В те далекие времена, когда Русь подвергалась набегам иноземных захватчиков, особенно страшно было услышать, что к селам и городам приближаются полчища монголо-татар. Если люди успевали, то они прятали жен и детей. Особенно в знатных семьях, так как для русских княгинь считалось хуже смерти попасть в плен к монголам. Что ждало знатных красавиц в татарском плену, почему они так этого боялись?
Почему старались захватить женщин познатнее.
В летописях монголо-татарские захватчики описаны как изверги, нападавшие на русские села и города, убивавшие всех и вся. А с тех, кто оставался в живых, татары требовали дань. Часто вместе с данью отбирали девушек и женщин, оставляя людей в великом горе. Если же им попадались родовитые дамы, то это считалось очень хорошей добычей – княжну можно было выгодно продать на невольничьем рынке.
Для обычного монголо-татарского воина привезти с собой княжну считалось неслыханной удачей. Он продавал ее в ханскую ставку, получал барыш и повышение по службе. Нередко татары сами требовали у русских князей отдать им дочерей, чтобы те вышли замуж за ханских сыновей. Тогда князья могли действовать даже на своих условиях. Были и такие случаи, когда отцы сами отдавали дочерей, лишь бы монголы не нападали на их земли в течение определенного периода.
Как жилось княжнам в монгольском плену.
Судьба большинства взятых в плен девушек была невеселой. Женщины из боярских домов становились наложницами знатных монгольских воинов, а простые крестьянки с миловидной внешностью жили у обычных солдат, ублажали их, готовили, вели хозяйство, часто получая пинки от «родных», монгольских жен. Но бывало и так, что знатных женщин, наскучивших хозяевам, передавали дальше, воинам. О судьбе русской женщины, попавшей в лен к монголам, хорошо говорят слова народной песни :
«Как за речкою, да за Дарьею».
Как за речкою, да за Дарьею,
Злы татарове дуван дуванили.
На дуваньице доставалася,
Доставалася теща зятю.
Вот повез тещу зять во дикую степь,
Во дикую степь, к молодой жене:
«Ну и вот, жена, те работница,
С Руси русская полоняночка.
Ты заставь её три дела делати:
Первое дело—куделю прясть,
Другое дело—лебедей стеречь,
А и третье дело—дитю качать».
Полоняночка колыбель колышет,
Ох, качает дитя, прибаюкивает:
«Ты, баю, баю, боярский сын,
Ты по батюшке зол татарчоночек.
А по матушке ты русёночек,
А по роду мне ты внучоночек:
Ведь твоя-то мать мне родная дочь,
Семи лет она во полон взята».
Дочка к матери повалилася,
Повалилася во резвы ноги:
«Государыня, моя матушка,
Не спознала я тебя, родную.
Ты бери ключи, ключи золоты,
Отпирай ларцы, ларцы кованы,
Ты бери казны, сколько надобно,
Ты ступай-ка, мать, во конюшенку.
Ты бери коня что ни лучшего,
Ты беги, беги, мать, во святую Русь,
«Не поеду я во святую Русь,
Я с тобой, дитя, не расстануся!»
В песне показана более или менее приемлемая судьба девушки. В большинстве же своем женщины или умирали в дороге, или жили в вечном позоре, прислуживая насильникам и живодерам.
Продажа на рынках рабов.
Женщины были для татар простым товаром. Они и перевозили их, как товар, как ходячие мешки с картошкой, по пути издеваясь и насилуя. Н большие расстояния пленницы шли пешком – куда направлялись кочевники, туда и тащилась их добыча. За редким случаем, если дама была особенно знатной и красивой, ее сохраняли в пути для того, чтобы цена при продаже стала выше.
Иногда на завоеванных территориях власть ханов признавали сразу, без боя. И в качестве дани передавали монголам не только золото и продукты, но и женщин. А так как захватчикам большое количество рабов не требовалось – их же тоже надо было, хоть скудно, но кормить, то бедолаг гнали на Юго-Восток, продавали в Турции на рабовладельческих рынках. Некоторые историки сообщали, что женщины шли в лохмотьях, даже совсем нагими, питались падалью или остатками со стола. Если в пути кто-то болел – их бросали без всякой помощи.
Сопротивление монголо-татарам.
Русский народ не всегда сдавался на милость захватчикам, отпор был, как мы знаем, неимоверным. Если поначалу татары брали только дань в виде золота и зерна, то потом захватчики обнаглели и стали требовать самых красивых женщин на Руси, дочерей и жен самых знатных князей. И часто получали отпор.
Дерзкий хан Батый однажды потребовал, чтоб князь Федор отдал свою жену и дочь в наложницы монголам. На что Федор ответил: «Ты сначала нас завоюй, а потом уже требуй в свое нечестивое ложе наших девушек». На такие слова Батый отомстил жестоким набегом: князья русские были казнены, а женщины уведены в рабство.
Многие княжны, не желая попасть в руки захватчикам, но понимая, что этого не избежать, прыгали с высоты или топились в реках. Если быть точным, за все время в плен к татарам попала всего одна великая княгиня – Агафья, жена Юрия Всеволодовича. Во время осады города Владимира Агафья с детьми остались в стенах крепости. Правда, тут мнения расходятся: одни летописи говорят, что Агафья погибла, сражаясь за семью. А другие – что ее захватили и увели в плен, потом жестоко замучили в ханском шатре.
В любом случае, княжна или крестьянка – не важно. Попасть в плен было страшно. Ничего хорошего русским женщинам монгольское рабство не сулило.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3