В начале весны, 27 марта 1727 года, через Тобольск, Тюмень, Соликамск, Москву, Мессершмидт вернулся в Европейскую Россию, закончив семилетнее путешествие, положившее, по мнению академика В.А. Обручева, начало планомерного исследования Сибири. Результаты экспедиции потрясли даже Академию наук. Не было ни одной области науки, которую бы Мессершмидт не обогатил коллекциями и записями. Он сдал в только что образованную Российскую Академию наук 23 тома своих трудов, написанных в глубинах Сибири, громадный гербарий, карты, атлас рисунков (36 таблиц) и собранную им большую коллекцию древних предметов. Но в 1725 году умер царь Петр, а его преемникам, погрязшим в бесконечных дворцовых интригах, было не до Мессершмидта, не до его драгоценнейших, первых в русской науке обширных материалов, характеризующих «незнаемую» Сибирь.
После приезда в Петербург в Академии наук властвовал Иван Данилович Шумахер, с которым Мессершмидт не смог найти общего языка. Научные материалы, собранные с таким трудом, оказались для него почти недоступными, ему было отказано в их изучении, хотя многие предметы, в частности, из коллекции национальных костюмов, ученый приобрел за собственные деньги. За долгие годы отсутствия Даниэль Готлиб впал в забытие. Все кому не лень при молчаливом согласии Шумахера растаскивали собранные с таким трудом ценнейшие коллекции. Об обещанном вознаграждении – ни слова. Все это для ученого было глубоко оскорбительно.
Наконец наступили счастливые дни. В марте 1728 года он женился на Бригитте Элен Боклер, дочери петербургского аптекаря. Своей избраннице Даниэль рассказал, что в Соликамске она явилась ему во сне. Может, придумал романтичную историю, чтобы тронуть сердце юной красавицы. Элен хотела видеть мужа знаменитым и богатым, всякий раз напоминала: «Не мешало бы выхлопотать должность с приличным жалованием». Но его не приглашали ни в Академию, ни в музей. И Даниэль решил уехать в родной Данциг.
С него взяты обязательства, что он сохранит полное молчание обо всем, что касается сибирской экспедиции, и без разрешения академии не может публиковать свои материалы. Мессершмидт сдержал свое слово, и дневники его, содержавшие бесценные для науки сведения, увидели свет лишь недавно.
16 сентября 1729 года Мессершмидт вместе с Элен и маленькой дочкой покинули Санкт-Петербург. Корабль, на котором они плыли, затонул. Людей спасли, а весь багаж Мессершмидта погиб. Он лишился ценных книг, рукописей, коллекций…
На родине Даниэль разыскал коллегу Табберта фон Страленберга. Тот сделался известным, опубликовал свою книгу. А Даниэля Мессершмидта уже забыли. Жена посчитала его неудачником, забрала дочку и ушла. Даниэль остался один. Серьезно заболел. Имевшиеся деньги утекли как вода. Он оказался в крайней бедности. Учёный умер в 1735 году, забытый всеми, не дожив до 50 лет.
Это была не только первая научная экспедиция в Сибирь. Это была комплексная экспедиция — изучавшая природные и исторические богатства Сибири. Экспедиция Мессершмидта положила начало последующим экспедициям, которые Академия наук отправляла в Сибирь.
Учёный совершил подвиг. Семь лет в сложнейших условиях по диким местам Сибири. Продвигаясь на лошадях по долинам и горам, на лодках и плотах по таёжным рекам, летом — мошка, зимой — лютые морозы. А ещё добавьте к этому повсеместную грязь и неустроенность российской глубинки, волокиту и мздоимство местных властей, воровство и отлынивание от работы проводников. Первым быть всегда трудно. Но надо сказать, что Мессершмидт с успехом справился со своей ролью научного первооткрывателя природных, археологических и этнографических богатств Сибири.
Нет комментариев