80 лет назад, 20 ноября 1945 года во Дворце юстиции города Нюрнберг (Германия) началась работа Международного военного трибунала. В его состав вошли представители держав-победительниц во Второй мировой войне – СССР, США, Великобритании и Франции. На скамье подсудимых оказались бывшие руководители нацистской Германии. Заправилам «Третьего Рейха» предстояло ответить за совершенные ими чудовищные злодеяния.
Советский Союз, начиная с Заявления правительства от 14 октября 1942 года, инициировал и последовательно выступал за предание международному суду нацистских главарей, виновных в зверствах на оккупированных территориях. Правовыми основами формирования и деятельности Международного военного трибунала явились Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907 год), Женевская конвенция об обращении с военнопленными (1929 год), решения и договоры Лиги Наций, Московская декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства (1943 год), Лондонское соглашение между правительствами СССР, США, Великобритании и временным правительством Франции и Устав Международного военного трибунала (1945 год).
Суд был сформирован на паритетных началах из представителей четырёх великих держав: от СССР – заместитель председателя Верховного суда Союза ССР Иона Тимофеевич Никитченко, от США – член федерального Верховного суда Фрэнсис Биддл, от Франции – профессор уголовного права Анри Доннедьё де Вабр, от Великобритании – главный судья лорд Джеффри Лоуренс (председательствующий). Аналогично организовался корпус главных обвинителей в рамках созданного Комитета по расследованию дел и обвинению главных военных преступников: от СССР – прокурор Украинской ССР Роман Андреевич Руденко, от США – член федерального Верховного суда Роберт Джексон, от Великобритании – генеральный прокурор и член Палаты общин Xартли Шоукросс, от Франции – министр юстиции Франсуа де Ментон, которого сменил Шампетье де Риб.
Нюрнбергский процесс был открытым и гласным. За 316 дней его проведения состоялось 403 судебных заседания. Подсудимым предъявили обвинения в организации и осуществлении заговора против мира (участие в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств; германизация оккупированных территорий) и человечности (до или во время войны проведение политики преследования, порабощения, репрессий и истребления людей по политическим, расовым или религиозным мотивам, содержание в тюрьмах без суда и следствия, применение пыток и совершение убийств), в совершении тягчайших военных преступлений (убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; разграбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления). Трибунал также поставил вопрос о признании преступными организациями правительства, генерального штаба и Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) нацистской Германии, руководства Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), охранных отрядов (СС), включая службу безопасности (СД), штурмовых отрядов (СА), государственной тайной полиции (гестапо).
Приговор Нюрнбергского трибунала прямо вменил в вину подсудимым участие в приготовительных к агрессии действиях, в совещаниях, подготовлявших агрессию. В частности, на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства был представлен план агрессии против СССР под наименованием «Барбаросса», в котором предусматривалось массовое уничтожение советского мирного населения. Нацистские преступники в ходе проведённого психологического тестирования показали высокий уровень интеллектуальных способностей, что, однако, не имело ничего общего с их нравственностью. На вопрос, заданный обвиняемым в самом начале Нюрнбергского процесса: «Признаёте ли вы себя виновными?», все обвиняемые как один ответили отрицательно. Но и спустя почти год – время, вполне достаточное для переосмысления и переоценки своих действий, – почти никто из них не изменил своего мнения.
Обвинительный приговор был оглашён 30 сентября – 1 октября 1946 года Г. Геринг, И. фон Риббентроп, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрейхер, Ф. Заукель, А. Йодль, А. Зейсс-Инкварт, а также М. Борман (заочно) были приговорены к смертной казни через повешение; Р. Гесс, В. Функ и Э. Редер – к пожизненному заключению; Б. фон Ширах и А. Шпеер – к 20, К. фон Нейрат – к 15 и К. Дёниц – к 10 годам тюремного заключения. Г. Фриче, Ф. фон Папен и Я. Шахт были оправданы. Руководящий состав НСДАП, СС, СД и гестапо был объявлен военными преступниками. Советский судья И.Т. Никитченко подал особое мнение, где возражал против оправдания Фриче, Папена и Шахта, непризнания германского кабинета министров, генерального штаба и Верховного главнокомандования вермахта преступными организациями, а также пожизненного заключения (а не смертной казни) для Гесса.
Контрольный совет для Германии 9 октября 1946 года согласился с приговором трибунала. Все ходатайства осуждённых были рассмотрены и отклонены. Казнь главных военных преступников была назначена, и приговор приведён в исполнение 16 октября 1946 года. Принципы международного права, признанные Уставом Международного военного трибунала и нашедшие выражение в его приговоре, были подтверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 95 (1) от 11 декабря 1946 года. Трибунал впервые в истории международного права признал агрессию тягчайшим уголовным преступлением, разоблачил человеконенавистническую сущность германского нацизма, его расистских планов и действий по физическому истреблению десятков миллионов человек, противоправные притязания германского милитаризма и финансово-промышленных монополий на мировое господство.
Историческая роль Нюрнбергского процесса заключается в том, что впервые в истории международных отношений он положил конец безнаказанности агрессии и агрессоров в уголовно-правовом смысле.
Знаете ли вы, что:
- На скамье подсудимых отсутствовали покончившие жизнь самоубийством А. Гитлер, Й. Геббельс, Г. Гиммлер и Р. Лей, а также М. Борман, судимый заочно (скрылся и не был разыскан), и признанный неизлечимо больным Г. Крупп.
- Процесс вёлся одновременно на четырёх языках: русском, английском, французском и немецком.
- Все подсудимые получили возможность воспользоваться услугами адвокатов.
- Прессу и радио в суде ежедневно представляли около 250 корреспондентов.
- Стенограммы процесса составили почти 40 томов, содержащих более 20 000 страниц.
- Г. Геринг покончил с собой перед казнью.
- После завершения процесса над главными военными преступниками в 1946–1949 гг. состоялись 12 судебных процессов, также получивших название «нюрнбергские» (над нацистскими врачами, судьями, сотрудниками Министерства иностранных дел и др.). В отличие от главного процесса, эти дела слушал не Международный военный трибунал, а Нюрнбергский военный трибунал, созданный военным командованием США. Перед судом предстали 185 человек, из которых 142 были признаны виновными. 24 человека были приговорены к смертной казни (помилованы 11), 20 – к пожизненному заключению, 98 – к различным тюремным срокам, 35 человек оправданы. 8 подсудимым приговоры не были вынесены в связи со смертью или признанием невменяемыми.
- В 2010 году в помещении, где проходили судебные заседания — в «зале под номером 600»— был открыт Музей истории Нюрнбергского процесса.
В фондах ЦМВС РФ хранятся острохарактерные графические работы художника Н. Н. Жукова, выполненные им на Нюрнбергском процессе непосредственно во время заседаний Международного военного трибунала.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_ПамятныйДень #ЦМВСРФ_ДеньвИстории #ЦМВСРФ_экспозиция #музей

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев