осталась сидеть на скамейке запасных, а вместе со всеми выходит на старт...
Начались состязания. Дети по одному бежали через весь зал, преодолевая разные препятствия. Нина Аркадьевна с учительницей параллельного класса сидели на скамье и всей душой переживали за своих первоклашек. Время от времени они вскакивали со своих мест и выкрикивали спортивные, кричалки:
- Девиз наш: дружба и успех! Мы победим сегодня всех!
Дети смеялись и старались изо всех сил не подвести педагогов. Подошла очередь стартовать Лизе. Она так хотела пробежать хорошо, что сразу на старте споткнулась и упала. Ей понадобилась ещё пара секунд, чтобы вернуться в строй. Девочка дальше пробежала этап без срывов, но всё равно проиграла.
- Хромоножка! - зло прошипела Томилина. - Из-за тебя мы проиграли первому "Б". Юлька может бы ещё успела наговорить кучу нелицеприятного, но учитель физкультуры прервал её монолог.
- Команды приглашаются на построение! - скомандовал он, а когда участники построились продолжил: - Закончились наши "Весёлые старты". Все ребята проявили старание и волю к победе. Вы - огромные молодцы! С небольшим преимущество победила команда первого "Б" класса, почётное второе место заняла команда первого "А". Капитаны команд приглашаются на награждение...
Ребятам вручили почётные грамоты и по большому мешку конфет. Выстроив детей по парам, Нина Аркадьевна повела их к выходу. Юльку с Серёгой, так как они были повыше и покрепче других детей, поставили в одну пару. Их класс выходил первым, учительница шла впереди всех и не видела, как Томилина с партнёром перебрались и встали парой следом за Лизой.
- Хромоножке конфет не дадим... - пропищала Юлька. -Мы из-за неё продули соревнования...
Серёжа был её руками. Он шёл, щипал Лизу и дёргал за волосы. Девочка не утерпела, развернулась и треснула обидчику по голове. Катя, позабыв о страхе, кинулась на помощь сестрёнке с криками: "Ааа…" и стала наносить Серёге удары. Уже подойдя к концу лестницы, Нина Аркадьевна остановилась и оглянулась назад, чтобы проверить, всё ли в порядке? А там творилось что-то невообразимое... Дети сцепились не на шутку. Вскоре они уже катались по полу и мутузили друг друга, что есть силы. Кто-то из мальчишек пыталась их разнять, но дерущиеся не обращали никакого внимания. Благодаря помощи сестры, вскоре Лиза проворно вывернулась, уже сидела поверх Сергея и яростно колотила его...
Поднялся крик словно, тысяча маленьких сирен включились одновременно. Шагающие впереди колонны малыши, ушли вперёд, а задние остановились и испуганно смотрели на дерущихся. Случился затор. Нина Аркадьевна со второй учительницей бросились разнимать дерущихся.
- Это Великова начала драку... Она бешеная! - любезно сообщила Юлька и ехидно улыбнулась.
Спортивные штаны Серёжи из тёмно-синих превратились в меланжевые серо-синие. Белая футболка больше походила на тряпку, которой только что вытерли пыль. Вид близняшек был не лучше. Белые банты в виде пиона, некогда красовавшийся на затылках сестрёнок, теперь один свисал на кончике хвоста, другой уныло торчал из кармана. На лицах обеих красовались грязные разводы от пыли.
Детей удалось снова построить. Учителя развели первоклашек по классам. Уже там, рассадив детей по местам, Нина Аркадьевна какое-то время молча смотрела на них. От досады между бровями у неё пролегла глубокая складка. Потом она объявила:
- Серёжа, Катя и Лиза завтра жду ваших родителей в школу.
Юлька сидела довольная. Серёга грустил, представляя, что ему скажет отец... Почувствовав печаль в глазах соседа по парте, Томилина прошептала:
- Ты - настоящий друг! Так и быть... Бери тамагочи на неделю...
Дома девочкам предстояло сообщить Светлане, что её вызывают в школу. Катя, как более рассудительная и дипломатичная, взялась вести переговоры. После ужина сестрёнки не выходили из-за стола. Катюша негромко начала:
- Тётя Света...
- Что, Катя? Хочешь добавки?
- Нет...
- А что случилось?
- Тебя вызывают в школу...
- Собрание будет?
- Нет... Я и Лиза подрались с Серёжей...
- Как подрались? Вы же девочки!
- Он Лизу обижал...
Светлана строго посмотрела на Елизавету.
- Они с Томилиной Юлькой надо мной смеются и обзываются, потому что я хромаю... Я же не виновата... - ответила Лиза и заплакала.
Она всхлипывала, а слёзы ручьём лились по щекам. Светке так стало жаль её, что она встала и прижала девочку к себе.
- Я не буду вас ругать... Дали сдачи и молодцы! - сказала Светлана, вспомнив, как из-за своей неброской внешности и кроткого нрава, сама часто становилась объектом насмешек... - Не переживайте! Разберёмся...
- Можно мы вместо школы снова будем ходить в садик? - высказала предположение Катя.
- К сожалению, не получится. Вы стали взрослыми, а таких девочек в садик уже не берут. Будем учиться давать отпор обидчикам. Их в жизни будет ещё ой, как много! От всех в садике не спрятаться...
На следующий день у Сергея в школу пришёл отец - очень основательный мужик, из рабочих. Выслушав рассказ учительницы о драке, в котором никак не фигурировала Юлька Томилина, он сказал сыну, который сидел, понурив голову:
- Я когда-нибудь учил тебя обижать девочек?
- Нет... - грустно ответил он.
- Тогда почему я здесь сижу?
- Больше так не буду...
- Молодцы девочки! Только жаль, что мало врезали! Нужно было в разы больше накостылять... Но ничего... дома добавлю... - сказал папа Серёжи и гневно глянул на сыночка. - Извинись перед девочками сейчас же!
- Извините! - нехотя буркнул Серёга.
- Громче! А, то я что-то не расслышал... Говори чётко и называй имена тех, у кого просишь прощения...
- Лиза и Катя, простите меня! Я больше так не буду...
- Конечно, не будешь... Проконтролирую!
Когда Сергей с отцом вышли из кабинета, Нина Аркадьевна обратилась к близняшкам:
- Девочки, погуляйте пока в коридоре... Мы со Светланой Владимировной поговорим немного...
Лиза с Катей послушно удались. Учительница изучающе посмотрела на Светлану и спросила:
- Вы, насколько я знаю, являетесь опекуном девочек?
- Да. У них родители погибли в аварии...
- Чувствуется, что дети не дополучают материнской любви и отцовской строгости...
Светка вопросительно посмотрела на Нину Аркадьевну.
- Да, вы не ослышались... Они неплохие девочки! Но почему-то очень агрессивные... Если ситуация не изменится, буду вынуждена обратиться в органы опеки, чтобы они провели обследование вашей семьи... Все поведенческие проблемы идут оттуда...
- Катя и Лиза - замечательные девочки! Они ласковые, добрые и заботливые... Их задирает Юля Томилина... Это, как оказалось, ещё в садике началось...
Нина Аркадьевна сделала удивлённое лицо.
- Такого в принципе быть не может... Я, как педагог, со всей ответственностью заявляю, что Юленька - прекрасный, воспитанный ребёнок из интеллигентной семьи! Не советую наговаривать на чужих детей, чтобы оправдывать проделки собственных...
Всю дорогу домой Светлана воспроизводила в голове разговор с учительницей. Она, конечно, верила близняшкам, но понимала, что борьба против Томилиной лёгкой быть не обещала...
После того случая, на непродолжительное время в классе восстановилось перемирие. Нападки временно прекратились, потому что Серёга старался исполнять волю отца и к девчонкам не приближался. Юлька выжидала и пока искала новых исполнителей для козней, которые, вместо знаний, копились в её голове. Пока месть Томилиной ограничивалась обидными прозвищами и насмешками. Новый всплеск агрессии начался ближе к Новому году. Всё началось в причёски. Светлана научилась красиво вплетать прядки в косу вокруг головы и укладывать её, в так называемую, корзинку. Сбоку выпускала небольшой завиток волос, который у сестрёнок от природы кокетливо завивался. Близняшкам причёска была к лицу, остальные девочки, особенно те, что с короткой стрижкой, завистливо посматривали в их сторону. Юлька входила в то число. На её коротких волосах было не разгуляться. Но терпеть поражение Томилина не привыкла.
Прозвенел звонок, оповещающий о начале перемены. Учительница проветривала класс, поэтому ученики радостно поспешили в коридор. Катя с Лизой наблюдали за тем, как бегали мальчишки, ставили друг другу подножки и падали. Некоторые тут же начинали драться, катаясь по полу и отрывая пуговицы от школьной формы соперника. Некоторые дети успевали подкрепиться, прихваченным из дома бутербродом или печеньем. Томилина Юлька раздавала отдельным приближённым особам жевательную резинку и высокомерно посматривала в сторону близняшек.
- У Великовых на котелках вороны свили гнезда? - громко, чтобы все слышали, прокомментировала она. Дети дружно рассмеялись и их взгляды устремились на Катю с Лизой.
- Гнездо... Я не могу... - хохотал Серёжка.
- Вороны свили... Ой, умора! - поддержала подружку Кристинка.
Близняшки сделали вид, что не слышат этих гадостей, отвернулись от Томилиной и продолжили беседу дальше. Ближе к концу перемены девочки зашли в туалет. В этот момент Юлька что-то шепнула Кристине, и воспользовавшись их отсутствием, запихнула её в класс. Та быстро вытащила из портфелей близняшек пакеты со спортивной формой, что были приготовлены для урока физкультуры, и довольная вернулась обратно. Прикрываясь здоровенной Юлькой, она передали мешки Серёге, которые он тотчас отнёс в мужской туалет и выбросил в бак для мусора.
Потерю девочки обнаружили уже перед самым уроком физкультуры, когда собрались переодеваться. В портфелях формы не оказалось, зато в дневнике появилась первая запись от физрука: "Не готовы к уроку!" Кому было жаловаться? Как доказать, что форму они приносили в школу?
В конце дня бдительная уборщица обнаружила пакеты и вернула их владелицам. Нина Аркадьевна заявила, что вещами нужно следить и обсуждать с детьми пропажу спортивной формы не стала. Было очень обидно! Бесконечные сильные эмоции - страх и обила - не лучшая комбинация для начала жизненного пути. Часто не зная нюансов, подробностей произошедшего, взрослые спешили осудить невиновных. Никто не пытался понять пострадавшую сторону, выслушать и дать возможность ей высказаться. От педагога в адрес девочек не последовало ни капли сочувствия. Таким отношением она убивала на корню мысль о существовании справедливости. А когда близняшки слышали вокруг себя шепоток, сложно было представить, какую душевную боль они испытывали...
После происшествия Светлана рискнула снова поговорить с Ниной Аркадьевной. Она привела несколько примеров из школьной жизни Кати и Лизы, в том числе и о форме...
- Пусть учатся стоять за себя... Почему у других детей никаких проблем нет, а обижают только ваших девочек? Нельзя всё время убегать от трудностей и жаловаться взрослым. Школа - это начало пути. Дальше будет институт, трудовые коллективы... Вы до скольки лет планируете бегать за ними и искать виноватых? И потом, если, как вы считаете, к вашим детям в коллективе все плохо относятся, то может имеет смысл начать с самих себя?
- Когда девочки станут взрослыми, сами будут решать все вопросы, но пока они маленькие, я в ответе за них... Может нам в другую школу перейти?
- В другом месте будет то же самое, - уверенно заявила Нина Аркадьевна. - Не нужно никуда переходить. Пусть девочки сами учатся выстраивать отношения в коллективе...
Хотя присутствие или наоборот отсутствие близняшек в классе не имело большого значения для педагога. Но вот причина, которую с большой долей вероятности, озвучит директору их опекунша, может негативно сказаться на репутации педагога.
- А если вы, как опекун, не справляетесь с воспитанием детей, то имеет смысл передать их на воспитание другим людям... - закончила свою назидательную речь Нина Аркадьевна, сразу лишая возможности возразить.
Но не всё было так плохо. Кроме учёбы в школе работали разные кружки. Катя с удовольствием записалась в кружок мягкой игрушки, а Лиза в изо кружок. К новому году работу девочек в числе прочих были выставлены на всеобщее обозрение. Что удивительно работы первоклашек смотрелись выигрышно на фоне работ более старших учеников. Сшитым Катей зайцем умилялись не только дети, но и многие педагоги. А Лизина картина зимнего городского пейзажа, несмотря на скудность зимних цветов, благодаря голубому небу и необычным нарядам прохожих получилась яркой и праздничной. Кстати сказать, у Лизы в столь юном возрасте получалось составлять необычные комплекты школьной формы. Вроде бы всё, как у всех, но за счёт блузок с бантом или необычным воротом, девочки всегда отличались от других и выглядели нарядно. Правда, даже красивый внешний вид близняшек, Юлька умудрялась обхаять.
- Великовы, на какой помойке нарыли кофточки? - смеялась она, заражая смехом свою свиту.
Пролетели первые три месяца учёбы. В декабре сестрёнки готовились встретить свой восьмой день рождения.
- Девочки, а давайте на день рождения пригласим ваших одноклассников, - предложила Светлана. - Я накрою стол, подготовим игры, музыку... Хороший повод подружиться!
Идею близняшки поддержали. Они своими руками сделали приглашения для каждого гостя и раздали их в школе. Им показалось, что ребята обрадовались приглашению, поэтому сестрёнки с энтузиазмом занялись подготовкой праздника и с нетерпением ждали этого дня.
Приглашение получили все, кроме Томилиной и её подданных. Этот факт послужил поводом для очередной пакости. Именно в этот день Юлька решила организовать у себя вечеринку. Мать, узнав о том, что её доченьку обошли вниманием, оказала поддержку. Томилина-младшая анонсировала одноклассникам просмотр дома на новом видеомагнитофоне популярных фильмов "Один дома", "Бетховен" и "Сто один далматинец", которые по этому случаю купили ей родители. А наборы еды, из обожаемого всеми, Макдональдса окончательно закрепили за Юлькой безоговорочную победу.
С самого утра ярко светило солнце. Оно явно поддерживало хороший настрой на праздник. Где-то среди ветвей весело чирикали воробьи, радуясь хоть и по-зимнему морозному, но солнечному дню. К обеду солнце спряталось и пошёл снег. До чего переменчива погода зимой!
Катя с Лизой при полном параде к назначенному времени ожидали гостей. Раздался звонок в дверь. Света из кухни крикнула девочкам:
- Именинницы, встречайте гостей!
Сестрёнки заулыбались, увидев на пороге первого гостя. Им оказался одноклассник - Женька Коротков. Из-за лишнего веса он часто становился объектом насмешек, измывательств и грубых шуток одноклассников. Но в условиях войны, Томилина не забыла пригласить и его. Женька, так же как и близняшки, часто проглатывал оскорбления от Юльки и её прихвостней, поэтому из чувства солидарности решил встать на сторону близняшек.
- Здравствуйте! Поздравляю с днём рождения! - сказал он и протянул девочкам пакет с подарками.
- Спасибо! Проходи, Женя! - пригласила Катя.
- Ой, уже вручил... Может подарки потом за столом вручишь, когда все ребята подойдут? - решила посоветоваться с ребятами Света.
- А больше никто не придёт... - тихо, пряча глаза, ответил Женька.
- Почему никто не придёт? Девочки же много приглашений раздали...
Лицо Светланы побледнело от ужаса. Она вспомнила, как девочки переживали, когда готовились к празднику...
- Они все пошли к Юльке... Она всех специально к себе переманила...
Девочки стояли и не знали, как реагировать на такое сообщение... День рождения мог закончиться даже не начавшись. Света быстро взяла инициативу в свои руки.
- Девочки, приглашайте гостя! Пусть один, зато можете быть уверены, что пришёл настоящий друг!
К счастью, Женька оказался не единственным гостем. Чуть позже Татьяна с мужем привезли в гости Никиту. Получилась дружная компания. Старый друг привёз фишки и научил всех играть. Игра захлестнула ребят. Из комнаты, то и дело, доносился смех. Накрытый стол стал хорошим продолжением праздника, где красивый, вкусный именинный торт служил украшением стола. Близняшки быстро забыли об обиде и наслаждались обществом проверенных друзей. Несмотря на козни Томилиной, день рождения удался на славу! А школьная компания Лизы и Кати стала на одного человека больше...
Следующий за выходными понедельник стал радостным днём. Юлька не пришла в школу. Оказалось, что в воскресение она с родителями поехала кататься на лыжах в новомодный горнолыжный комплекс и сломала ногу. Не стоит говорить, как спокойно стало в классе. Даже её свита посмирнела и спокойно общалась со всеми детьми, будто никакого противостояния никогда и не было.
Женька теперь каждый день встречал сестрёнок на входе в школу. Как оказалось, был он единственным и залюбленным ребёнком у мамы. Рвения к учёбе не проявлял, не потому что не мог, а просто ленился. В классе, до дня рождения девочек, ни с кем не дружил, пошлыми знаниями и неприличными словами, которые детям в таком возрасте не надлежало знать, не пользовался. Он был пухлым, безобидным добряком, со светлым чубом, который он всё время зачёсывал набок, сероглазый с большими белесыми, загибающимися вверх дугой, ресницами. Так вот, одноклассник Женька Коротков взял и влюбился в Катю. Непонятно, как при абсолютном сходстве близняшек, мальчик смог выбрать себе одну из двух девочек. Скорее всего выбор Женя сделал по складу характера. У Кати он был более мягкий и покладистый.
У нового друга в конце года неожиданным образом открылся необыкновенный талант. Учитель музыки в конце ноября занялась организацией детского хора, который должен будет участвовать во всех праздничных концертах. Женька блеснул на прослушиваниях высоким и звонким дискантом. Учительница была поражена красотой голоса. Она долго беседовала с мальчиком на тему его природных данных и что ему обязательно следует поступить в музыкальную школу по классу вокала. Поскольку для самого Женьки музыка абсолютно не представляла никакого интереса, то ей было принято решение о привлечении мамы в качестве движущей силы. Так пора школьной славы ученика Жени Короткова, как певца. Теперь его даже останавливали старшеклассницы и просили спеть, иначе, мол, не отпустим.
Наступил канун Нового года. В школе готовился концерт, в числе которых должен участвовать детский хор и солировать друг близняшек - Женька с песней "Три белых коня" из кинофильма "Чародеи". Новую картину Лизы под названием "Новогоднее чудо", наряду с работами старшеклассников, повесили в актовом зале. Несколько игрушек, сшитых Катей, украшали красавицу-ёлку в спортзале. Школа замерла в ожидании праздника.
Сестрёнки с нетерпением ждали Новый год. Для них этот праздник, как сказка. Они ждали подарков от Деда Мороза, который всегда приходит ночью, когда они спят. Хотя, Катя верила, что Дед Мороз настоящий, а Лиза нет. Она объясняла сестрёнке, что Дед Мороз - это обычный человек, а вернее артист из театра, хотя в душе ей очень хотелось верить, что он настоящий...
К Новому году близняшки приготовили своими руками подарки для тёти Светы, Женьки и Нины Аркадьевны. Было потрачено много времени и стараний. День Новогоднего праздника был последним учебным днём во второй четверти. Из уроков был только долгий классный час, на котором Нина Аркадьевна раздала дневники и рассказала о планах в предстоящую четверть. Затем силами родительского комитета было организовано чаепитие. В числе гостей из их числа была мама Томилиной Юли. На неё коллектив возложил почётную миссию поздравить учительницу с Новым годом от лица всех родителей и вручить в подарок многофункциональный кухонный комбайн "Moulinex".
Мать и дочь Томилины пришли одетыми в золотых платьях и на общем фоне выглядели, как говорится, дорого, богато... Юлька впервые появилась в школе после снятия гипса. Она крутилась перед зеркалом в туалете, словно принцесса в своём великолепном дворце. На пышное, богато украшенное платье звезды первого "А" класса, одноклассницы смотрели широко раскрытыми глазами. Оно отличалось обилием рюш, россыпью полупрозрачного, серебряного и золотого бисера на золотистом шёлковом полотне, которые блестели, как россыпь благородных бриллиантов. Платье передавало какой-то необыкновенный дух царской эпохи, когда знатные дамы в таких нарядах танцевали с кавалерами на балах. Безусловно, оно было шедевром портновского искусства и стоило каких-то невероятных денег, чем обе Томилины страшно гордились. Мамашино, естественно баснословно дорогое платье, было тоже золотого цвета, украшено тонкой вышивкой, слепило роскошью, но сидело на хозяйке нелепо. Небольшой рост, пышные формы, плюс, не в тему надетые чёрные сапоги-ботфорты, напрочь портили этот наряд. Во-первых, такую красоту нужно было уметь носить. О красоте платья можно было судить не только внешне, но и по тому, как его владелица держит голову и спину, двигает руками и ногами, как она преподносит свой наряд. А во-вторых, выбирая платье необходимо учитывать особенности фигуры. Данная наука маме с дочкой была не подвластна, поэтому дорогие платья висели на них словно на вешалке или как на манекене в магазине.
Несмотря на свой нелепый образ, Томилина-старшая чувствовала завистливые взгляды других родительниц, а надменная улыбка освещала её, не облагороженное интеллектом, лицо. Воспользовавшись паузой, связанной с чаепитием у детей, она подошла к Нине Аркадьевне вручить подарок ещё и от себя.
- Ниночка Аркадьевна, это вам небольшой презент за заботу и доброе отношение к Юленьке!
Мамаша Томилина протянула золотистый, в цвет их нарядов, пакет.
- Ой, зачем вы? Не стоит... Это моя святая обязанность воспитывать детей... - ответила учительница, но тем не менее, пакет забрала из рук дарительницы и нежно прижала к себе.
- Мы благодарны вам за дочку! Юля очень любит вас! Это же так важно, чтобы первый учитель был таким чутким, как вы!
- Спасибо! Вы меня балуете! - смущённо произнесла Нина Аркадьевна и по-заговорщицки тихо добавила: - Думаю, что у Юленьки есть все шансы, чтобы стать отличницей...
- Уверена! Она - умная девочка и ей всё по силам! Ниночка Аркадьевна, я на концерт не останусь. Дела... После ёлки за Юлей заедет водитель... Если нужно, он и вас довезёт до самого дома и поможет подарки занести...
Разговором обе стороны остались довольны. Воодушевлённая поздравлениями Нина Аркадьевна повела, переодетых в костюмы, детей на концерт. Катя с Лизой, конечно, ждали выступление Женьки. Их ожидания оправдали надежды. Как здорово пели дети, но Женька был лучше всех! Учитель музыки стояла перед стройными рядами хора и махала руками. Впоследствии сестрёнки узнали, что это махание называется трудным, еле произносимым словом "дирижирование".
После концерта младшие классы отвели на ёлку в спортзал. Помещение сверкало разноцветными огнями, а в центре его красовалась большая и нарядная ёлка. Звучала музыка. Кружились хороводы. Ребята подошли к ёлке, чтобы отыскать на ней игрушки, сделанные Катей. Под ёлкой стояли игрушечные Дед Мороз и Снегурочка какого-то очень старого года выпуска. С настоящими же Дедушкой и его внучкой дети водили хоровод вокруг ёлки, пели песню про ёлочку, которой холодно зимой и танцевали. Всё было необыкновенно, сказочно и волшебно. Катя с Лизой были счастливы, в конце праздника Дед Мороз раздал всем сладкие подарки и на этом программа дня была исчерпана.
Нина Аркадьевна увела детей в класс. В кабинете стало шумно: дети делились впечатлениями и просто отрывались на полную катушку. Юлька собрала вокруг себя свиту и раздавала с "барского плеча" шоколадки. Лиза вручила Женьке свою картину, Лиза, сшитого маленького медвежонка, а он, в свою очередь, подарил сестрёнкам по дневнику для девочек, с которыми они могли делиться самыми сокровенными тайнами. Забегая вперёд, скажу, что в дневнике Кати лежала открытка с трогательной надписью: "Я тебя люблю!" Отважился всё-таки Женя признаться в своих чувствах.
Поздравив друга, близняшки поспешили к Нине Аркадьевне, чтобы вручить подарки. При виде девочек учительница картинно улыбнулась.
- Нина Аркадьевна, поздравляем вас с Новым годом! Никогда не болейте! - сказала Катюша и протянула пакет с подарками. - Мы вас очень любим и это сделали для вас... - добавила Лиза.
Учительница без интереса посмотрела на содержание пакета и дежурно произнесла:
- Спасибо, девочки! Очень приятно!
Подарки она поставила на окно, в числе прочих подарков от родителей. Затем громко захлопала в ладоши, призывая учеников к вниманию.
- Дети, сейчас мы организованно спускаемся вниз и расходимся по домам. Желаю на каникулах всем хорошенько отдохнуть и набраться сил! Встретимся с вами уже в третьей четверти. Кто на каникулах идёт в театр, встречаемся девятого января в десять утра у входа в школу...
Ребята шумно начали выходить из класса. Катя, Лиза и Женя шли вместе. Юлька с Кристиной кричали им вслед разные гадости, но ребята не обращали на них внимания, чем вызывали ещё большую волну негодования. Светлана ещё за девочками не пришла, поэтому близняшки устроились на большом подоконнике возле раздевалки и продолжали мирно беседовать. Женька, который выпросился у мамы пойти домой самостоятельно, составил им компанию. Коридор постепенно пустел. Шум плавно перемещался во двор. Мимо них гордо прошла Юлька в сопровождении Нины Аркадьевны и незнакомого мужчины, обвешанного подарочными пакетами. Катя, укладывала вещи в портфель, когда вдруг обнаружила, что забыла забрать Женин подарок.
- Я сбегаю до класса...
- Мы с тобой... - сообщил Женька.
Ребята наперегонки бежали по лестнице на второй этаж, а затем по опустевшему коридору. В классе уборщица уже мыла пол.
- Можно я, пожалуйста, заберу свой подарок? - спросила Катя.
- Такой вежливой девочке можно всё, - с добродушной улыбкой ответила женщина и обратилась к Женьке. - Это, ты, так хорошо песню спел на концерте?
Артист от похвалы немного загордился и покраснел:
- Я... я могу лучше...
- Если немного подучиться, то обязательно сможешь... Будешь нашим российским Робертино Лоретти... Знаешь такого?
Тем временем, Катя забрала забытый пакетик и устремилась к выходу. Её взгляд упал на Лизу, которая растерянно смотрела на мешок с мусором, стоящий открытым на входе. Она подошла и тоже заглянула внутрь. Там, среди мусора лежали их подарки для Нины Аркадьевны...
Три пары детских глаз безучастно и отчуждённо смотрели в мешок с мусором. По выражению лиц можно было понять, что случилось что-то очень страшное. Бровки близняшек покраснели, а глазки наполнились слезами. Когда уборщица подошла к ведру, чтобы промыть тряпку, Лиза уже тихонько всхлипывала.
- Что случилось? Миленькая моя, ты, что плачешь? Ой, и вторая тоже... - испугалась женщина. - Артист, ты можешь объяснить, что происходит?
Женька сначала растерялся. Можно ли сказать постороннему взрослому человеку, что учительница выбросила подарки девочек? Но пострадала Катя - девочка, которая ему нравится... Мама всегда учила, что девочек нужно защищать... Значит, ему должно без разницы от кого защищать: от хулиганов или от первой учительницы...
- Девочки к празднику приготовили подарки для Нины Аркадьевны...
- Так это же очень хорошо! Чего плакать то?
- Да, но только... - запнулся на полуслове мальчик, решительно посмотрел на близняшек и продолжил: - Только Нина Аркадьевна их выбросила... - тихо признался Женя и кивнул в сторону мешка с мусором.
- Ой, деточки! Да, не может быть такого... Чтобы учительница так... Может она подарки домой забрала, а пустые пакеты выбросила? - засомневалась женщина, подошла к мешку и достала две подарочные упаковки. Дети с надеждой посмотрели на неё. Руки уборщицы извлекли оттуда Лизину картину и Катину игрушку... Лиза заплакала ещё громче.
В коридоре послышались шаги и в дверях показалась учительница первого класса "Б" - Ольга Николаевна. Большая, добрая и улыбчивая женщина, чем-то напоминала курицу-наседку. На её фоне ученики походили на маленьких цыплят, которых мама не только тщательно оберегали от окружающего мира, но и очень любила.
- Почему в такой замечательный день слёзы? Дети, вы на каникулы не хотите уходить? - певучим голосом спросила она, подошла к детям и по-матерински нежно обняла их. - Галина Ивановна, может вы объясните?
- У нас тут проблема... Девочки сделали для Нины Аркадьевны подарки, а она... - договаривать уборщица не стала, а лишь кивнула на мешок с мусором.
Ольга Николаевна взяла подарки и внимательно начала разглядывать.
- Девочки, а вы это сами сделали? - удивилась она.
- Да... - ответила Катя, которая сдерживала себя из последних сил, чтобы не разрыдаться, как сестра.
- Это же так красиво! Неужели детки в вашем возрасте способны на такое? - задумчиво произнесла Ольга Ивановна. - Знаете, девочки, я была счастлива получить на Новый год такие подарки!
Глазки близняшек удивлённо посмотрели на учительницу.
- Правда? - спросила Лиза. - Вам нравится?
- Конечно... Вы не будете против, если я заберу их себе? Для картины у меня дома найдётся рамка, а этот замечательный медвежонок будет жить на тумбочке возле кровати и охранять мой сон...
Близняшки обхватили ручками Ольгу Ивановну. Женька тоже, недолго думая, прижался к ним.
- Как же хорошо, Ольга Ивановна, что вы к нам заглянули! А, то я и не знала, чем помочь...
- Теперь, ребятушки, пойдемте в гардероб. Галине Ивановне нужно закончить уборку и поспешить домой, в семью, чтобы отмечать праздник.
Настроение детей несколько улучшилось. Это можно было заметить по улыбкам, которые появились на их лицах. Ещё бы, теперь их работы будут жить дома у такой доброй учительницы! Пока девочки мысленно представляли эту радостную картину, Женька перешёл к решительным действиям.
- Ольга Ивановна, мы с девочками очень хотим учиться в первом "Б" классе... - сказал он, и для пущего эффекта взял педагога за руку. - Думаю, что хорошие дети вам не помешают...
- Женя, хоть твои слова могут показаться немного нескромными, но я с тобой совершенно согласна... Учить таких замечательных деток, большое счастье!
- Значит, вы нас заберёте? - продолжил решение вопроса он и вопросительно посмотрел на Ольгу Ивановну. - Обещаю, что мы будем хорошо учиться и вести себя...
- Милый друг, ты меня обезоружил! Я согласна, но кроме нашего с вами согласия, необходимо получить согласие родителей. Кстати, одна мамочка уже здесь...
- Тётя, Света, мы хотим учиться у Ольги Ивановны! - загалдели и захлопали в ладоши сестрёнки.
- Ребята, вы пока забирайте вещи из гардероба, а мы - взрослые, немного поговорим.
Долго уговаривать ребят не пришлось. Им не терпелось обсудить это решение. Женька был горд, что такая идея пришла ему в голову.
- Когда записывались в первый класс, мама расстроилась, что я не попал к Ольге Ивановне. Она точно не будет против, - похвалился он и добавил: - Давайте пока не будем подходить к ним. Пусть поболтают...
Светлана, которая ещё не была в курсе произошедшего, послушно стояла и слушала педагога.
- Вы девочкам приходитесь тётей? А, где их родители?
- Я - опекун. Родители девочек погибли...
- Извините, не знала! Значит, все вопросы можно решать с вами... Сейчас произошла безобразная ситуация! Из рук вон ситуация! Вы скорее всего знаете, что девочки приготовили подарки для Нины Аркадьевны...
- Да, они очень старались... - удивилась Света такому вопросу.
- Снова вынуждена принести извинения, но уже за отвратительный поступок коллеги! Нина Аркадьевна подарки выбросила, а дети, к огромному сожалению, это увидели... Для детской психики - это большая трагедия! Я, как смогла сгладила ситуацию, и, конечно, доведу её до сведения директора и педсовета. Но думаю, что вам лучше девочек, во избежание дальнейшей травматизации, перевести в мой класс. Тем более, что Женя сам предложил это решение...
- Я очень даже за... У нас с Ниной Аркадьевной отношения не заладились с самого начала...
- Вот и замечательно! Тогда я дождусь согласия от родителей Жени, и сама решу с директором вопрос по переходу. Зайдите, пожалуйста, в школу числа десятого января.
Светлана неторопливо шла следом за ребятами и тихонько улыбалась. Словно камень упал с души. Казалось, что всё плохое уже позади. Теперь и мрачный вечер уже не производил угнетающего впечатления. Стемнело, на небе повис яркий жёлтый полумесяц. Под ногами хрустел свежей снег, которым припорошило все дороги. В городе от светящихся новогодних гирлянд стало ярко и празднично, словно это были совершенно другие улицы. Погода спокойная, нет ветра, пушистые снежинки неторопливо ложились на землю, делая город чище и наряднее. На крыше здания, где разместилась местная "Кулинария" под праздник, прикрепили пластикового Деда Мороза с большим красным мешком и белыми варежками. Забавный такой! Дети остановились посмотреть на него и что-то очень эмоционально обсуждали. Подойдя ближе Света услышала слова Женьки:
- Я в Деда Мороза не верю, но подарки жду, - засмеялся он, указывая рукой на Деда Мороза. - Не забудь, пожалуйста!
Не только дети, но и взрослые в это время ждали чуда. Всё-таки новогодняя пора - это отдельная и удивительная жизнь!
Никто не мог и представить, что этим благодаря слезам и разочарованию детей, учёба в школе сможет пойти по совершенно новому сценарию. После каникул близняшки со своим другом Женькой перешли в другой класс. Они пришли испуганные, прижимались друг к дружке. Если в предыдущем классе не все ребята дружили между собой, то в классе Ольги Ивановны все ученики оказались дружелюбными и искренними, а, главное, здесь были все равны.
А потом побежали школьные будни: уроки, классные часы, встречи, беседы по душам, экскурсии. Новенькие чувствовали себя в безопасности и с первого дня стали ощущать себя членами большой и дружной семьи. Близняшки успокоились и в школу дети ходили с удовольствием.
Единственное неудобство заключалось в том, что классы находились в шаговой доступности друг от друга. Косые взгляды Нины Аркадьевны время от времени щекотали нервы бывших учеников. Как ни странно, но её не уволили. То ли найти учителя посреди года - дело непростое, то ли ещё что, только чувствовала Нина Аркадьевна себя вполне комфортно. Томилина Юлька, которая чудесным образом, оказалась в курсе новогоднего инцидента, тоже не обделяла их вниманием. При каждом удобном случае, она успевала отвесить парочку, другую недобрых высказываний. Но разгуляться простора ей не хватало. Рядом с детьми всегда находилась Ольга Ивановна - лучшая учительница начальных классов на всём белом свете!
Незаметно пролетели два месяца учёбы. Март пришёл с весёлыми капелями, правда, ещё не раз возвращались снегопады. Он известен своим непостоянством: то дождь, то снег, то солнечно, то пасмурно, то ветер, то абсолютное спокойствие. Крыши домов унизаны гирляндами сосулек. Они блестят и играют в лучах солнца. В солнечную погоду на снег невозможно смотреть - больно, режет глаза.
Птицы быстрее других почувствовали приход весны. Неугомонные воробьи сбиваются в стайки и щебечут на улице. Галки шумят, носятся в поисках пищи. Благодаря такому движению, сразу чувствуется, что пришла весна.
Накануне Международного женского дня, в школе разразился очередной скандал при непосредственном участии Нины Аркадьевны...
Всё началось с активной деятельности, которую развернула мамаша Томилина. В конце февраля Нина Аркадьевна назначила родительское собрание. Накануне Юлькина мать подошла к ней с вопросом.
- Ниночка Аркадьевна, - произнесла Томилина, сопроводив обращение слащавой улыбкой. - Скажите, какой подарок вам хотелось бы получить на Международный женский день.
Нина Аркадьевна вспомнила подарок родителей первоклассников в Новый год. Они были щедры. Комбайн стоил немалых денег...
- Ну, не знаю... Не стоит волноваться... Мне ничего не надо... - выдавила из себя учительница, перебирая, тем временем, в голове список необходимых ей вещей.
- Так дело не пойдёт... Мы вот возьмём и, к примеру, подарим вам музыкальную шкатулку. Хотите?
- Нет, музыкальную шкатулку точно не хочу... - заранее заволновалась Нина Аркадьевна, будто уже получила её в подарок.
- Тогда говорите, о чём мечтаете... - не унималась Томилина. - Можно подарить что-нибудь полезное... Подарок должен быть к душе, чтобы пользовались и добрым словом вспоминали нас... Подумайте хорошенько и мне завтра перед собранием сообщите.
Явка на собрание была заявлена обязательной. Юлькина мать встречала родителей в коридоре фразой:
- После собрания не расходимся! Нужно будет обсудить подарок Нине Аркадьевне на восьмое марта...
Мужская часть родителей украдкой посматривала на аппетитные ножки председателя родительского комитета, явно выставленные напоказ, благодаря короткой юбке. За счёт модных ботиночек на высоком каблуке они казались даже не такими полными, как обычно.
- Чем короче юбка и выше каблук, тем хреновее личная жизнь... - заметила одна из мамашек соседке по парте, глядя на Томилину-старшую. - Слышала, что у неё мужик гуляет...
- Неудивительно... - согласилась вторая.
Томилина устроилась на первой парте напротив учительского стола, за которым восседала довольная Нина Аркадьевна. Классная комната была достаточно уютной. Справа от доски висела незамысловатая картина с белым голубем и надписью: "Миру - мир!", по центру - алфавит, а слева плакат с ученицей и призывом: "Сиди и пиши правильно".
На второй парте сидел отец Серёжи - друга Юльки. Вместе с ним устроился папа его приятеля Илюши. Полсобрания Нина Аркадьевна рассказывала об успеваемости, об усилении контроля за детьми, отчитывала некоторых родителей за плохое поведение отпрысков.
Была среда, за окном снег с дождём. Небо серое. Отец Сережи тоскливо смотрел в окно и представлял, как окажется дома, поужинает и растянется на диване. Усталость после рабочей смены брала своё. Часы на стене в кабинете показывали девятнадцать сорок пять. Прошло уже сорок пять минут пламенного выступления Нины Аркадьевны. Затем разговор плавно перешёл на сбор денег. Инициатива перешла к родительскому комитету.
- Товарищи-родители, нам необходимо собрать по три тысячи с каждого ученика на нужды класса... Сдаём и до конца года больше наши дети нуждаться больше ни в чём не будут... Ещё нужно сдать по пять тысяч на ремонт школьного крыльца, - озвучила цифры Томилина-старшая.
- Вроде бы только перед Новым годом сдали... - удивился папа Илюши. - Что за нужды у детей такие, что на них без конца нужны деньги?
- В школу каждый месяц приезжает театр. Потом нужно купить новые рабочие тетради. Дети просят магнитофон, чтобы можно было проводить вечера в классе... - начала перечислять учительница.
- Ну, допустим, это более или менее понятно. Для детей ничего не жалко. Вот объясните, почему за наш счёт школа собралась ремонтировать крыльцо? - спросил отец Серёги.
- Поддерживаю предыдущего оратора. У школы есть собственник - муниципалитет. За его счёт и должен осуществляться ремонт. Почему за счёт родителей?
- Пока собственник отремонтирует, на этом крыльце ни один ребёнок сломает ногу, а то и голову... - возмутилась Томилина. - За лечение потом больше денег отдадите... Кто не может сдать всей суммой, сдавайте частями...
Услышав недовольный ропот родителей, Нина Аркадьевна поспешила удалиться.
- Дорогие родители, я, к сожалению спешу, поэтому прощаюсь с вами... А вы можете задержаться и пообщаться дальше. Ключ потом оставьте на вахте... - обратилась она к Томилиной и с вещами вышла из кабинета.
- Я бы тоже пошёл... - сказал папа Серёжи. - Сколько денег сдать уже озвучили...
- Это ещё не всё... - остановила его Юлькина мать. - Через неделю восьмое марта. Нужно купить подарок Нине Аркадьевне. Давайте обсудим...
- А что там обсуждать? - ответил родитель Серёжки. - Скинемся на букет цветов и открытку...
- И это ваша благодарность? Между прочим, ваш сын доставляет хлопот больше других детей... - не унималась Томилина.
- С чего это? Если поступает сигнал от учителя, я всегда реагирую и провожу дома воспитательную работу с ремнём в руках. Помогает хорошо и надолго. Жалоб давно не поступало, значит всё хорошо...
- Поступило конкретное пожелание? - спросила мама Кристины.
- Да, Нина Аркадьевна заказала комплект золотых серёжек с кольцом с бриллиантами...
- Чего, чего пожелала? - присвистнул от удивления отец Илюши.
- Мало ли, что она пожелала! Я может мерседес хочу, но мне никто на заводе его не дарит. Знаете почему? - сделал театральную паузу папа Серёги и, усмехнувшись продолжил: - Потому, что я работаю за зарплату... Нина Аркадьевна не бесплатно учит наших детей... Ей за это деньги платят...
- Учителя в школе за такие копейки работают... - возмутилась мамаша Кристины.
- Согласна, можно скинуться и купить... В конце-то концов нашим детям от этого только лучше будет...
- Что-то я не пойму... У меня жена медсестрой работает в больнице. Замечу тоже за большие деньги... Работать постоянно некому, санитаров не хватает. Ей, помимо своих обязанностей, приходится, извините за выражение, дерьмо из-под больных вытаскивать, кормить их, выслушивать жалобы... Почему ей никто золото с бриллиантами не дарит? Я своей жене не в состоянии купить серьги с бриллиантами... Почему спрашивается я должен покупать их Нине Аркадьевне?
- Давайте сейчас каждый свои проблемы расскажет... Вы - мужчина! Нашли чем похвалиться... Денег в семье не хватает, значит зарабатывайте больше! Жене не нравится, пусть меняет работу...
- Тогда из больницы весь медперсонал уволится... Кто же вас лечить будет?
- Лично я, хожу в платные клиники... Там всегда персонал есть...
- Отвечу вашими же словами... Если Нине Аркадьевне мало платят, пусть увольняется...
- Так мы ни до чего не договоримся. Выношу покупку подарка на голосование... Кто за? - спросила председатель родительского комитета.
Руки медленно, одна за одной начали подниматься. Томилина-старшая легко организовала родителей на "добровольные" взносы и подарок. Она так быстро внедрила приёмы маркетинга, что родители уже в первый год обучения детей, начали воспринимать поборы, как должное и непреодолимое. Некоторые из родителей при этом чувствовали себя свободно, кто-то делал вид, что легко может себе позволить, другие же громко вздыхали, но всё равно отдавали с трудом накопленные деньги. Со временем все соглашались, что знания стоят денег, и это самые благородные затраты, можно сказать, что это вложение в собственных детей...
- Большинством решение принимается... Со своей стороны, обязуюсь свозить Нину Аркадьевну в магазин, чтобы она сама выбрала, что ей понравится... - удовлетворённо произнесла Томилина. Одержанная победа резко улучшила настроение дамы.
Отец Серёги относился к последней, малочисленной группе родителей. Когда в семье трое детей, сильно не разгуляешься...
- Думал сын пойдёт в школу станет полегче... Поборы в детском саду казались слишком большими, а оказалось, здесь похлеще будет... На следующий год ещё малой пойдёт в садик, жрать будет не на что... Зарплату буду сразу разносить по садикам и школам... - посетовал он уже на улице отцу Ильи. - Может директрисе пожаловаться?
- Пустое... У них рука руку моет... Лучше сразу в РОНО жалобу накатать...
- Не пойму... Почему-то все забывают маленькую деталь: знания наших детей уже оплачены государством из наших налогов. А мы в порыве великодушия условно "добровольно" оплачиваем их второй раз. Поощряя тем самым государственное недофинансирование и хапужество псевдопедагогов. Псевдо, потому что настоящий педагог никогда не допустит торговли знаниями.
- Красиво сказал! Ты меня поддержишь или вместе со всеми будешь кормить хапугу?
- Я бы рад, но жена точно будет против... Да и потом, вдруг на ребёнке это как-то отразится? Впереди ещё десять лет учёбы. Начнут занижать оценки... Не секрет, что так часто бывает...
- Ясно... - разочарованно ответил папа Серёжи и не прощаясь зашагал в сторону дома. Погода и общение на родительском собрании испортили его настроение окончательно.
Мужчина шёл, а в голове прокручивал, что небольшую заначку, которую удалось скопить на "чёрный день", придётся отнести в школу...
- Эта крыса будет серьги с бриллиантами носить, а Тома вчера сказала, что Серёжка из всего вырос. Одежду пацану покупать надо... - подумал он и сплюнул от отчаяния.
У самого подъезда он столкнулся с соседкой, которая с тяжелыми двумя пакетами собралась войти в дверь.
- Прости, тётя Галя! Не заметил... Давай помогу! Зачем такие тяжести таскаешь?
- Ничего, Алёша... Картошки купила... На мясо денег нет, поэтому на завтрак драники, на обед картошка отварная, а на ужин пирог с картошкой... Расход по картошке большой... Расстроен чем? - спросила она, передавая ему пакеты.
- Да, с собрания иду...
- Серёжка опять барагозит?
- Ладно бы, если так... От плохого поведения у меня есть надёжное лекарство...
- Какое интересно?
- Добрый доктор Айболит на двери у нас висит...
- Значит, сына по Макаренко воспитываешь?
- Не знаю, как по Макаренко, но у нас есть семейный проверенный способ. Мой дед так отца воспитывал, потом батя меня, а сейчас я Серёгу... Применять приходится редко, помогает с первого раза...
- Что же тогда расстроенный? Вы же вроде к Нине Аркадьевне в класс поступили? Она считается неплохим педагогом...
- Не знаю... Может педагог она и неплохой, но вот совести у неё нет однозначно...
Галина Ивановна остановилась возле своей квартиры и вставила ключ в замочную скважину.
- А вот это уже интересно... Зайди-ка на минутку! Неудобно в подъезде разговаривать...
В доме Галины Ивановны было чисто и свежо, а из кухни доносился соблазнительный запах пирога. Навстречу вышел пушистый рыжий кот, который прошёлся взглядом по незваному гостю и улёгся возле двери, показывая всем видом, что тот ему абсолютно безразличен.
- Проходи, Алёшенька! Чаем напою, заодно и поговорим.... Дед у меня сегодня поздно придёт. У него по средам шахматы. К другу ходит играть...
На плите уже шипел чайник, а на столе, словно на скатерти-самобранке, появилась большое блюдо с пирогами, вазочка со смородиновым вареньем и вазочка с ярко-жёлтыми лимончиками.
Запах свежей выпечки будоражил аппетит. Алексей почувствовал, что чертовски голоден. Галина Ивановна уже налила в большую чашку свежей заварки и добавила кипятка.
- Ну, теперь ешь и рассказывай. Еда, как не крути, успокаивает...
- Сегодня у нас было родительское собрание. Тамара не ходит на них. Дома трое детей, да и на работе часто приходится задерживаться, поэтому любую свободную минутку старается проводить с пацанами. А что? Мне не трудно, тем более что Серёжка самый старший и его воспитание теперь полностью лежит на мне. Про учебу и поведение Нина Аркадьевна рассказала за сорок минут, а всё остальное время было посвящено сбору денег. Мне кажется, что на собрания родителей приглашают только для того, чтобы они сдавали деньги, то на одно, то на другое... Каждый месяц носим их в школу... Среди расходов львиную долю составляют расходы на подарки Нине Аркадьевне. Сначала на день учителя, потом на Новый год, теперь на восьмое марта. В этот раз она пожелала комплект серьги с кольцом, да ещё и с бриллиантами...
- Ничего себе... Как не стыдно! - сказала Галина Ивановна и задумалась. - Я-то всё думаю, почему она так себя повела? Только сейчас до старухи дошло...
- О чём это ты? - ничего не понял из сказанного Алексей.
- Дело было перед самым Новым годом. В последний учебный день ёлки проводили, поэтому детишки поздно из школы уходили. Никак не получалось закончить уборку. Как только освободился кабинет Нины Аркадьевны, я начала его мыть. Смотрю, в класс вернулись ребятишки: девочки-близняшки, а с ними Женечка - наш школьный соловей... Одна из девочек говорит, мол можно я заберу подарок. В парте его оставила... Она проходит, а эти двое её в дверях ждут. Я мусор уже весь собрала и в большой мешок вывалила. Он стоит на входе. Близняшка взяла свой пакет и подходит к двери. Вторая смотрит в мешок с мусором. Глазищи у неё такие огромные... и слезами наполнились. Оказалось, что они в мусоре нашли подарки, которые для этой гадины - Нины Аркадьевны сделали своими руками. Теперь понимаю, на кой ляд ей детские рисунки, да сшитые игрушки, когда родители такие дорогие подарки преподносят...
- Точно гадина! По другому не скажешь... Дети же от чистого сердца... И что потом?
- Потом мимо шла Ольга Николаевна. Она быстро девочек заболтала, а после каникул забрала всех троих в свой класс.
- Теперь и мне понятно, почему ребята ушли от нас... Не пойму только почему директриса молчит. Таких увольнять нужно без суда и следствия...
- Уволишь, а кто работать будет? Посреди года не дело класс без учителя оставлять... Свежая поросль из бывших студентов только к первому сентября подтянется... Ты сам то, что думаешь делать?
- Хочу написать жалобу в РОНО. Отец Ильи подсказал...
- От себя будешь писать или от всего класса?
- Похоже, что от себя... - Алексей вздохнул. - Другие согласны дарить подарки. Боятся детям навредить.
- Справедливое дело затеваешь. Только может сначала к директору сходишь?
- Боюсь она начнёт выгораживать Нину Аркадьевну, а по итогу оставит работать дальше. Тогда уже моему Серёжке никто не поможет.
- Справедливо! Только один в поле не воин. Скажут, что ты специально хорошего человека оговариваешь, раз остальные молчать будут. Свидетелей у ней будет весь класс, а ты один. Знаешь, что я подумала?
- Что?
- Тебе нужно поговорить с тётей девочек. Если она поддержит тебя в обвинении, то это будет уже выглядеть солиднее. Я готова тоже свидетелем выступить. На моих глазах всё происходило. Да, и думаю, что Ольга Николаевна поддержит. Она человек правильный, старой закалки и учитель от Бога! Так вернее будет... https://dzen.ru/id/5d036a1f2ec4b60e6db4d026?_csrf=cbf597740a841d621ff99f60271b1e6518b53ec3-1713256363266-10000000413956975-7981229511697413017%3A0&sid=13633264119300365


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7
Гнать надо взашей такого горе - педагога из школы!