( ветеран Управления "А" ЦСН ФСБ России )
Прослужил в Группе «А» более двадцати двух лет. Он был руководителем отдела Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России. Недавно вышел в отставку. Мы предлагаем вниманию читателя одну из самых боевых биографий легендарного подразделения.
Михайлов Александр Владимирович, полковник. Родился 18 января 1951 года. В органах государственной безопасности с 1973 года. Окончил МГУ имени М.В. Ломоносова (1978 год) по специальности политическая экономия. В Группе «А» 7-го управления КГБ СССР с декабря 1982 года. Проходил боевую стажировку на территории ДРА. Участник многих специальных операций по освобождению заложников. Воевал на Северном Кавказе в первую и вторую «чеченскую» войну. Начальник отдела Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России. Награжден пятью орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Красного Знамени, «За личное мужество», «За военные заслуги» и Мужества, многими медалями. Почетный сотрудник КГБ.
ЛЕГЕНДА СПЕЦНАЗА АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВ, ПО ФАКТУ – ГЕРОЙ РОССИИ
Полковник «Альфы» Александр Михайлов — кавалер пяти боевых орденов, легенды отечественного спецназа, посвятившего свою жизнь борьбе с чумой нашего времени — терроризмом.
За тридцать с лишним лет работы в органах госбезопасности Александр Владимирович прошел достойный всяческого признания боевой путь от рядового сотрудника 15-го Главного управления КГБ СССР до начальника отдела Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России.
За годы службы в спецподразделении, в которое он стремился с 1978 года, но был отпущен своим руководством только в октябре 1982 года, полковник Михайлов продолжил и приумножил славные традиции Группы «А» Службы ОДП Седьмого управления КГБ СССР, которые были заложены в 1970-х годах.
За его плечами «боевая стажировка» в Афганистане, две полномасштабные войны на Северном Кавказе, Сухуми и Саратов, охрана Аркадия Ивановича Вольского в Нагорном Карабахе, Будённовск и Первомайский, Грозный и «Норд-Ост», многие специальные операции, ставшие настоящей классикой отечественного и мирового антитеррора.
Личный вклад полковника Михайлова в обеспечение безопасности нашей Державы отмечен высокими государственными наградами — орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени с изображением мечей, Красного Знамени, Мужества, «За военные заслуги» и «За личное мужество», многими медалями. Он — Почетный сотрудник госбезопасности.
В качестве начальника отдела Управления «А» ЦСН ФСБ России полковник Михайлов воспитал достойную смену — настоящих профессионалов антитеррора, не раз доказавших это своими героическими делами.
Активный деятель Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
ЗВЕЗДНАЯ КОМАНДА
– Александр Владимирович, как вы пришли в «Альфу»?
– Попасть в Подразделение было моей мечтой. И я приложил к этому немало усилий. Первый раз я пошёл на медкомиссию по подбору в Подразделение ещё в 1978 году, вместе с моим другом Плюсниным. Но он попал в «Альфу», а я нет. Потом Александр стал легендарным бойцом, одним из участников штурма дворца Амина…
– Обидно было, что не взяли?
– Точнее – не отпустило руководство управления. Я готовил команду 15-го Главного управления по самбо.
Мне помог случай – точнее, один человек, курировавший 15-е главное управление, из аппарата Андропова. В конце 82-го я попал в Подразделение.
– Какими были ваши первые впечатления от Группы?
– Я сразу почувствовал, что попал в боевое подразделение. Многие сотрудники уже участвовали в настоящих боевых операциях, имели боевые награды. Конечно, мы все старались на них равняться.
- А сколько у вас сейчас боевых наград?
- Пять орденов: «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с мечами, орден Боевого Красного Знамени, «За военные заслуги», «За личное мужество» и орден Мужества. Это не считая медалей. Есть ещё знак – «Почётный сотрудник КГБ».
- И всё это – за спецоперации?
- Не только. Хотя в основном – да.
- А какие награды для вас стали главными, знаковыми?
- Для меня все награды являются главными и почётными, потому что они получены в бою, а не за канцелярскую работу, не за перебирание бумажек. Я свои ордена заработал честным боевым трудом, а не расшаркиваясь на паркете.
Но, конечно, бывали разные ситуации. И некоторые больше врезались в память, больше значили и для меня, и для страны в целом, чем другие.
- Тогда расскажите, например, за что вы получили «За заслуги перед Отечеством». Ведь сейчас это одна из высших наград России...
- Если коротко, то за Дубровку.
«НОРД-ОСТ»
До сих пор помню в подробностях, как всё это было. Мы с Игорем Ореховым ехали домой, и где-то в районе метро «Университет» у меня сработал пейджер. Смотрю – «боевая тревога». Через несколько минут я уже стоял в дежурке и слушал – «захвачены заложники, адрес – ДК на улице Мельникова». Мы со Славой Гудковым экипировались и через несколько минут уже ехали по ночной Москве на место происшествия.
В штабе я получил конкретное задание и мы с Сергеем Дяченко приступили к его выполнению: изучать скрытые пути подхода к зданию, места проникновения в ДК на Дубровке. И детальное исследование крыши культурного центра. Данные передавались в штабную группу Управления «А» ЦСН, где всё это систематизировалось.
В это время подразделения отрабатывали свои действия по штурму в культурном центре «Меридиан», так как он строился по аналогичному проекту, что и захваченный центр на Дубровке. Это нам очень помогло – оказалось, что в проекте предусмотрен проход между корпусами, который должен вести прямо в холл театра.
Мы стали искать этот проход. Обнаружился он в местном ночном клубе – мне его показал местный официант. Проём был на месте – правда, заложенный кирпичом и закрытый фанерой. Мы разобрали проём. Во время штурма через него прошло семьдесят человек – в том числе и моя группа…
Но это было потом. А перед этим двое суток мы изучали объект. За это время освободили семерых спрятавшихся заложников. В том числе и двух девушек, которые сбежали от бандитов через окно туалетной комнаты. Одна девчонка, прыгая, сломала себе обе ноги. Штаб попросил срочно оказать помощь. Мы с Мишей Кульковым бросились их вытаскивать. Он взял под руку одну девчушку, я на руки взял ту, у которой были повреждены ноги - и бежать.
Когда я поднял ее на руки, понес, она спросила: «Дяденька, вы меня спасете?» До сих пор помню, как от жалости перехватило горло.
Когда мы вышли из-под карниза, то попали под огонь боевиков. В это время был ранен в плечо Костя Журавлёв, который нас прикрывал.
К исходу дня 25 числа план штурма был практически готов и утверждён. Перед самым уходом из штаба один из руководителей операции сообщил, что для ослабления сопротивления террористов будет применен газ и что нам нужно подготовить противогазы.
- Как отнеслись к этому бойцы?
- Спокойно, так же продолжали подгонять экипировку. Лишних вопросов никто не задавал. Все уже мысленно были в бою. Люди знали, на что идут. Все прекрасно понимали: достаточно одного взрыва - и все будут погребены под развалинами. Особенно рисковали те группы, которые входили непосредственно в зал. Но отказников не было! Что будет — то будет.
Но вернёмся к тем событиям. За два часа до штурма специалисты добрались до вентиляционной системы и пустили по ней газ. Примерно в 5.45, когда газ уже начал действовать, все штурмовые группы ЦСН пошли на штурм. И хотя сопротивление террористов на некоторых участках было отчаянное, всё же газ сделал своё дело.
Ну а после самого штурма началась эвакуация людей. Практически 30—40 минут смертельно уставший спецназ в противогазах и бронежилетах выполнял работу медиков и сотрудников МЧС. Помню, как мы вытаскивали грузного мужчину весом 120 килограммов, упавшего в проход между креслами. Пришлось ломать кресла, чтобы вытащить тело…
Я уверен – если бы медики и спасатели прибыли бы на место проведения операции вовремя, жертв было бы меньше на порядок. Но ответственность за потерянные жизни несут не они, а их руководство, не обеспечившее координацию действий служб.
ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ
– Оглядываясь назад, скажите, чем была и есть для Вас Группа «А»? Что это такое?
– Геннадий Николаевич Зайцев недавно написал мемуары, которые озаглавил: «Альфа — моя судьба». По всей видимости, так он и есть. Это судьба, жизнь и, что главное, образ жизни, служения своему Отечеству. И он, этот образ жизни, наверное, останется со мной до конца.
Поэтому сейчас, когда ушел на пенсию, тяжело… Утром встанешь – вроде бы пора идти на работу. Но автомата уже нет под рукой.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Умным, сильным
И всегда готовы
Защитить Родину!