Украшать ёлочку на Рождество и Новый год – немецкая традиция, которая укрепилась в России примерно в середине XIX века. Дети верили, что младенец Христос летает ночью на облаке и украшает ёлки сладостями и подарками на радость детям.
Ранее немецкие рождественские ёлки в Роcсии пытался ввести Петр I, но после его смерти эта традиция оказалась забыта. В XVIII веке в России елками украшали только питейные заведения. В народе даже появилась фраза «идти под ёлку» - хотеть напиться, «быть под ёлкой» - сильно напиться.
Например, поэт А.С. Пушкин упоминает кабацкую ёлку в рассказе «Истории села Горюхина», где елкой украшено питейное заведение: «древнее общественное здание, украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла».
Ёлочную традицию с детскими праздниками в России XIX века сделала популярной императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I. Она была немецкой принцессой и скучала по родным традициям.
Император хоть и был против ёлок (он опасался, что зажженные свечи на ёлках могут упасть и устроить пожар), но отнесся благосклонно к желанию супруги.
Первая детская ёлка была организована императрицей в 1828 году во дворце, идея вызвала всеобщий восторг. Дети «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал. Императрица уходила вперед, чтобы осмотреть еще раз все столы, а у нас так и бились сердца радостью и любопытством ожидания. Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал.
Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту».
Царские дети дарили подарки родственникам, которые покупали сами. «У нас была зажжена по обыкновению елка в Малом зале, где мы одаривали друг друга мелочами, купленными на наши карманные деньги» - вспоминала великая княгиня Ольга – дочь Николая I.
«Ёлочная» традиция распространилась в Петербурге, горожанам понравилось эта «немецкая забава». Вскоре рождественское дерево (Weihnachtsbaum) появилось почти в каждом доме.
В этот праздник ребятишки забывали о строгих правилах взрослых и веселились от души: «Дети все были до невероятности милы и решительно не хотели походить на больших, несмотря на все увещания гувернанток и маменек. Они разобрали всю елку вмиг, до последней конфетки, и успели уже переломать половину игрушек, прежде чем узнали, кому какая назначена» - пишет Ф.М. Достоевский.
Интерес к ёлкам вырос также благодаря сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик», которая стала популярна в России XIX века.
Гофман красочно описывает ёлку с угощениями и подарками для детей:
«Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!»
В 1892 году на Рождество в Мариинском театре был поставлен балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», который стал музыкальным олицетворением праздничных «Ёлок».
Фразы «устроить ёлку», «пойти на ёлку» вскоре стали привычными для горожанина в XIX веке. В разговоре канун Рождества – Сочельник стали называть просто «Ёлка».
Создатель словаря В.И. Даль писал: «Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, Сочельник».
В годы Первой мировой войны с Германией ёлки подвергались критике. Против ёлочной традиции выступали политики, призывая прекратить вражеское немецкое развлечение. Николай II поддержал идею бойкота немецкой традиции, в 1915 году запретили установку елки в гимназиях и других общественных учреждениях. Однако официальные запреты не мешали людям следовать привычным рождественским традициям. «Лишать детей рождественского веселья – жестоко» - рассуждали взрослые.
Официальные «Ёлки» вернулись после Октябрьской революции 1917 года и перемирия с Германией, но потом снова на долгие годы оказались под запретом как «буржуазное развлечение».
«Культурология»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3