Богоматерь с младенцем. Михаил Александрович Врубель, 1885
Потом были другие романы — чаще мимолетные, но неизменно бурные и, в том или ином смысле, разрушительные.
Однажды Михаил Врубель написал для коллекционера Ивана Терещенко картину «Моление о чаше». Зная привычку художника переделывать готовые работы, Терещенко взял с него клятву, что он не прикоснется к готовому (и, говорят, великолепному) полотну, и заплатил с условием, что заберет картину через пару дней.
Дальнейшие события описывал Михаил Нестеров: «В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе — наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали „рыжие“. Наш Михаил Александрович успел увидеть, познакомиться, плениться и пленить (ведь он в тот час был „богачом“, продав свое „Моление о чаше“ Терещенко) очаровательную, единственную, ни с кем не сравненную наездницу. И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя в меблирашках, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. На несчастье, не оказалось холста, но тут Михаил Александрович увидел свое изумительное „Моление о чаше“ — и тотчас же у него сверкнула „счастливая“ мысль: на этом холсте, не откладывая ни минуты, под свежим впечатлением написать, хотя бы эскизно, тот момент, когда очаровательная Анна Гаппе появляется на арене цирка, стоя на коне, и под звуки музыки и директорского хлыста начинает свои полеты через ряд обручей. Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от „Моления о чаше“ остался лишь небольшой незаписанный угол».
Словом, Михаил Врубель был натурой мятущейся, порывистой и влюбчивой. Когда он сделал предложение Надежде Забеле, близкие не сомневались, что он это не всерьез и ненадолго. Они ошиблись: Надежда стала главной и последней любовью Михаила Врубеля.
Нет комментариев