совершили подвиг две подруги-москвички Наташа Ковшова и Маша Поливанова (на фото слева).
Наталья Венедиктовна Ковшова (1920 —1942). Родилась в Уфе. Отец – комиссар полка в годы Гражданской войны. Мать — из семьи революционеров. Дед Натальи Ковшовой и два дяди были казнены белыми в 1918 г. в Златоусте. В 1940 г. Наталья Ковшова окончила 10 классов средней школы. Она хотела поступить на учебу в аэроклуб, но ей отказали, поскольку ее отец был объявлен врагом народа и отбывал наказание в лагерях. Два года подряд поступала в Московский авиационный институт, но здесь ее тоже ждал отказ. 5 мая 1941 г. с помощью родной тети девушка устроилась на работу в трест «Оргавиапром», где проработала в отделе кадров до ухода на фронт. Здесь Наташа встретила Машу Поливанову.
Мария Семеновна Поливанова (1922 – 1942) была скромной девушкой, из простой рабочей семьи. Жили Поливановы под Москвой, на станции Востряково. Маша помогала матери вести хозяйство, ухаживала за младшей сестренкой. Потом сама стала работать, а по вечерам училась. Два старших брата — командир стрелковой роты и механик-водитель танка погибли, третий брат был тяжело ранен.
Подруги вместе пошли учиться в школу снайперов. В октябре 1941 г. девушки ушли добровольцами на фронт в составе 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии (преобразована в 130-ю стрелковую дивизию). В августе 1942 г. дивизия была передана в состав 1-й ударной армии. Командование Северо-Западного фронта планировало окружить немцев и ликвидировать так называемый «Рамушевский коридор», через который шло снабжение немецких войск окруженных под Демянском. Советская 11-я армия наносила удар с севера, а 1-я ударная армия – с юга. Между северной и южной группировкой советских войск ширина «Рамушевского коридора» составляла всего 3 км. 14 августа 1942 г.130-я дивизия атаковала у деревни Сутока позиции 3-й танковой дивизией СС «Мертвая голова». В ходе наступления был убит командир 528-го полка майор Тарасюк. В бой пришлось ввести резервную 4-ю роту и группу снайперов, в их числе были Наталья Ковшова и Мария Поливанова.
В ходе боя соседняя дивизия не выполнила приказа штаба 1-й ударной армии и допустила окружение немцами батальона 130-й дивизии. Часть бойцов отступила, оставив 4-ю роту и снайперов, в том числе Ковшову и Поливанову в окружении. К 16 часам девушки остались одни, немцы в них не стреляли и хотели взять их живыми. В 19 часов советские войска снова перешли в наступление и, согласно отчету дивизии СС «Мёртвая голова», прорвались на 400 метров. На полянке, где вели бой Ковшова, и Поливанова советские солдаты их тел не нашли.
В своих воспоминаниях санинструктор 130-й дивизии старший сержант Тихонова пишет: «Бой в то утро принял ожесточенный характер. Вместе с бойцами пошли многие из нас. 3 снайпера и 11 автоматчиков получили задание направиться на левый фланг… Немцы трижды контратаковали. Они пытались сбить наших с занимаемых рубежей… И вот там девушки пали смертью храбрых. Место их гибели не раз переходило из рук в руки. Кругом зияли огромные воронки от авиабомб и снарядов. Я делала попытки обнаружить трупы моих боевых подруг среди этих воронок, но не нашла. Ожесточенный артиллерийский обстрел этого места не давал поднять головы».
В своих воспоминаниях санинструктор Софья Найденова пишет: «Полянка, на которой погибли Наташа и Маша, не сразу была взята. Когда наши заняли эту полянку, бойцы искали тела девушек, но безрезультатно. Да и что можно было найти: кругом немцы понаставили мин, река Робья была красная от крови, трупы смердили нещадно. Я даже схватила дизентерию. Не исключено, что Наташу и Машу похоронила чужая команда».
На южной опушке леса, в захваченной немецкой траншее, в 150 метрах от правого берега реки Робья была создана братская могила для советских солдат. В течение двух месяцев – в августе и сентябре 1942 г. там хоронили убитых красноармейцев. Считается, что это место первоначального захоронения Натальи Ковшовой и Марии Поливановой. После войны все тела из братской могилы были перезахоронены в селе Коровитчино. В августе и сентябре 1942 г. у д. Сутоки погибло много советских солдат 130-й сд и часть из них до сих пор считается пропавшими без вести. Многие из пропавших без вести так и остались лежать в роще «Верблюд» и в роще «Тёмная». Сегодня поисковики находят их и по сохранившимся медальонам устанавливают личности. Отец Натальи Венедикт Ковшов знал, что тело дочери не нашли, поэтому пожелал, чтобы после его смерти рядом с его могилой был установлен кенотаф Натальи Ковшовой (кенотаф устанавливается, если тело погибшего было утрачено во время войны).
Поскольку тел девушек не нашли, то они и сегодня бы числились как пропавшие без вести. О подвиге Натальи Ковшовой и Марии Поливановой никто бы никогда и не узнал, если бы не остался в живых воевавший с девушками один боец. Когда вечером 14 августа наши воины отбили у немцев место гибели 4-й роты, то обнаружили только одного выжившего – командира отделения 528-го полка младшего сержанта Владимира Ильича Новикова, 1921 года рождения. Он рассказал, что был ранен в обе руки и не мог стрелять. Маша перевязала ему раны, и он пополз в сторону леса. Со стороны боец видел последние минуты жизни девушек и сам подвиг. Девушки отчаянно продолжали вести огонь, пока у них не кончились патроны. Когда немцы подползли поближе, Наталья и Мария бросили две гранаты. Продвинувшись дальше, немцы нашли окровавленных девушек, лежащих без движения. Один из немцев ткнул ногой Наталью. В ту же секунду два оглушительных взрыва слились в один. Новиков смог уползти дальше в лес и притвориться мертвым.
2 сентября 1942 г. Наталья Ковшова и Мария Поливанова были представлены к званию Героя Советского Союза. 14 февраля 1943 г. оно было присвоено. Таким образом, девушки стали единственной снайперской парой в истории Великой Отечественной войны, удостоенной этого высокого звания. 1 мая 1944 г. Наталья Ковшова и Мария Поливанова также были посмертно награждены медалью «За оборону Москвы».
Страна не забыла подвиг своих дочерей. Обе героини удостоены одной из высших воинских почестей – навечно зачислены в списки части. Их имена высечены золотом в зале Победы нашего музея. Именами девушек названы улицы и школы в Уфе, Москве, Старой Руссе и Севастополе.
#ЦМВСРФ #музей #экспозиция
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев