Сооружение для установки приборов «Гусь»
Подготовка изделия к испытаниям осуществлялась особой группой работников Министерства среднего машиностроения. Непосредственные наблюдения за взрывом должна была осуществлять опытно-научная часть полигона, в составе которой для этой цели было создано 11 научно-испытательных групп: физико-техническая, радиохимическая, биологическая, инженерная, артиллерийская, авиационная, бронетанковая, химическая, военно-морская, дезактивационная и радиационная службы.
За годы, предшествовавшие испытанию термоядерного заряда, Институт химической физики много сделал для оснащения полигона более современной и надежной аппаратурой.
В радиохимических исследованиях принимали участие сотрудники КБ-11, Радиевого института, полигона, Лаборатории № 2. Радиохимические методы предполагалось использовать для подтверждения термоядерного характера взрыва и получения важной информации по проблеме «Перемешивание».
УСПЕХ ИСПЫТАНИЯ 12 АВГУСТА 1953 Г.
Государственная комиссия под председательством И. В. Курчатова принимает решение — провести испытания первой водородной бомбы 12 августа 1953 г. в 7 часов 30 минут по местному времени.
Операцию по сборке заряда проводили специалисты КБ-11 Н. Л. Духов, Д. А. Фишман, Н. А. Терлецкий, В. Ф. Гречишников под руководством Ю. Б. Харитона и в присутствии И. В. Курчатова и А. Д. Сахарова.
Подготовка системы автоматики осуществлялась В. И. Жучихиным и Г. А. Цырковым. В работах принимали участие А. Д. Захаренков и Е. А. Негин.
Снаряжение заряда капсюлями-детонаторами после подъема его на башню осуществлялось А. Д. Захаренковым и Г. П. Ломинским и Е. В. Вагиным под руководством К. И. Щелкина и в присутствии А. П. Завенягина.
Операторами на пульте подрыва заряда работали А. Д. Захаренков (КБ-11) и С. Л. Давыдов (МО). Руководил работой операторов автоматики поля и пульта управления К. И. Щелкин (КБ-11).
В 7 часов 30 минут над башней, где был установлен заряд, на высоте 11 км пролетело 2 самолета ИЛ-28, а через 152 с по команде был произведен подрыв РДС-6с.
Огненный шар с продолжительным свечением наблюдался в городке испытателей (60 км) и в г. Семипалатинске (170 км).
Для анализа результатов опыта И. В. Курчатов на совещании 13 августа назначил 18 групп для представления результатов физических изменений. В состав этих групп вошли как выдающиеся ученые, так и молодые специалисты КБ-11. Например, группой ударной волны руководил Е. И. Забабахин (КБ-11), в группу входили академики М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев и член-корреспондент М. А. Садовский. Группой определения мощности по огненному шару руководил молодой специалист КБ-11 Н. А. Попов, а в состав его группы входили академики М. В. Келдыш и член-корреспондент Д. И. Блохинцев.
Основным методом определения энергии взрыва при воздушных и наземных ЯВ являлся метод «огненного шара», основанный на решении задачи распространения сильной ударной волны, который был разработан Д. А. Франк-Каменецким в 1951 г.
Проведение испытания РДС-6с в редакции аналогичной испытанию атомной бомбы РДС-2 мощностью 38 кт ТЭ в 1951 г., позволило эффективно сравнить поражающее действие взрыва РДС-6с.
Как следует из доклада В. А. Малышева, Б. Л. Ванникова Г. Н. Маленкову о результатах испытания РДС-6с площадь разрушений от взрыва бомбы была в 1953 г. в 2-2,5 раза больше, чем при взрыве бомбы в 1951 г., что соответствует в 8-10 раз большей мощности взрыва РДС-6с.
Военная техника, установленная на различных расстояниях получила необратимые повреждения на расстояниях до 4250 м.
Предварительный отчет по результатам испытаний был составлен за 3 дня после испытаний
№ 16
СООБЩЕНИЕ В. А. МАЛЫШЕВА, Б. Л. ВАННИКОВА, А. М. ВАСИЛЕВСКОГО И ДРУГИХ Г. М. МАЛЕНКОВУ
ОБ ИСПЫТАНИИ ИЗДЕЛИЯ РДС- 6С
Весьма срочно 12 августа 1953 г
Передано по ВЧ Сов. Секретно
( Особая папка)
В Президиум ЦК КПСС товарищу Маленкову Г. М.
Рады доложить Центральному Комитету Коммунистической Партии и Советскому Правительству о том, что задание Партии и Правительства по созданию водородной бомбы выполнено.
Сегодня 12 августа в 4 час 30 мин по московскому времени взорвано изделие РДС- 6с и осуществлена термоядерная реакция.
Взрыв сопровождался образованием огненного шара и грибообразного облака значительно больших размеров, чем во всех предыдущих испытаниях.
Свечение огненного шара было значительно более сильным и продолжительным ( 34 секунды при 18 секундах в опытах 1951 года 1).
Огненный шар, свечение и грибообразное облако были очень хорошо видны в Семипалатинске за 170 километров от места взрыва, где также был слышен и взрыв.
Через несколько секунд после взрыва в наблюдательных пунктах в 10 и 25 километрах от места взрыва ощущалось довольно сильное сотрясение почвы и был слышен продолжительный подземный гул, чего не наблюдалось при испытаниях в 1951 году.
Скорость ударной волны была значительно больше, чем при испытаниях в 1951 году; построенные на полигоне жилые кирпичные двух-, четырех- и пятиэтажные дома и промышленное здание на расстояниях два, два с половиной и три километра от места взрыва полностью разрушены.
У четырехэтажного кирпичного дома на расстоянии 4- х километров от места взрыва сорвана крыша, разрушены стены двух верхних этажей и большая часть междуэтажных перекрытий и перегородок. Стены дома дали трещины до фундаментов, и дом угрожает обвалом.
При испытаниях 1951 года пятиэтажный дом был разрушен на дистанции полутора километров.
Железнодорожный металлический двухпролетный мост весом около 200 тонн, построенный в одном километре от центра поля, сорван с опор, разрушен и отброшен на 200— 250 метров.
Построенные в 1949 году, ранее частично поврежденные на дистанции в 500 метров, железобетонные металлические испытательные сооружения высокой прочности и специально рассчитанные на сохранность при атомных взрывах разрушены на дистанциях до 1200 метров.
Почва в радиусе до 1800 метров во многих местах вспучена, а в радиусе до 800 метров полностью или частично оплавлена.
Вспучивания почвы при наземных испытаниях в 1951 г. не наблюдалось.
Размеры и характер разрушений, измерение ударной волны, гамма- излучений, размеров огненного шара позволяют с полной несомненностью установить, что при взрыве изделия РДС- 6с выделялась энергия, соответствующая взрыву не менее 300 тысяч тонн тротила.
Если бы не было термоядерной реакции, то тротиловый эквивалент изделия РДС- 6с не превысил бы 50 тысяч тонн.
Осуществление мощной термоядерной реакции при взрыве изделия РДС- 6с установлено также измерениями потока очень быстрых нейтронов, характерных только для термоядерной реакции изотопов водорода — дейтерия и трития.
Грибообразное радиоактивное облако поднялось на высоту до 16 километров и ветром перемещалось в юго- восточном направлении.
За движением облака было установлено как наземное, так и воздушное наблюдение. Облако 12 августа было прослежено на расстоянии 350 километров.
По мере движения облака нами принимались своевременно меры к отселению людей в безопасные районы, в результате чего, по донесениям подвижных отрядов, случаев опасного для жизни людей облучения не было.
В. Малышев
Б. Ванников
А. Василевский
А. Завенягин
И. Курчатов
Ю. Харитон
К. Щелкин
И. Тамм
А. Сахаров
Я. Зельдович
Н. Духов
А. Александров
М. Садовский 3
Е. Забабахин
исх. [№] 1446/ 1
12. VIII 53 г.
12 августа 1953 года
Передал Сумин
Принял В. Кузнецов
Пометы на первом листе, от руки: Доложено. Д. Суханов. 12/ VIII 53 г.
АП РФ. Ф. 3, оп. 47, д. 50, л. 100- 102. ВЧ- грамма. Подлинник.
ПЕРВЫЕ ИТОГИ СОЗДАНИЯ РДС-6С
Испытание РДС-6с 12 августа 1953 г. полностью подтвердило физические принципы водородной бомбы, а также методы ее расчета. Измеренный различными методами полный тротиловый эквивалент составил 400 кт и в пределах точности измерений совпал с расчетной мощностью.
Официальное сообщение об испытании было опубликовано в газете «Правда», 20 августа 1953 г.:
№ 33
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ
ОБ ИСПЫТАНИЯХ ВОДОРОДНОЙ БОМБЫ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
На днях в Советском Союзе, в испытательных целях, был произведен взрыв одного из видов водородной бомбы.
Вследствие осуществления в водородной бомбе мощной термоядерной реакции взрыв был большой силы. Испытание покачало, что мощность водородной бомбы во много раз превосходит мощность атомных бомб.
Известно, что Советский Союз уже несколько лет как владеет атомным оружием и произвел соответствующие испытания этого оружия.
Как следует из выступления Председателя Совета Министров СССР
Г. М. Маленкова 8 августа с. г. на 5 сессии Верховного Совета, Советский Союз овладел также секретом производства водородной бомбы.
Это сообщение Советского Правительства вызвало многочисленные отклики за рубежом.
Некоторые иностранные крути, делавшие ставку в своей политике раньше на монополию США в овладении атомной бомбой, а затем водородной бомбой, стремятся запугать народы тем фактом, что Советский Союз владеет секретом производства водородного оружия, и в связи с этим вызвать тревогу, используя это в целях усиления гонки вооружений.
Советское Правительство считает необходимым заявить, что, как и прежде, для такой тревоги нет никаких оснований.
В соответствии с неизменной политикой Советского Союза, направленной на укрепление мира и безопасности народов, Советское Правительство неоднократно предлагало правительствам других стран провести значительное сокращение вооружений и запретить применение атомного и других видов оружия массового уничтожения, установив в рамках Организации Объединенных Наций строгий международный контроль над этим запрещением.
Советское Правительство твердо стоит на этой позиции и в настоящее время.
ПРАВДА. 20 августа 1953 г., № 232 ( 12800)
28-29 августа 1953 г. руководители МСМ В. А. Малышев и Б. Л. Ванников с полигона доложили Г. М. Маленкову подробные результаты успешного испытания РДС-6с . ( АП РФ , Ф 3,оп. 47 , л 152-166 . Подлинник )
Оптимизм разработчиков РДС-6с о возможности увеличения мощности был настолько велик, что уже 20.11.1953 г. вышло Постановление СМ «О разработке нового типа мощной водородной бомбы под научным руководством А. Д. Сахарова, мощностью 1 Мт», которую планировалось испытать в 1954 г.
.№ 43
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СМ СССР № 2835- 1198СС
« О РАЗРАБОТКЕ НОВОГО ТИПА МОЩНОЙ ВОДОРОДНОЙ БОМБЫ»
г. Москва, Кремль
20 ноября 1953 г.
Сов. секретно
( Особая папка)
Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять предложение Министерства среднего машиностроения ( тт. Малышева, Завенягина, Курчатова) о создании новой мощной водородной бомбы, предложенной академиком Сахаровым А. Д. 2, и об испытании в конце 1954 г. опытного образца новой бомбы с полным тротиловым эквивалентом в 1 млн тонн.
2. Возложить разработку новой конструкции водородной бомбы на КБ- 11 Министерства среднего машиностроения ( тт. Харитона, Щелкина, Духова, Александрова) и утвердить научным руководителем работ академика Сахарова А. Д.
Возложить выполнение расчетно- теоретических и вычислительных работ по новой водородной бомбе по заданиям КБ- 11 на Институт физических проблем Академии наук СССР ( тт. Александрова А. П. и Ландау Л. Д.) и Отделение прикладной математики Математического института Академии наук СССР ( тт. Келдыша, Тихонова, Семендяева).
4. Разрешить Министерству среднего машиностроения ( т. Малышеву) использовать детали опытного изделия РДС- 7 из урана- 235 весом (...) для изготовления основного заряда опытного образца новой водородной бомбы.
5. Поручить тт. Булганину и Малышеву в месячный срок внести на рассмотрение Совета Министров СССР мероприятия по созданию на полигоне № 2 специального Опытного поля для испытания водородных бомб.
Председатель Совета Министров Союза ССР Г. Маленков
Управляющий делами Совета Министров СССР А. Коробов
АП РФ. Ф. 93, коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1953 г. Заверенная копия.
1 Проект постановления был рассмотрен и утвержден на заседании Президиума ЦК КПСС ( выписка из протокола № 42 от 20 ноября 1953 г.
( АП РФ. Ф. 3, оп. 47, д. 51, л. 83).
Успешное испытание РДС-6с привело к окончательному решению на государственном уровне о прекращении в начале 1954 г. работ по «Трубе» (РДС-6Т).
По указанию правительства США ученые-физики во главе с руководителем первого теоретического отдела Лос-Аламоской лаборатории лауреатом Нобелевской премии Г. Бете составили доклад, который был представлен Президенту США. Суть этого документа состоял в том, что Советский Союз произвел «на высоком техническом уровне водородный взрыв» и оказался в некотором отношении впереди.
Авторы доклада констатировали: «СССР уже осуществил кое- что из того, что США надеялись получить в результате опытов, назначенных на весну 1954 г.» (имелось в виду, что СССР использовал твердое термоядерное горючее — дейтерид лития-6.
Комиссия на основании анализа радиохимических проб, отобранных самолетами, оценила мощность РДС-6с в 500 кт ТЭ (в США РДС-6с имел индекс Joe-4 (по имени И. В. Сталина, 4 испытание)). Комиссия также определила, что это «атомная бомба с термоядерным усилением (a boosted fission weapons)». Интересно отметить, что комиссия и Г. Бете неверно оценили размеры заряда, предположив, что он имеет большие размеры .
Г. Бете в 1953 г. вполне искренне написал: «Я не знаю, как они его сделали. Поразительно, что они смогли его осуществить».
Отметим, что менее чем за два месяца перед испытанием РДС-6с, 16 июня 1953 г., ЦРУ докладывало президенту США, что «у нас нет доказательств, что термоядерное оружие развивается в СССР».
Через 2 недели после испытаний РДС-6с руководители ядерно-оружейного комплекса направляют руководству страны предложения о разворачивании масштабных работ по оснащению армии новыми системами ракетно-ядерного оружия различного назначения, а также разработки системы ПВО С-25 .
В этом документе наряду с оборонной тематикой, поставлены вопросы исследования атомной энергии в мирных целях .
( АП РФ .Ф 3 , оп 47 , д50 , л 170-172 . Подлинник )
Исключительно важным было то, что успех РДС-6с определил выбор принципиальной схемы термоядерных модулей для нового поколения термоядерных зарядов на атомном обжатии. Когда наступило их время, принцип важнейшего модуля был уже отработан, и в этом огромная заслуга и глубокие предвидение А. Д. Сахарова.
Проблемы в дальнейшем развитии термоядерного оружия были связаны с необходимостью решения двух вопросов:
■ исключением из состава термоядерного заряда мегатонного класса больших колличеств трития;
■ существенным увеличением энерговыделения и переходом в многомегатонную область в габаритно-массовых ограничениях, определявшихся средствами доставки.
Простое решение первой задачи в субмегатонной области было реализовано непосредственно в схеме РДС-6с, которая получила индекс РДС-27, однако это привело к уменьшению энерговыделения в 1,6 раза по сравнению с базовым зарядом, использовавшим тритий .
РАЗРАБОТКА БОЕПРИПАСА НА ОСНОВЕ РДС-6С
Разработка РДС-6с для авиационного боеприпаса велась одновременно с разработками РДС-4 и РДС-7.
Одинаковые габариты и посадочные места для РДС-6с и для РДС-1 позволили разрабатывать корпуса той и другой бомбы в одних обводах, так что в случае необходимости производство авиационного боеприпаса РДС-6с можно было бы начинать немедленно.
Вместе с тем уже была начата и разработка корпусов ядерных бомб с более совершенными обводами для самолетов-носителей более современных, чем Ту-4.
В это время А. Н. Туполевым разрабатывался реактивный бомбардировщик «88» нового класса — будущий Ту-16.
После испытания РДС-6с начались поиски конструкции «слойки», но без трития, который существенно снижал эксплуатационные характеристики заряда. Бестритиевый вариант РДС-6с получил индекс РДС-27.
Решение о его разработке было принято 25.12.1954 г. на заседании НТС КБ-11 под председательством И. В. Курчатова с участием министра МСМ В. А. Малышева.
С самого начала к характеристикам РДС-27 предъявлялись также требования для его размещения в межконтинентальной ракете Р-7 и торпеде Т-15.
( Архив ВНИИЭФ . Ф 1 . оп.2с , ед. хр. 77 л. 1-16. Подлинник. )
Следует отметить, что экспериментальная отработка РДС-27 практически не проводилась — все было основано на отработке РДС-6с.
Изделие РДС-27 в габарите и весе испытанного РДС-6с было разработано в 1954-1955 гг. А. Д. Сахаровым, Ю. А. Романовым и М. П. Шумаевым.
Конструкторские работы по РДС-27 проводились в КБ-11
В. Ф. Гречишниковым, Б. А. Юрьевым, Г. А. Сосниным.
Заряд в составе авиабомбы РДС-27 был успешно испытан 6 ноября 1955 г., то есть за 16 дней до испытания двустадийного заряда РДС-37, основанного на атомном обжатии. Мощность заряда 250 кт была близка к расчетной.
РДС-27 находился на вооружении до замены его на более совершенные конструкции, основанные уже на атомном обжатии.
КОНКУРЕНТ РДС-6С.
РАЗРАБОТКА ЯДЕРНОГО ЗАРЯДА БОЛЬШОЙ МОЩНОСТИ
Сложности обоснования работоспособности и характеристик РДС-6с — заряда на новом физическом принципе, трудности с освоением новых материалов и сложная внешнеполитическая обстановка вынуждали иметь страховочные варианты, основанные на известных идеях.
Нет комментариев