135 лет со дня рождения Николая Андреевича Андреева
Николай Андреевич Андреев — живописец, член Иркутского общества художников, один из организаторов общества художников «Новая Сибирь». Делегат I сибирского съезда художников. 29 апреля 1937 года был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Родился 22 мая 1889 года в Иркутске в купеческой семье. Общее образование получил в Иркутском городском училище. Учился в Винницком художественном училище, затем — Киевском художественном училище Н.И. Мурашко. К 1915 вернулся в Иркутск. Член Иркутского общества художников, участник его выставок (1919, 1922). Участник экспедиции к Северному Ледовитому океану (1920), ездил по р. Лене, обследовал памятники старины (1921). Организатор творческой артели художников «Гагат». Иллюстрировал книги иркутских писателей. Делегат 1 Всесибирского съезда художников (1927), участник 1-й Всесибирской выставки. Первый председатель Восточно-Сибирского краевого Союза советских художников (1932–33). На 1937 работал художником Иркутского издательства ОГИЗа. Знавшие Николая Андреевича Андреева вспоминают, что это был высокий солидный человек, никогда не расстававшийся с черной прямой трубкой, которую курил с удовольствием, щурясь и приминая пальцем табак. Одет он был несколько экстравагантно: черная широкополая шляпа и пальто в клетку. Носил толстовки, шитые из холста, с коричневым или черным бантом на шее, подпоясывался кушаком. В общении был вежлив, любил говорить об искусстве и о политике. Значительная часть художественного наследия Андреева посвящена жизни народов Якутии и Крайнего Севера. Одна из наиболее ярких граней его творчества – постижение сути национального характера. Его жизнь и творчество оборвались на полуслове. Планы и наброски, задуманные и начатые картины остались незавершенными, замыслы нереализованными. 29 апреля 1937 года Андреева арестовали по правотроцкистскому делу. Дело было сфабриковано против ряда значительных лиц в Москве (Бухарин, Рыков, Шагранович и другие — всего 21 человек), которых обвиняли в организации преступной группы с целью ликвидации общественного строя СССР, террористической деятельности и других преступлениях. Подавляющее большинство были приговорены в марте 1938 г. к расстрелу. Умер в Иркутской тюрьме 25 августа 1938 во время следствия. Официальная справка о смерти гласила: «Умер в тюремной больнице от туберкулеза». Его мучителями были следователи капитан Рождественский, лейтенанты Жеглов и Даманский. Но он так и не признал за собой попытку свержения власти. Его до смерти забили на допросе. Реабилитирован постановлением УКГБ СССР по Иркутской области.
Николай Андреев был арестован 29 апреля 1937 года по правотроцкистскому делу
Сейчас о творчестве этого одаренного живописца мы можем судить по картинам, которые находятся в постоянной экспозиции Иркутского областного художественного музея — «На крайнем Севере» (1922), «Пуговичник. Такмосит» (1925), «Сосновый лес» (1926), «Собаки Севера» (1935), «Лесорубы» (1937), «Партизан» (1938) и нескольким этюдам и рисункам, хранящимся в запасниках. Н. А. Андреев был идеологом иркутской творческой организации, зачинателем многих важных дел. После решения о национализации картинной галереи В. П. Сукачева от 21 февраля 1920 г. он вместе с К. И. Померанцевым и Н. М. Чистяковым произвел учет картин и сделал все возможное, чтобы сберечь их в тяжелые годы интервенции.
«Собаки Севера» (1935). Худ. Н.А. Андреев
Он жил искусством. Несомненно, его не могли не волновать проблемы организации художественной жизни Сибири. Андреев ратует за улучшение материально-бытовых условий художников и предлагает вполне конкретные меры, такие, например, как привлечение художественной промышленности, переключение лучших сил на фарфоровую фабрику, организацию в Иркутске Дома самодеятельного творчества. Об этом он взволнованно говорил на 1-й краевой конференции Восточно-Сибирского края. Очень многие проблемы, поставленные тогда, в 1930-х актуальны и не решены сегодня. Т ворчество Н. А. Андреева изучено недостаточно. Его последние произведения «Лесорубы» (1937) и «Партизаны» (1938) остались незаконченными. Но даже основываясь на уцелевших работах (названных произведениях из коллекции Иркутского областного художественного музея и нескольких произведениях, хранящихся в Новосибирской картинной галерее), можно сделать вывод, что это был крупный, незаурядный художник, оставивший след как в изобразительном искусстве, так и в культурной жизни Сибири.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев