Продолжаем знакомить вас с миром госзакупок через рубрику #госзакупкиКСПАС
⁉️Откуда заказчик берет эту цену?
📌 Во-первых, не с потолка.
За этим процессом стоит целая система расчетов и методов, которые помогают определить наиболее точную и правильную стоимость контракта.
Попробуем изложить понятно.
Для начала заказчику необходимо обратиться к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ст.22).
Этот закон устанавливает пять основных методов для определения НМЦК, НМЦ единицы товара, работы, услуги или цены контракта с единственным поставщиком.
Заказчик должен воспользоваться одним или несколькими из этих методов:
🔹АНАЛИЗ РЫНКА или метод сопоставимых рыночных цен (НМЦК устанавливается на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг)
🔹ТАРИФНЫЙ (если стоимость товара (работы, услуги) регулируется государством, то есть установлены тарифы)
🔹ПРОЕКТНО-СМЕТНЫЙ (для закупок, связанных, в т.ч. со строительством (реконструкцией), сносом или капремонтом объектов капитального строительства)
🔹НОРМАТИВНЫЙ (если учреждению вышестоящий орган установил предельные цены на товары (работы, услуги)
🔹ЗАТРАТНЫЙ (заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли)
Если ни один из методов не подходит, допускается применить иной метод. В таком случае заказчику потребуется оформить письменное обоснование: почему нельзя было использовать другие методы определения НМЦК.
📌 Важно! АНАЛИЗ РЫНКА является ПРИОРИТЕТНЫМ методом, использование иных методов допускается в отдельных случаях, предусмотренных законом, в зависимости от специфики и особенностей предмета закупки (контракта).
📌 Если невозможно заранее установить количество закупаемых товаров (работ, услуг), то определяется и обосновывается НМЦ не контракта, а НМЦ ЕДИНИЦЫ товара (работы, услуги).
В этом случае заказчик планирует только:
- стоимость единицы закупаемого товара, работы или услуги
- общую сумму предполагаемых расходов.
Например, при зимнем содержании дорог невозможно заранее точно определить объем работ.
📌 Важно выбрать правильный метод. В противном случае не избежать жалоб со стороны участников закупки и штрафа со стороны контрольных органов.
☝️Но самое главное: правильное определение цены в госзакупках помогает эффективно использовать бюджетные средства, уменьшая риски как завышения, так и занижения стоимости контракта.
📌 НМЦК указывается в извещении, документации о закупке (если ее наличие предусмотрено Законом № 44-ФЗ), приглашении принять участие в закрытой закупке. (ст. 42 44-ФЗ).
📌 Документы, касающиеся определения НМЦК (в том числе, скриншоты соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования), заказчику целесообразно хранить с документами о закупках . Это позволит ему подтвердить, что он надлежаще исполнил требования ст. 22 Закона № 44-ФЗ по обоснованию НМЦК.
📌 Важно! При определении и обосновании НМЦК нельзя использовать иностранную валюту. Исключение предусмотрено лишь для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства (ч. 18.1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).
📌 Обязательного проведения экспертизы НМЦК для проверки ее достоверности Законом № 44-ФЗ не предусмотрено.
Однако для закупок ряда строительных работ предусмотрена проверка достоверности определения сметной стоимости (ч. 2 ст. 8.3 Градостроительного кодекса).
Также ценовому аудиту подлежит обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства объекта капстроительства при закупке строительства объекта "под ключ".
📌 Важно, чтобы НМЦК, рассчитанная с использованием установленных методов, не превышала установленные бюджетом лимиты.
Это связано с тем, что согласно Бюджетному кодексу (п.2 ст.72), контракты должны заключаться и оплачиваться в пределах этих лимитов.
Поэтому, если НМЦК превышает эти лимиты, заказчику необходимо ее скорректировать, чтобы соответствовать бюджетным ограничениям.
В противном случае, это может быть признано нарушением Бюджетного кодекса. (Письма Минфина России от 16.03.2020 № 24-01-08/19862, от 08.09.2017 № 24-01-09/58179).
📌 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
За нарушения при расчете НМЦК предусмотрена административная ответственность для должностных лиц:
🔺штраф в размере 10 тыс. руб. за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
🔺штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. за нарушения порядка определения НМЦК по гособоронзаказу (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).
В отношении определения НМЦК (за исключением НМЦК по гособоронзаказу) осуществляют контроль и рассматривают дела об административных правонарушениях органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено прокурором при осуществлении надзора за соблюдением законодательства РФ (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).
Помимо административной ответственности, за нарушение законодательства о контрактной системе, если оно совершено из корыстной заинтересованности и причинило крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 200.4 Уголовного кодекса РФ).
#терминыКСПАС #постКСПАС2024 #КСПАС2024 #АлександровскСахалинский
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев