Первым сотрудникам заповедника пришлось работать в очень сложных условиях и в тяжелейшее для всей страны и, конечно, для заповедника время. Особые трудности связаны с удалённостью от жилых мест. «Сообщение между населёнными пунктами и заповедником во время лета на лодках по Байкалу, при чём не отличается ни скоростью, ни безопасностью, особенно во время осенних бурь, – пишет в 1932 году З.Ф. Сватош. – От Сосновки: до первого селения 150 км и поездка отнимает от 3 до 10 дней. В зимнее время сообщение лошадьми тоже по озеру Байкалу, не безопасное и отнимающее немало времени благодаря обилию снега, торосов, подвижке льда и щелей и продолжается от 10 до 15 дней для поездки в с. Баргузин. Во время ледостава и вскрытия Байкала весной заповедник бывает в продолжении 3-4 месяцев отрезан от населённых мест».
Изрядной силой духа должны были обладать люди, чтобы в труднейшие годы без оплаты, без оружия, без оборудования не бросить заповедник и сделать всё возможное для сохранения его от разграбления. Благодаря самоотверженности, подвижничеству, любви к этому краю З.Ф. Сватоша и К.А. Забелина заповедник выстоял в эти трудные годы.
Забелин был первым директором Баргузинского заповедника. В этой должности он проработал восемь лет, до 1 сентября 1924 года. Затем перешел в Управление лесами народного комиссариата Бурят-Монгольской АССР. Активно участвовал в мероприятиях по охране природы, изучал природу Джидинского и Северо-Байкальского районов, выступал на первом съезде по охране природы. Работая в Верхне-Удинске (ныне Улан-Удэ), он не порывал связи с заповедником, где в 1925 году организовал отлов партии соболей для отправки в Ленинград. Жить без заповедника он уже не мог – в 1931 году вернулся сюда и до последних дней заведовал экспериментальным охотничьим хозяйством.
О его научных интересах рассказывают печатные труды. Почти все они опубликованы в период с 1926 по 1930 год. Первые годы работы в заповеднике он накапливал научный материал, приобретал опыт, знания, впечатления. Жизнь вдалеке от культурных центров, без книг и журналов крайне затрудняла завершение научных исследований. Только после переезда в Верхне-Удинск появились условия для окончания работ и подведения научных итогов.
Отчетом Баргузинской экспедиции стал фундаментальный труд «Соболиный промысел на северо-восточном побережье Байкала». Это широкая по содержанию монография – драгоценный источник, уникальное собрание интереснейших фактов. В ее создании Забелину принадлежит видное место – им написаны четыре раздела книги. В них рассказано о природных особенностях «среднего района» территории заповедника, биологии и промысле белки, быте крестьян и кочевых туземцев Баргузинского края. В Средний район вошли долины рек Кудалды, Сосновки, Одороченки, Таркулика, Давше, Большой и Езовки. Они получили подробную физико-географическую характеристику прежде всего как места обитания и промысла соболя. Именно этот район с долинами всех названных рек и составляет современную территорию заповедника, что придает работам К.А. Забелина особую ценность.
Интересы Забелина были сосредоточены в основном на двух темах – организации заповедника и охотничьего промысла, пушного звероводства. Почти все публикации ученого посвящены этим вопросам. Его волновали проблемы улучшения заповедного дела, охраны подлеморского соболя, состояние лесов Бурятии, организации тарбаганьего хозяйства.
К.А. Забелин одним из первых пытался разрешить проблему разведения соболя в неволе. Его работы, несомненно, содействовали ее решению. На материалы заповедника, облегчившие изучение биологии соболя, ссылался профессор П.А. Майтейфель в монографии «Соболь». К.А. Забелин активно выступал за развитие пушного звероводства, которое в те годы считалось наиболее интенсивной формой охотничьего хозяйства. Сейчас почти невозможно написать статью об истории Баргузинского заповедника или об охотничьем промысле в северном Прибайкалье без ссылок на работы Забелина. Они содержат богатейший материал для сравнительного анализа. В них много мыслей и предположений, актуальных и в наши дни. Константин Алексеевич работал в Восточной Сибири двадцать лет. Это были годы напряженного труда, сложных походов по Баргузинскому хребту, большой организационной работы на посту директора заповедника и опытного хозяйства.
Нам известна лишь одна его фотография: доброе привлекательное лицо, прекрасные чистые глаза за стеклами старомодного пенсне. Зоолог Г.А. Успенский, в 1930 году побывавший в заповеднике и хорошо помнящий его первого директора, отзывался о нем так: «Забелин был человеком очень обаятельным, это скромный работяга с хорошей интеллигентской закваской».
К.А. Забелин умер 4 февраля 1934 года. Он похоронен на берегу моря, у кромки древней байкальской террасы, под невысокой даурской лиственницей. Немного южнее шумит, вливается в Байкал вечно живая неугомонная Большая речка, в пади которой он проложил свой первый маршрут по любимому Подлеморью.
13 февраля 2017 года Приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского Баргузинскому государственному природному биосферному заповеднику присвоено имя К.А. Забелина.
Нет комментариев