Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений. Один из пионеров цветной фотографии в России.
Его детство было ясным, беззаботным. В 6 лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку»: Ж. Верна, Эдгара По, Ч. Диккенса, Д. Писарева, Л. Толстого, А. Шопенгауэра. Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние.
Окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились: умер отец и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему им написан первый рассказ – «о голодном студенте. Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись».
В 1893 году, исключённый за неуплату из Петербургского университета, Андреев перевёлся на юридический факультет Московского университета в котором «материально жилось лучше»: помогали «товарищи и комитет».
Через 2 года в Москву перебралась его мать с 5 младшими братьями и сёстрами, начался период нищеты и скитания по квартирам.
Андреев-студент давал уроки, составлял объявления о работе московских музеев для газеты «Русское слово».
Окончив в 1897 году университет кандидатом права, он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве защитника. Может быть, из своей практики Леонид Андреев и вынес сюжет произведения, которое считается началом его литературной карьеры: 5 апреля 1898 года в газете «Курьер» вышел рассказ «Баргамот и Гараська».
В марте 1900 года молодой писатель познакомился с Максимом Горьким, который ввел его в литературный кружок «Среда».
Настоящая же слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-Были» в журнале «Жизнь».
В 1902 году он женился на А.М. Велигорской – внучатой племяннице Тараса Шевченко. За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:
«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел — жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один — больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле — если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своём безысходном одиночестве…».
— Андреев Вадим. Детство, с. 156—159
В том же году стал редактором «Курьера»; Андреев вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи М. Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначились направленность творчества и его литературная манера.
Писатель с восторгом приветствовал первую русскую революцию, пытался активно содействовать ей: работал в большевистской газете «Борьба», участвовал в секретном совещании финской Красной Гвардии. Андреев снова вступил в конфликт с властями, и в феврале 1905 года за предоставление квартиры для заседаний ЦК РСДРП его заключили в одиночную камеру. Благодаря залогу, внесенному Саввой Морозовым, ему удалось выйти из тюрьмы. Несмотря ни на что, Андреев не прекратил революционную деятельность. От преследований властей ему пришлось скрываться за границей: в конце 1905 года писатель выехал в Германию.
Там он пережил одну из самых страшных трагедий своей жизни – смерть супруги при рождении сына.
Леонид Андреев тяжело переживал смерть жены. Он писал: «…для меня и до сих пор вопрос — переживу я смерть Шуры или нет, — конечно, не в смысле самоубийства, а глубже. Есть связи, которых нельзя уничтожить без непоправимого ущерба для души».
Леонид Николаевич уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького. После начала реакционного движения в 1907 году Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.
Начало I-й мировой войны Леонид Андреев встретил с воодушевлением. Он публикует драму о военных событиях в Бельгии («Король, закон и свобода»), в 1914 году драма была экранизирована Акционерным обществом А. Ханжонкова.
После Февральской революции 1917 года писатель входил в редакционный Совет реакционной газеты «Русская воля».
Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в деревне Неувола (близ Мустамяки, Финляндия) и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.
Последние сочинения писателя проникнуты пессимизмом и ненавистью к большевистской власти («Дневник сатаны», «SOS»).
«Все мои несчастья сводятся к одному: нет дома. Был прежде маленький дом, дача в Финляндии, и большой дом: Россия с её могучей опорой, силами и простором. Был и самый просторный дом — искусство-творчество, куда уходила душа. И все пропало. Вместо маленького дома — холодная, промерзлая, оборванная дача с выбитыми стеклами, а кругом — чужая и враждебная Финляндия. Нет России…».
— Кен Л., Рогов Л. «Жизнь Леонида Андреева, рассказанная им самим и его современниками»
12 сентября 1919 года в 18 часов Леонид Андреев скоропостижно скончался от паралича сердца в местечке Мустамяки, на даче у своего друга — врача и литератора Ф. Н. Фальковского. «Сильное, чуткое сердце, устав, разорвалось в куски», — написал Саша Чёрный.
Андреев был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.
Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.
С 1956 года его избранные произведения часто переиздавались в СССР. В 1991 году в Орле, на родине писателя, открылся Дом-музей Леонида Андреева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев