#Евангелие_от_Матфея #зачало_второе #толкование Обручение, сочетание, ангел
Прежде всего, обращаю ваше внимание на вопросы культурно-исторического фона.
Обручение
У евреев обручение было важным актом, которое совершалось при свидетелях. После него невеста могла жить в доме мужа до брака.
Обручение считалось настолько важным, что посторонние связи считались в нем не блудом, а прелюбодеянием, а для расторжения этого союза нужно было давать специальное разводное письмо.
Обычно обручали девочек 13-14 лет.
Толкование
Иоанн Златоуст пишет о том, что святая Дева уже жила в доме Иосифа:
«… она жила уже у него в доме, так как у древних было обыкновение держать обрученных по большей части в своем доме, чему и ныне еще можно видеть примеры».
Слово «сочетались» нужно понимать, как заключение брака. Так пишет и архиепископ Аверкий (Таушев):
«… «прежде, нежели сочетались они», то есть прежде заключения полного настоящего брака между ними».
Также пишет и Евфимий Зигабен: «Прежде чем они сочетались браком».
За этот период, между обручением и браком, Мария совершила путешествие к Елисавете, матери Иоанна Крестителя:
«… у которой провела около трех месяцев. Этих трех месяцев было, конечно, достаточно, чтобы обнаружились признаки зачатия, и прежде других заметил это праведный Ее обручник», - пишет епископ Мефодий (Кульман).
И вот мы видим, какова реакция Иосифа. О нем говориться, что он муж праведный. О какой праведности говориться? Конечно о той, которая выше закона Моисея иначе, он должен был бы ее огласить. Предъявить подозрение и она была бы побита камнями.
Блаженный Иероним Стридонский пишет так: «Это - свидетельство в пользу Марии, потому что Иосиф, зная ее непорочную чистоту и удивляясь происшедшему, покрыл молчанием то, тайны чего он не постигал».
Иоанн Златоуст: «Хотя подозреваемая не только заслуживала быть опозоренною, но закон повелевал даже наказать Ее, однако Иосиф избавил Ее не только от большего, но и от меньшего, т. е. от стыда, - не только не хотел наказать, но и опозорить <…> здесь было уже не простое подозрение: Марию изобличили ясные признаки беременности; и однако Иосиф столько был чужд страсти, что не захотел причинить Деве даже и малейшего огорчения. Так как оставить Ее у себя казалось противным закону, а обнаружить дело и представить Ее в суд значило предать Ее на смерть, то он не делает ни того ни другого, но поступает уже выше закона».
Нет комментариев