Предыдущая публикация
Чем кончилась его авантюра?
В советское время выехать за пределы государства было непросто. В любом случае человек должен был иметь семью и родственников только в СССР.
Для советского океанографа Станислава Васильевича Курилова такая поездка была недостижимой, ведь его сестра была замужем за канадским подданным и жила за границей. Он же рвался за рубеж, поскольку совместную работу ему предложил сам Жак-Ив Кусто.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
Отказники становились изгоями, подвергались преследованиям – увольнению с работы, исключению из институтов и т.д.. Многие люди и семьи проводили в «отказе» годы и даже десятилетия, прежде чем смогли эмигрировать.
В СССР появилось новое явление — отказ: тысячи людей, получивших отказ в просьбе о разрешении на выезд или заявивших о своем желании уехать, теряли работу и рассматривались властями и большинством населения как отщепенцы.
Многие из отказников занялись национальным самообразованием, углубленным изучением иврита и еврейской истории, а некоторые стали религиозными (баале́й тшува).
Отказники часто подвергались преследованиям, например увольнениям с работы а затем уголовному преследованию по статье за тунеядство.[3]
Поправка Джексона-ВэникаМногие государственные деятели США, желая помочь советским евреям в борьбе за выезд, решили вопрос о предоставлении СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле с США увязать с положением советских евреев. Они требовали прекращения преследований евреев и свободы выезда.
Сенатор Г. Джексон и член палаты представителей Ч. Вэник предложили принять закон о предо
...ЕщёОтказы в выезде и появление отказников как социальной группыВ СССР появилось новое явление — отказ: тысячи людей, получивших отказ в просьбе о разрешении на выезд или заявивших о своем желании уехать, теряли работу и рассматривались властями и большинством населения как отщепенцы.
Многие из отказников занялись национальным самообразованием, углубленным изучением иврита и еврейской истории, а некоторые стали религиозными (баале́й тшува).
Отказники часто подвергались преследованиям, например увольнениям с работы а затем уголовному преследованию по статье за тунеядство.[3]
Поправка Джексона-ВэникаМногие государственные деятели США, желая помочь советским евреям в борьбе за выезд, решили вопрос о предоставлении СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле с США увязать с положением советских евреев. Они требовали прекращения преследований евреев и свободы выезда.
Сенатор Г. Джексон и член палаты представителей Ч. Вэник предложили принять закон о предоставлении СССР статуса наибольшего благоприятствования в торговле, но с поправкой, в которой говорилось, что этот статус будет предоставлен только при условии предоставления советским евреям свободы выезда.
1 сентября 1974 г. письмо с поддержкой поправки подписали 83 еврея из Москвы, Киева, Ленинграда и других городов.
В январе 1975 г. поправка сенатора Джексона члена палаты представителей Ч. Вэника и была принята конгрессом и сенатом США. С конца 1975 г. некоторые политические деятели США, в первую очередь Г. Киссинджер, стали утверждать, что поправка отрицательно сказывается на положении советских евреев. В ответ на это 70 еврейских активистов из различных городов СССР подписали письмо, в котором выражалась поддержка поправке. Весной 1976 г. парламентарии восьми европейских стран на встрече в Брюсселе осудили практику призыва в советскую армию евреев, подавших документы на выезд в Израиль.
Резко увеличилось число отказников, а неопределенность сроков отказа сделала это явление массовым. Отказники, изучавшие еврейскую историю, культуру, иудаизм, иврит, понимали, что углубленное изучение еврейской культуры необходимо и многим ассимилированным советским евреям и оно будет способствовать возрождению национального самосознания, что сократит отъезд по израильским визам в другие страны.
Активисты еврейского движения спорили по вопросу, что более важно в их деятельности — борьба за репатриацию, сопровождавшаяся демонстрациями, публичными голодовками, письмами протеста, или углубленное изучение еврейской истории, языка и иудаизма. С ростом интереса к еврейской культуре в качестве приложения к журналу «Евреи в СССР» в мае 1975 г. стали издавать «Тарбут». С 1976 г. «Тарбут» стал выходить как отдельное издание.
Ученые объединялись для сохранения своей профессиональной квалификации. Весной 1972 г. А. Воронель и В. Яхот (родился в 1919 г., с 1975 г. в Израиле) организов
...ЕщёРезко увеличилось число отказников, а неопределенность сроков отказа сделала это явление массовым. Отказники, изучавшие еврейскую историю, культуру, иудаизм, иврит, понимали, что углубленное изучение еврейской культуры необходимо и многим ассимилированным советским евреям и оно будет способствовать возрождению национального самосознания, что сократит отъезд по израильским визам в другие страны.
Активисты еврейского движения спорили по вопросу, что более важно в их деятельности — борьба за репатриацию, сопровождавшаяся демонстрациями, публичными голодовками, письмами протеста, или углубленное изучение еврейской истории, языка и иудаизма. С ростом интереса к еврейской культуре в качестве приложения к журналу «Евреи в СССР» в мае 1975 г. стали издавать «Тарбут». С 1976 г. «Тарбут» стал выходить как отдельное издание.
Ученые объединялись для сохранения своей профессиональной квалификации. Весной 1972 г. А. Воронель и В. Яхот (родился в 1919 г., с 1975 г. в Израиле) организовали в Москве семинар по коллективным явлениям. На первых заседаниях семинара присутствовало всего несколько человек, но постепенно число его участников выросло.
Семинар получил международную известность, на его заседания приезжали ученые из США, Англии, Франции и других стран. В 1973 г. по предложению ректора Тель-Авивского университета профессора Ю. Неемана несколько участников семинара — М. Азбель, А. Воронель, М. Гитерман (родился в 1931 г., с 1974 г. в Израиле) прочитали по телефону лекции по физике для студентов Тель-Авивского университета.
В октябре 1972 г. вышел первый номер журнала «Евреи в СССР» (с подзаголовком: «Сборник материалов по истории, культуре и проблемам евреев СССР»), ставивший своей целью освещение различных аспектов жизни советских евреев. Первыми редакторами журнала были А. Воронель и В. Яхот. В публикуемых материалах осмыслялась роль советских евреев в современном мире, проблема их самоидентификации, причины роста национального самосознания в конце 1970-х гг. у ассимилированных советских евреев.
Во вступительной статье первого номера журнала составители писали: «Мы решили начать систематическое изучение проблемы, применяя при исследовании критерии научной добросовестности, к которым привыкли в нашей профессиональной деятельности».
Естественно, что формально, «на бумаге», механизм эмиграции из СССР в Государство Израиль был регламентирован. Основа его состоя
...ЕщёДля советских евреев 1968 год стал знаковым: открылся официальный канал эмиграции в Израиль. Но далеко не всем выдавали разрешение на выезд. Была установлена квота на 1500 человек в год, а единственным возможным мотивом являлось воссоединение с семьей. При том выпускали лишь «лиц преклонного возраста, не имеющих специального образования». Позже под давлением мирового общественного мнения круг людей, которым было дозволено выехать, формально расширился. Но евреям с высшим образованием и обладателям научных степеней по-прежнему давались отказы и часто под надуманными предлогами. В результате сложившейся эмиграционной политики в отказе оказалось много образованных и талантливых людей, объединенных общими проблемами и общими целями. Так формировалось протестное движение отказников и началась, без малого, двадцатилетняя история борьбы за право репатриироваться.Естественно, что формально, «на бумаге», механизм эмиграции из СССР в Государство Израиль был регламентирован. Основа его состояла из необходимости получить разрешение на выезд из страны при наличии приглашения (подтверждения) с другой стороны. Государство установило «квоту» - полторы тысячи «уезжающих» в год и признало единственным мотивом – воссоединение с семьей. И вроде бы звучало это не плохо и могло даже «сработать», но на деле все обстояло совершенно по-другому. Разрешение на выезд давали только людям преклонного возраста и не имеющим фактически никакого специального образования. В последствии, условия были немного смягчены, но для людей с учеными степенями, профессионалов своего дела, профессорского состава или ученых, а так же творческой интеллигенции, выезд практически был закрыт. Им выдавали официальные документы с отказом под странными, порой немыслимыми предлогами. И в итоге, сама собой, сформировалась многочисленная группа людей, объединенная общей мечтой, целью и болью, получившая название «Отказники».
Их история и борьба за репатриацию, продолжалась практически 20лет. И окончилась всего лишь потому, что «правящая партия КПСС» пересмотрела свои принципы в отношении эмиграционной политики.
Судьбы Отказников складывались по-разному. Большая часть, после официального заявления о своем желании уехать, были выгнаны с работы практически без возможности трудоустройства по профессии. Академики, профессора, ученые, врачи и т.д. работали дворниками, грузчиками, разнорабочими. Были те, кого допрашивали в КГБ, морально издевались над членами их семей, угрожали расправами. Были и ложно осужденные и принудительно помещенные в психиатрические клиники. Общее было всегда одно – все Отказники, неизменно, становились изгоями общества.
По своей глубинной сути, движение Отказников – это движение за права человека. За право жить там, где человек сам считает нужным для себя. И решает этот вопрос «принимающая» сторона, а разрешение «отпускающей» стороны дико и абсурдно по своей сути и противоречит всем международным нормам и правилам.