В 1916 году Колчаку присвоено звание «контр-адмирала», а еще через два месяца следующее звание «вице-адмирала», и его назначили командующим Черноморским флотом. В 42 года Колчак стал самым молодым адмиралом России. За одиннадцать месяцев своего командования на Черном море он сумел добиться полного боевого господства русского флота над турецким. Вражеский флот был заперт в своих портах на Босфоре, огражденный непроходимыми минными полями. К весне 1917 года Колчак готовил Черноморский флот к захвату Константинополя. Проведению операции помешала революция.
Февральскую революцию Колчак принял спокойно. Разногласия начались, когда возник на горизонте, а затем стал реальностью Брестский мир. Человек, более, чем успешно воевавший с Германией, не мог принять капитулянтства, обоснованно считая его расплатой за предательство.
В это время Колчак говорит: «Я не пойду ни по пути царской реакции, ни по гибельному пути партийности. ... Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии и установление правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он сам пожелает».
26 февраля 1917 года, получив от М.В. Родзянко телеграмму о событиях в Петрограде, Колчак распорядился прервать почтовую и телеграфную связь Крыма с Россией, затем приказал вывести основные силы флота в море, чтобы самому контролировать и доводить до сведения экипажей все сообщения о происходящем в стране. 5 марта Колчак распорядился устроить молебен и парад по случаю победы революции, на митинге в Севастополе «выразил преданность Временному правительству».
22 марта 1917 года Колчак телеграфировал морскому министру: «Прошу распоряжения о безусловном запрещении въезда в Севастополь как базу флота лиц, не имеющих отношения к службе и обороне». Такое распоряжение было им получено. Сам Колчак впоследствии объяснял это решение наплывом «всевозможных депутаций из Балтийского флота» и массы «самых подозрительных и неопределённых типов».
12 мая Колчак телеграфировал министру-председателю, морскому министру и Верховному главнокомандующему, что ЦВИК «в последнее время своею деятельностью сделал невозможным командование флотом», и просил освободить его от командования, предупредив, что «никакой командующий не будет в состоянии исполнять свои обязанности, если деятельность комитета не будет ограничена распоряжениями Временного правительства в пределах установленных для комитетов правил».
6 июня 1917 года собрание депутатов Совета приняло решение отобрать оружие у офицерского состава, якобы готовившего «контрреволюционный заговор», и отстранить от должности командующего флотом. Когда представители судового комитета пришли к Колчаку с требованием сдать оружие, он предпочел выбросить свой георгиевский клинок за борт, сказав: «Даже японцы не отняли у меня оружия, не отдам я его и вам!». Сдав командование контр-адмиралу Лунину, Александр Васильевич выехал в Петроград для отчета перед Керенским и в ответ на упреки в свой адрес обвинил Временное правительство в развале армии и флота.
В конце июня офицеры подняли со дна моря кортик Колчака и вручили его ему с надписью «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота».
13 июня консервативно-националистическая «Маленькая Газета» в воззвании редакции призывала: «Пусть князь Львов уступит место председателя в кабинете адмиралу Колчаку. Это будет министр победы...».
В июле 1917 года Колчак сложил с себя полномочия командующего Черноморским флотом, а в начале августа во главе российской морской военной миссии отправился в США. Приглашение оказалось скорее почетным, чем деловым, и в конце октября Колчак принял решение вернуться в Россию, избрав наиболее безопасный в то время путь – из Сан-Франциско на Дальний Восток.
После Октябрьской революции, узнав о намерении большевиков вывести Россию из войны, Колчак решил не возвращаться на родину и обратился к английскому правительству с просьбой принять его на службу и направить на германский фронт. Англичане удовлетворили просьбу Колчака и направили его в Месопотамию. Но с дороги Колчак был отозван на Дальний Восток, где ему поручили организацию антибольшевистского фронта. В это время Колчак пишет: «Как адмирал русского флота я считал для себя сохраняющими всю силу наши союзные обязательства в отношении Германии».
С апреля по сентябрь 1918 года Колчак в Харбине занимался созданием вооруженных отрядов для борьбы с «германо-большевиками».
Летом 1918 года Колчак назначен командующим русскими войсками на КВЖД. Из-за конфликта с администрацией КВЖД от должности отказался.
В октябре 1918 года Колчак вместе с английским генералом Ноксом прибыл в Омск.
4 ноября 1918 года Колчак назначен военным и морским министром в Всероссийском Временном правительстве в Омске.
18 ноября 1918 года решением совета министров Временного Всероссийского правительства, в результате фактического военного переворота, вся власть в Сибири передана Колчаку. Колчак произведен в адмиралы, ему присвоено звание Верховного правителя.
29 января 1919 года на торжественном открытии Сената в здании судебных установлений Колчак принял присягу. Омск назначен столицей Сибири, здесь возрождается все дореволюционное государственное устройство. Колчак опирался на поддержку сибирского казачества и среднего крестьянства, недовольных продразверсткой, на войска чехословацкого корпуса, разбросанные в Сибири, а также на всестороннюю материальную помощь стран Антанты. К весне 1919 года в армии Колчака насчитывалось 400 тысяч человек (из них на фронте 130 тысяч).
Весной 1919 года белые армии Сибири и Урала начали активное продвижение на запад, к Волге, и к концу апреля подошли к Самаре и Казани. В это время финский генерал К. Маннергейм предложил Колчаку двинуть на Петроград 100-тысячную армию в обмен на независимость Финляндии, но Колчак, выступавший за «единую и неделимую» Россию, отказался.
10 июня 1919 года Колчак назначил генерала Юденича командующим Северо-Западной армией, наступавшей на Петроград, 12 июня о своем подчинении Верховному правителю России заявил глава Белого движения на Юге генерал Деникин.
Против армии Колчака были брошены все силы Красной армии. Летом 1919 года основная группировка колчаковских войск была разбита.
25 августа 1919 года на Колчака было совершено покушение. Взрывом было разрушено караульное помещение при доме Верховного правителя. Сам Колчак не пострадал.
После падения Омска в ноябре 1919 года Колчак определил Иркутск как столицу «единой и неделимой России», здесь же обустраивается колчаковское Всероссийское правительство, иностранные миссии. Намечается созыв «Земского Собора России».
Трезво оценив критическую для своей армии ситуацию на фронтах и не желая вступать с большевиками в мирные переговоры, к январю 1920 года Колчак решил сложить с себя все полномочия.
4 января 1920 года А.В. Колчак известил генерала Жаннена о своем приказе, по которому руководство всеми вооруженными силами белого движения в Восточной Сибири и Приамурье он передает атаману Г.М. Семенову, незадолго до этого произведенному им в генерал-лейтенанты. Верховную власть в России Колчак передал генералу А.И. Деникину. Союзные комиссары расценили сообщение как полную потерю власти Колчаком и сделали ставку на новую политическую силу – иркутский Политцентр.
В результате предательства союзнического Чехословацкого корпуса он был передан в руки ревкома большевиков, захватившего власть в Иркутске.
Комментарии 3
А суда над ним , как такового не было !