Цезарь ван Эвердинген «Девушка в широкой шляпе» (нидерл. Cesar Boëtius van Everdingen. Meisje met een brede hoed, между 1645-1650); холст, масло; 92,2×81,7 см.; Рейксмузеум, Амстердам.
Цезарь ван Эвердинген (ок. 1616 - 1678) - голландский живописец, рисовальщик и гравёр в технике офорта Золотого века искусства Нидерландов. Представитель голландского классицизма. Старший брат художников-пейзажистов Алларта ван Эвердингена (1621-1675) и Яна ван Эвердингена (1600-1656).
Молодая женщина с приятной внешностью и несколько полной шеей стоит при ярком солнечном свете на фоне частично облачного неба. Горизонт довольно низкий, так что в нижней части заднего плана можно увидеть только верхушки деревьев. На её голове шляпа с очень широкими полями, которая сплетена из полосок розового и белого сукна и придаёт девушке элегантный и женственный вид; в результате её лицо наполовину попадает в тень. Женщина одета в атласное белое платье, которое оставляет плечо обнаженным, и яркому пятну света отрадно расположиться на этом приятной округлости плече. Розовая лента ниспадает с шляпы на ее обнаженное плечо, другая более широкая лента того же цвета служит поясом.
Эротический смысл портрета очевиден. Ван Эвердинген изображает свою „шляпную“ девушку соблазнительно и явно чувственно. Контур ее левого соска хорошо виден на атласной ткани. Левой рукой она поддерживает корзинку со сливами, которые в то время были символом похоти и сексуальности. Глаза молодой женщины, затенённые шляпой, украдкой сфокусированы на зрителе.
Искусствовед Альберт Бланкерт, эксперт по живописи семнадцатого века и голландскому классицизму, предполагает, что женщина может быть Хеленой ван Остхорн, женой Ван Эвердингена, на которой он женился в 1646 году. По словам Бланкерта, картина могла быть написана примерно в год свадьбы Ван Эвердингена. Кажется, он написал «Девушку в широкой шляпе» в основном для собственного удовольствия, поскольку он владел ею до самой смерти, а затем, согласно описанию его имущества, она перешлa к его вдове. С тех пор она исчезнет из поля зрения на века. Картина должна была висеть высоко на стене, на каминной полке или над дверью.
Поражает легкость картины, которая была необычна для семнадцатого века. Тень от ее шляпы говорит о тёплом дне. Экзотические элементы также особенные: такую шляпу носили в то время цыгане родом из Египта. Из-за связи с этой страной такие головные уборы часто встречаются у других художников на картинах с библейскими сюжетами. Корзинка для фруктов могла быть привезена из Бразилии, но такой же тип корзин плели и в Западной Африке. Примерно в 1645-1650 годах, когда Ван Эвердинген создал эту работу, такого рода экзотические атрибуты были в моде. Мир только открывался, и все из далёких стран было особенным. Подобные объекты появлялись и в других картинах того времени, в частности и у самого Ван Эвердингена в аллегории «Рождение Фредерика Хендрика» (в Оранжевом зале резиденции Хёйс-тен-Бос в Гааге).
Немного о технике написания картины. Первый слой грунта содержит красную охру, свинцовые белила, чёрный и другие натуральные пигменты. Этого слоя было достаточно, чтобы скрыть неровности холста. Второй слой грунта состоит из голубовато-серого, снова чёрного и свинцовых белил, а также красной и жёлтой охры. Затем Ван Эвердинген очень точно набросал композицию. После этого ему оставалось только раскрасить картину. Сначала он написал платье женщины полностью базовым цветом. Затем были добавлены тени. Для более светлых участков использовались свинцовые белила, а также вышеупомянутый базовый цвет, более светлый белый, и кое-где белый пигмент был немного сгущен. Затем был нанесен подмалёвок, который во времена Ван Эвердингена называли мертвой краской. Для неба он использовал сероватую смесь сажи (Ван Эвердинген все еще называл ее чёрным порошком), свинцовых белил, небольшого количества молотой умбры, также называемой горной коричневой, и немного красной охры. Верхний слой состоит из смеси смальты и свинцовых белил с добавлением небольшого количества синего лазурита. Из-за использования смальты, полученной из измельченных стеклянных осколков, на картине под микроскопом всё ещё можно разглядеть многочисленные синие и бесцветные стеклянные осколки. В процессе работы ван Эвердинген отклонился от ранее нарисованных контуров. Например, группа деревьев оказалась ниже, чем изначально задумано. Женская фигура также была изображена немного иначе. Например, правая рука стала чуть шире.
Создаётся впечатление, будто плтье подсвечен изнутри. Ван Эвердинген создал этот эффект отчасти с помощью тонких цветовых вариаций. Яркий свет, падающий на платье, также создавался очень свободным нанесением непрозрачной краски, но при этом кисть едва касалась холста, что позволяло намеренно сохранить части серого подслоя. Это заметно, например, по складкам одежды на правой руке (там же, особенно в самом низу, заметно, как подмалёвок драпировки проступает через верхний слой краски, видимо со временем верхний слой стал тоньше) Самые тёмные тени на платье и шляпе были написаны в последнюю очередь. Ван Эвердинген обычно писал платье «по-сырому», добавляя лёгкие переходы светотени и цвета.
9 декабря 2009 года картина была выставлена на продажу на аукционе Sotheby's в Лондоне под названием «Девушка с корзиной слив». До этого момента она не публиковалась, за исключением инвентарной записи. Картина находилась в частной венской коллекции, а её владелец пожелал остаться анонимным. Окончательная ставка составила 1 миллион фунтов стерлингов, без учёта покупной цены в 161 250 фунтов стерлингов. Новым владельцем стал Рейксмузеум в Амстердаме
.
ИНЕТ.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев