. Бараки Болшевской шарашки.
СПЕЦСООБЩЕНИЕ Л.П. БЕРИИ - И.В. СТАЛИНУ О ЗАКЛЮЧЕННЫХ- СПЕЦИАЛИСТАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОСОБОМ ТЕХНИЧЕСКОМ БЮРО ПРИ НКВД СССР
04.07.1939
№ 2561/б Совершенно секретно
ЦК ВКП (б) товарищу С Т А Л И Н У
Организованное в 1938 году при НКВД СССР Особое техническое бюро в настоящее время состоит из семи основных производственных групп: 1) самолетостроения, 2) авиадизелестроения , 3) судостроения, 4) артиллерии, 5) порохов, 6) отравляющих веществ, 7) броневых сталей.
В указанных группах работает 316 специалистов, арестованных органами НКВД в период 1937—1938 гг. за участие в антисоветских, вредительских, шпионско-диверсионных и иных контрреволюционных организациях.
Следствие по делам этих арестованных приостановлено еще в 1938 году, и они без приговоров содержатся под стражей на положении следственных.
Возобновить следствие по этим делам и передать их в суд в обычном порядке нецелесообразно, так как, во-первых, это отвлечет арестованных специалистов на длительное время от работ по проектированию важнейших объектов и фактически сорвет работу Особого технического бюро, и, во-вторых, следствие не даст по существу положительных результатов вследствие того, что арестованные , находясь длительное время во взаимном общении во время работы, договорились между собой о характере данных ими показаний на предварительном следствии.
Между тем виновность арестованных подтверждена в процессе предварительного следствия личными признаниями арестованных, показаниями соучастников (многие из которых уже осуждены) и свидетелями.
Исходя из этого, НКВД СССР считает необходимым:
1) арестованных специалистов в количестве 316 человек, используемых на работе в Особом Техническом бюро НКВД СССР, не возобновляя следствия, предать суду Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР;
2) в зависимости от тяжести совершенного преступления арестованных разделить на три категории: подлежащих осуждению на сроки до 10 лет, до 15 лет и до 20 лет;
3) отнесение к категориям поручить комиссии в составе Народного Комиссара Внутренних Дел СССР, прокурора Союза ССР и председателя Военной Коллегии Верховного суда СССР;
4) в целях поощрения работы арестованных специалистов в Особом техническом бюро , закрепления их на этой работе и создания стимула для дальнейшей работы по проектированию важнейших объектов оборонного значения предоставить право НКВД СССР входить с ходатайством в Президиум Верховного Совета Союза ССР о применении к осужденным специалистам , проявившим себя на работе в Особом техническом бюро , как полного условно-досрочного освобождения , так и снижения сроков отбывания наказания.
Прошу Ваших указаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Список арестованных специалистов, используемых на работе в Особом техническом бюро НКВД СССР.
Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. БЕРИЯ
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 142. Л. 84—86. Подлинник. Машинопись.
Публикуется без приложения.
На первом листе имеется рукописная помета Сталина:
«Т-щу Берия. Согласен. И. Сталин».
Кроме того , что работа заключённых специалистов была хорошо организована , но с приходом и подчинением ОТБ непосредственно Берии , он сразу же издал следующий приказ НКВД СССР № 0035 от 15 января 1939 года ( ЦА ФСБ РФ .Ф.66.Оп.1.Д.496.Л.44 ) , согласно которому допросы специалистов , работающих в группах Особого Технического бюро , разрешались только с санкции самого наркома Берии .
Вот небольшой список специалистов , трудившихся в шарашках.
• Р. Л. Бартини, авиаконструктор;
• Н. И. Базенков, авиаконструктор;
• Бельдер Михаил Абрамович, ученый химик;
• Воробьёв Давид Евсеевич, ученый химик;
• В. П. Глушко, конструктор ракетно-космической техники;
• Д. П. Григорович, авиаконструктор;
• С. М. Ивашёв-Мусатов, художник;
• Л. З. Копелев, писатель, литературный критик;
• Н. С. Кошляков, математик, чл.-корр. АН СССР;
• С. П. Королев, конструктор ракетно-космической техники;
• Л. Л. Кербер, специалист по дальней радиосвязи;
• Ю. В. Кондратюк, конструктор ветро-электростанций, автор трудов по космонавтике (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг.);
• Н. Е. Лансере, архитектор-художник;
• С. И. Лодкин, конструктор в области кораблестроения и военной артиллерии;
• Б. С. Малаховский, конструктор паровозов;
• Д. С. Марков, авиаконструктор;
• Б. С. Маслеников, пионер российской авиации, инженер, организатор (Новосибирск, начальник ОПКБ-14 при ПП ОГПУ Западно-Сибирского Края, 1930—1932 гг., вольнонаёмный);
• В. М. Мясищев, авиаконструктор;
• И. Г. Неман, авиаконструктор;
• Н. В. Никитин, инженер, будущий создатель Останкинской телебашни (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., работал по совместительству);
• Г. А. Озеров, авиаконструктор;
• В. М. Петляков, авиаконструктор;
• Н. Н. Поликарпов, авиаконструктор;
• А. И. Путилов, авиаконструктор;
• Л. К. Рамзин, инженер-теплотехник;
• В. Ф. Савельев, пионер российского авиапрома, конструктор авиационного вооружения (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., ссылка);
• И. И. Сидорин, металловед;
• Б. С. Стечкин, ученый и конструктор авиационных двигателей;
• Л. С. Термен, создатель терменвокса;
• Н. В. Тимофеев-Ресовский, генетик (в шарашке — специалист по радиационной генетике и безопасности);
• Д. Л. Томашевич, авиаконструктор;
• А. Н. Туполев, авиаконструктор;
• М. Ю. Цирульников, конструктор артиллерийского вооружения;
• В. А. Чижевский, авиаконструктор;
• А. Д. Чаромский, конструктор авиационных дизелей;
• А. М. Черемухин, авиаконструктор;
• А. С. Фанштейн, крупный химик;
• Н. А. Чинакал, горный инженер, будущий директор института Горного дела, Новосибирск (Новосибирск, ОПКБ-14, 1930—32 гг., осуждён по «шахтинскому делу»);
• Е. И. Шпитальский, профессор-химик, специалист по химическому оружию.
• Г.Л. Штукатер, ученый химик;
• В.В. Шнегас, ученый химик;
• М.А. Швиндельман , ученый химик;
• В. Н. Яворский, конструктор военной техники.
АВТОТРАКТОРНОЕ БЮРО ОКБ Ижорского завода, Подольский филиал В 1931—1934 гг. находилось в ведении Технического отдела ЭКУ ОГПУ, располагалось на Подольском заводе им. Орджоникидзе. Заключённые — специалисты, осуждённые по делу «Промышленной партии» разрабатывали лёгкие плавающие танки Т-27 и Т-37 и др. под руководством вольнонаёмного Н. А. Астрова — будущего известного конструктора бронетанковой техники. Здесь же приобретали опыт управления трудовыми коллективами создатели отечественной авиационной брони С. Т. Кишкин и Н. М. Скляров.
ОКБ-172 при ленинградской тюрьме «КРЕСТЫ» (до эвакуации, в 1942 г., в Молотов носило название ОТБ УНКВД по Ленинградской области) официально создано в апреле 1938 г. (фактически раньше). На базе этого ОКБ было разработано несколько десятков образцов военной техники, хорошо зарекомендовавших себя в годы ВОВ, например, САУ СУ-152 и ИСУ-152, двухорудийная 130-миллиметровая корабельная артиллерийская установка главного калибра Б-2-ЛМ, 45-мм противотанковая пушка образца 1942 года (М-42, «сорокопятка») и др. Первыми сотрудниками ОТБ были арестованные инженеры завода «Большевик». С начала его работы ведущим конструктором ОТБ был С. И. Лодкин. Позже трудовой коллектив «шарашки» пополнялся арестованными математиками, механиками, инженерами, среди которых было много крупных специалистов, таких как конструкторы: В. Л. Бродский (строитель крейсера «Киров»), Э. Э. Папмель, А. С. Точинский, А. Л. Константинов, М. Ю. Цирульников; математики профессора А. М. Журавский и Н. С. Кошляков, арестованные по известному блокадному делу № 555, и др. Расформировано в 1953 г.
№ 218
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА Л.П. БЕРИЯ И.В. СТАЛИНУ О РАБОТЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 4-ГО СПЕЦОТДЕЛА НКВД СССР
16 июля 1944 года СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
товарищу СТАЛИНУ И.В.
В 1942—43 г[одах] по проектам заключенных специалистов 4 Спецотдела НКВД СССР на заводе № 16 НКАП выполнены следующие работы, имеющие важное оборонное значение:
1. По проекту ГЛУШКО В.П. построены опытные реактивно-жидкостные двигатели РД-1 , предназначенные для установки на самолеты в качестве ускорителей. Опытные образцы двигателей РД-1 прошли заводские летные и совместные стендовые испытания с удовлетворительными результатами. В настоящее время на заводе № 16 изготовляется опытная серия реактивных двигателей РД-1 для отработки всех вопросов, связанных с применением и дальнейшим развитием этих двигателей.
2. По проекту ДОБРОТВОРСКОГО А.М., на базе спаривания двух серийных моторов М-105, построены мощные авиационные моторы МБ-100 со взлетной мощностью 2200 л/с. и МБ-102 со взлетной мощностью 2450 л/с. В настоящее время моторы МБ-100 проходят летные испытания на самолете Ер-2 и моторы МБ-102 подготовляются к установке на самолете «102».
Помимо этих работ, специалистами 4 Спецотдела НКВД СССР была оказана большая техническая помощь заводу № 16 в период строительства и монтажа этого завода, в частности, по проекту и под руководством специалистов 4 Спецотдела НКВД СССР на заводе № 16 была построена опытная механическая база авиамотостроения . Группа квалифицированных специалистов 4 Спецотдела НКВД СССР, работающая на этом заводе на руководящих технических должностях , во многом способствовала заводу в успешном выпуске продукции.
По отзывам Наркомавиапрома товарища] ШАХУРИНА , работы , выполненные заключенными специалистами 4 Спецотдела НКВД СССР, по технической новизне и умелому решению ряда сложных технических и конструктивных проблем, являются весьма ценными.
Учитывая важность проведенных работ, НКВД СССР считает целесообразным освободить, со снятием судимости, особо отличившихся заключенных специалистов, с последующим направлением их на работу в Авиапромышленность. Прилагая при этом список на 35 заключенных специалистов, прошу Ваших указаний .
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
СОЮЗА ССР (Л. БЕРИЯ).
ГА РФ. Ф. P-9401. On. 2. Д. 65. Л. 385—385а. Копия, машинопись.
№ 169
ОТЧЕТ ЧЕТВЕРТОГО СПЕЦОТДЕЛА НКВД СССР О ПРОЕКТНО- КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТАХ, ВЫПОЛНЕННЫХ В 1939—1944 ГГ.
14 августа 1944 г. Совершенно секретно
I. Задачи отдела
4-й спецотдел (Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел Союза ССР) организован в 1938 г.
Основными задачами 4-го спецотдела являются: использование заключенных специалистов для выполнения научно-исследовательских и проектных работ по созданию новых типов военных самолетов, авиамоторов и двигателей , военно-морских судов, образцов артиллерийского вооружения и боеприпасов ,средств химического нападения и защиты .Наряду с этим на 4-й спецотдел возложена также задача обеспечения оперативных отделов и управлений НКВД и НКГБ средствами радиосвязи и оперативной техники.
Заключенные специалисты 4-го спецотдела входят в состав специально организованных Особых конструкторских бюро, работающих на оборонных заводах и в научно-исследовательских институтах в качестве самостоятельных организаций , непосредственно подчиненных отделу.
II. Краткий перечень основных работ, выполненных 4-м спецотделом
За период с 1939 г. по 1944 г. 4-м спецотделом по заданиям правительства и народного комиссара внутренних дел т. Берия Л.П. выполнены и сданы следующие работы:
1. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 (самолет «100»), Руководитель проекта Петляков В.М.
Самолет «100» спроектирован и построен в 2-х экз. в 1939—1940 гг. в варианте 2-моторного высотного истребителя с герметическими кабинами, прошел государственные испытания в 1940 г. в НИИ ВВС Красной Армии.По решению Комитета Обороны при СНК СССР, на базе самолета «100» в 1940 г. был разработан проект фронтового бомбардировщика. Пикирующий бомбардировщик под названием Пе-2 был принят на вооружение ВВС КА и является в настоящее время основным типом советского пикирующего бомбардировщика , принимающего участие в боевых операциях на всех фронтах Отечественной войны.
2. Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2 (самолет «ЮЗУ»), Руководитель проекта Туполев А.Н. Самолет спроектирован и построен в 3-х экз. в 1940—1941 гг. и прошел государственные испытания в НИИ ВВС Красной Армии.
По решению ГОКО самолет ЮЗУ под названием Ту-2 принят на вооружение ВВС КА и запущен в серийное производство .Войсковые соединения ВВС КА с успехом применяют самолет Ту-2 для выполнения особо важных боевых операций на фронтах Отечественной войны.
3. Дальний высотный бомбардировщик (самолет «102»), Руководитель проекта Мясищев В.М. Самолет спроектирован и построен в 1940—1942 гг., прошел государственные испытания в НИИ ВВС и передан в НКАП для подготовки к запуску в серийное производство.
Самолет «102» является первым законченным образцом советского высотного бомбардировщика дальнего действия с герметическими кабинами.
4. Мощные авиационные моторы типа МБ-100. Руководитель проекта Добротворский А. М. Моторы спроектированы и построены в 1940—1942 гг. на основе спаривания серийных авиационных моторов М-105, прошли заводские совместные испытания и переданы для проведения летных испытаний на самолете Ер-2.
Моторы типа МБ-100 являются первыми советскими мощными моторами , изготовленными на базе спаривания серийных моторов.
5. Авиационный реактивный двигатель РД-1. Руководитель проекта Глушко В.П. Спроектирован в 1941 г. Опытная партия двигателей изготовлена в 1942- 1943 гг. Двигатель РД-1 прошел заводские и летные испытания на самолете Пе-2 в качестве ускорителя.
Двигатель РД-1 является первым законченным образцом советского авиационного реактивного двигателя.
6. Броневая башня БУР-10. Руководитель проекта Лодкин С.И. Спроектирована в 1939—1940 гг. Опытный экземпляр броневой башни изготовлен в 1941 г. и установлен в укрепленном районе Ленинградского фронта .По заключению военных специалистов, броневая башня БУР-10 является наиболее современным, мощным средством вооружения укрепленных районов.
7. Универсальная 152 мм артиллерийская система М-У-2 для береговых и железнодорожных установок. Руководитель проекта Иконников Е.П. Система спроектирована в 1939 г. Головные образцы системы были построены в 1941 г. , приняты на вооружение и успешно применялись в боевых операциях на Ленинградском фронте в качестве передвижных артиллерийских систем.
8. Универсальная 130 мм артиллерийская система Б-2-Л-М для корабельных и береговых установок. Руководитель проекта Кудряшев В.И. Система спроектирована в 1939 г. Головные образцы системы были изготовлены в 1940—1941 гг. , приняты на вооружение и установлены на боевых кораблях Балтийского и Черноморского флотов. По решению ГОКО системы Б-2-Л-М изготовляются в валовом производстве для вооружения боевых кораблей.
9. Модернизированная 45 мм противотанковая пушка М-42. Руководитель проекта Цирульников М.Ю. Проект изготовлен и реализован в 1942 г. В результате модернизации противотанковая пушка приобрела новые повышенные тактико-технические свойства ,улучшенную бронепробиваемость и проходимость . Пушки М-42 приняты на вооружение, широко используются на фронтах Отечественной войны и являются основным видом вооружения маневренных частей противотанковой защиты. 10. Танковая 45 мм пушка ВТ-42. Руководитель проекта Цирульников М.Ю. Проект разработан и реализован в 1943 г. Пушка ВТ-42 успешно прошла полигонные испытания и принята на вооружение в качестве танковой пушки.
11. Полковая 76 мм пушка образца 1943 г. ОБ-25. Руководитель проекта Цирульников М.Ю. Проект разработан и реализован в 1943 г. Полковая 76 мм пушка является оружием непосредственной поддержки пехоты и конницы. По решению ГОКО пушка принята на вооружение Красной Армии и изготовляется в валовом производстве.
12. Корпусная 152 мм пушка БЛ-7. Руководитель проекта Цирульников
М.Ю. Проект разработан и реализован в 1943 г. Пушка БЛ-7 является мощным дальнобойным орудием корпусной артиллерии. Главной особенностью пушки является сочетание большой мощности и дальнобойности с подвижностью. Обладая такими же тактическими свойствами, как и орудия, состоящие на вооружении, пушка БЛ-7 отличается от них значительно меньшим весом. Опытные образцы пушки БЛ-7 изготовлены и успешно прошли заводские испытания в полевом варианте. Одновременно пушка БЛ-7 предъявляется для прохождения испытаний в варианте самоходной пушки , установленной на шасси танка ИС.
13. Подводная лодка С-135. Руководитель проекта Кассапиер А.С. Лодка спроектирована и построена в 1940—1941 гг . Особенностью подводной лодки С-135 является использование авиационных дизелей в качестве единых двигателей для надводного и подводного ходов . В настоящее время лодка успешно проходит испытания на Каспийском море .
Подводная лодка С-135 является первым законченным образцом подводной лодки с единым двигателем для надводного и подводного хода.
14. Стальной торпедный катер дальнего действия — СТКЛЛ, Руководитель проекта Гойнкис П.Г. Катер спроектирован и построен в 1942—1943 гг. СТКДЦ является новым типом боевого катера , отличающимся от существующих торпедных катеров усиленным торпедным вооружением, повышенными мореходными качествами , увеличенной почти в 6 раз дальностью плавания и уменьшенной взрывоопасностью. Катер успешно прошел государственные испытания, принят на вооружение и участвует в боевых операциях на Черном море.
15. Шнек-пресса — новая аппаратура и технология производства нитроглицериновых порохов. Руководители проекта Спориус А Э. и Бакаев А.С. Применение нового метода производства нитроглицериновых порохов позволило значительно снизить затраты на капстроительство заводов нитроглицериновых порохов, снизить, примерно, в 10 раз брак, снизить на 20—25% количество рабочей силы на тонну готовой продукции. По решению ГОКО новая аппаратура и новый метод технологии был[и] успешно освоен[ы] на заводе № 98 НКБ и внедряются в настоящее время на всех вновь строящихся заводах нитроглицериновых порохов.
16. Универсальные поглотители УП-2 и УП-4 для войсковых противогазов. Руководитель разработки Фишман Я.М. Разработанные новые универсальные поглотители УП-2 и УП-4 для войсковых противогазов приняты на вооружение Красной Армии и внедрены в валовое производство. По заключению военных специалистов поглотители УП обладают хорошей
мощностью по отравляющим веществам и дают возможность снаряжать противогазы однослойной шихтой. Производство поглотителей УП-2 и УП-4 экономически более выгодно производства поглотителей К-4, состоящих на вооружении.
17. Новый метод интенсификации башенного процесса производства серной кислоты. Руководитель проекта Ступников С.Д. Новый метод интенсификации башенных сернокислотных заводов позволяет на существующем оборудовании увеличить в 4—5 раз среднюю интенсивность башенных систем. Метод внедрен на 2-х действующих заводах Наркомхимпрома и дал хорошие результаты . В настоящее время по методу, предложенному специалистами 4-го спецотдела НКВД СССР, проводится интенсификация всех существующих башенных сернокислотных заводов НКХП.
18. Малогабаритная армейская радиостанция типа «Марс». Разработана радиолабораторией под руководством Васильева А.М., прошла государственные испытания с высокой оценкой. Особенности радиостанции: автономное питание от генератора переменного тока с ножным приводом, увеличенная дальность действия, простота конструкции.
19. Портативная радиостанция типа «Белка». Разработана в 1941—1942 гг. под руководством Васильева А.М. Предназначена для связи партизанских отрядов и оперативных групп НКВД. Серийно выпускается 4-м Спецотделом и является основной радиостанцией, используемой НКВД и НКГБ. Радиостанция в 1943 г. по решению ГОКО поставлена на серийное производство в НКЭП.
20. Прибор ночного боя — ПНБ. Прибор разработан под руководством Куксенко П.Н. в 1942—1943 гг. Предназначен для установки на ночных истребителях для обнаружения неприятельских самолетов при отсутствии видимости .Прибор обладает более высокими показателями по сравнению с другими аналогичными. По решению ГОКО лаборатория 4-го спецотдела изготовляет в 1944 г. опытную серию приборов ПНБ.
III. Техническая помощь заводам оборонной промышленности
Наряду с выполнением всех вышеперечисленных работ по изготовлению объектов вооружения, имеющих общегосударственное значение, 4-м Спецотделом проведена также большая работа по оказанию технической помощи заводам оборонных наркоматов .В соответствии с решением правительства и указаниями народного комиссара внутренних дел т. Берия, специалисты 4-го спецотдела участвовали в строительстве, монтаже и пуске новых заводов №№ 16, 500, 166 НКАП, заводов №№ 98, 320 НКБ, завода № 402 НКСП, а также работают на заводах №№ 172, 71 НКВ, на заводе № 340 НКСП и заводах №№ 512, 862, 40 НКБ. По отзывам руководящих работников наркоматов работа специалистов во многом способствовала быстрейшему пуску этих заводов и увеличению выпуска продукции , изготовляемой заводами.
Работая на различных производственных участках, специалисты успешно решают крупные задачи принципиального характера по улучшению технологии производства, экономии материалов, топлива, ликвидации брака и проч.В результате внедрения многих мероприятий, предложенных специалистами и реализованных на различных заводах, достигнута многомиллионная экономия государственных средств.
Так , например , в 1942 году на заводе № 172 НКВ специалистами, под руководством Точинского А.С., осуществлены мероприятия по увеличению производства стали за счет увеличения производительности крупно-сортовых станов, в результате чего на существующем оборудовании без специальных капитальных затрат прокат стали увеличился на 15—18%.На этом же заводе внедрены новые методы термообработки и улучшения качества металла, благодаря чему производительность печей увеличилась на 43% , среднегодовая экономия топлива составляет свыше 1000 тонн и экономия зарплаты и материалов свыше 2 млн рублей.
На заводе № 71 НКВ проведена специализация прокатных станов и реализованы мероприятия по увеличению производительности этих станов, в результате чего производительность станов увеличилась на 30—50%. Большая работа проведена также специалистами по экономии и замене остродефицитного топлива.
В 1941—1942 гг. специалистом Пржецлавским В.Л. был разработан проект установки по получению термопыли из торфа и древесины для замены мазута.
В 1943 г. заводом № 16 НКАП под техническим руководством Пржецлавского была изготовлена и запущена пылеприготовительная станция и установки для замены термопылью мазута на заводских печах.
Вся установка передана для эксплуатации заводу № 16.
Полученный опыт замены мазута термопылью является основой для разработки типового оборудования и проектов районных и заводских пылеприготовительных станций для широкого применения термопыли в различных отраслях промышленности и транспорта.
IV. Изготовление радиоаппаратуры для органов НКВД и НКГБ
Перестройка работы органов НКВД и НКГБ, в соответствии с требованиями военного времени, выдвинула перед 4-м Спецотделом задачу максимального их оснащения радио и специальной аппаратурой. Для организации массового выпуска аппаратуры была произведена коренная перестройка производства и введен поточный метод изготовления разработанной радиолабораториями аппаратуры.
В результате в короткие сроки было организовано изготовление крупных серий радиоаппаратуры в количествах, удовлетворяющих органы НКВД, НКГБ и оперативные группы и отряды.
За 1942—1943 гг. радиолабораторией изготовлено 4205 радиостанций и 1729 акустических приборов на сумму в 821 млн руб., в том числе 2071 радиостанция типа «Белка», для оперативных групп особого назначения, оперирующих в тылу противника; 606 портативных радиостанций типа «Пабла» и «Вектор» для специальных связей; 100 мощных передатчиков типа «Лев», «Волна» и «Пантера»; 74 специальных слеженных приемника типа Л-356 и 133; 34 радиопеленгатора типа СК-3, Л-15 и «РУМБ».
Перечисленные радиостанции, слеженные приемники и радиопеленгаторы являются наиболее совершенными и полностью оправдали себя в эксплуатации.
Радиолабораторией проведена и проводится большая работа по организации радиосвязи, обеспечивающей специальные мероприятия НКВД СССР.
В 1942 г. по приказу народного комиссара т. Берия работники 4-го Спецотдела участвовали в обеспечении радиосвязью оперативных групп и отрядов войск НКВД по охране горных перевалов Кавказа. По приказу народного комиссара т. Берия организована сеть оперативной радиосвязи в Краснодарском крае. Изготовлена и сдана в эксплуатацию радиоаппаратура для НКВД УССР, БССР, Кр. АССР, изготавливается для НКВД Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР. В 1943 г. радиолабораторией создана приемо-передающая радиостанция «Стрела» для вагонов особого назначения. Эта радиостанция полностью обеспечила бесперебойную и надежную связь в особо ответственных условиях и сейчас изготовляется для всех вагонов особого назначения.
Краткий перечень этих работ свидетельствует об успешной работе коллектива работников 4-го Спецотдела, выполнившего, благодаря непосредственному руководству и большой помощи, лично оказываемой народным комиссаром т. Берия, ряд сложных и ответственных правительственных заданий. За успешное выполнение правительственных заданий 29 сотрудников 4-го Спецотдела награждено орденами и медалями, 65 — награждены и премированы приказом народного комиссара. За успешную работу по созданию новых видов вооружения и проявленную при этом добросовестность и преданность делу, по ходатайству НКВД СССР , решением Президиума Верховного Совета СССР освобождено со снятием судимости 156 заключенных специалистов, 23 человека из числа которых награждены правительством.
Отдельные объекты, разработанные в 4-м Спецотделе и принятые на вооружение, по своей технической новизне, смелому и оригинальному решению ряда технических и конструктивных задач признаны выдающимися. Авторам этих объектов тт. Петлякову В.М., Туполеву А.Н. и Чаромскому А.Д. присвоены звания лауреатов Сталинской премии. За работы, выполненные в 1943 г., представлены к соисканию Сталинской премии работники 4-го Спецотдела тт. Васильев А.М., Куксенко П.Н., Цирульников Ю.М., Рафалович Г.Н., Лодкин С.И. и Иконников Е.П.
Начальник 4-го Спецотдела НКВД СССР
комиссар государственной безопасности В.Кравченко
ГА РФ. Ф. P-9401. On. 2. Д. 88. Л. 155—161. Подлинник.
Опубл.: Исторический архив. 1999. № 1. С. 87—93.
Наибольшее развитие институт шарашек получил после 1949 года , когда 4-му спецотделу МВД была поручена организация «Особых технических, конструкторских и проектных бюро для проведения научно-исследовательских , опытных , экспериментальных и конструкторских работ по тематике Главных управлений МВД СССР»
(приказ МВД СССР No 001020 от 9 ноября 1949 г.)
При ряде предприятий под эгидой МВД были организованы особые бюро, где работали заключенные .
После смерти И.В. Сталина (1953 г.) началась ликвидация шарашек .
30 марта 1953 г. был расформирован 4-й спецотдел МВД , но некоторые шарашки продолжали функционировать еще несколько лет.
Уважаемые читатели , мы назвали Вам только часть шарашек .
#эпохассср#Разведчикиишпионы
Нет комментариев