Данная тема актуальна для старших дошкольников (6 лет) и учащихся в 1 классе. А также для тех детей, которые имеют трудности с запоминанием ответов к примерам.
Чтобы перейти к решению примеров в уме, ребёнку необходимо владеть знаниями и умениями по следующим темам:
Уметь хорошо считать до 10 и в обратном порядке. Без ошибок.
Уметь правильно называть соседей чисел слева и справа. Здесь можно закрепить понятия «предыдущее» и «последующее» числа.
- Уметь решать примеры на пальцах и с помощью предметов, картинок, формируя сначала наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
- понимать, что числа при сложении увеличиваются, а при вычитании уменьшаются.
У каждого ребёнка закрепление вышеназванных тем происходит по-разному. Дети с нарушениями внимания, функций программирования и контроля, как правило, совершают ошибки при счёте в прямом и обратном порядке. Однако, при добавлении движения, играющих притормаживающую и регулирующую роль, эта трудность преодолевается. Например, можно первое время считать до 10 и одновременно шагать. Шаг - число, шаг – следующее число... Или другой способ - считать, передвигая ребро ладони на столе по тому же принципу. Огромное значение имеют мотивация, задачи, правила, которые ставит перед ребёнком взрослый. Например: «Если пропускаешь число – считаешь заново». Конечно же, какому ребёнку захочется заново считать. Зато, в случае ошибки, протестов минимум, ведь правила он принял. Такие способы помогают ребёнку быть более собранным, концентрированным, не торопиться. Если возникают ошибки при счёте и решении примеров на пальцах, главный девиз – «делай медленно, но правильно!»
Если прямой и обратный счёт автоматизированы, то соседей чисел ребёнок назовёт легко.
Решение примеров на пальцах весьма полезно. Оно разовьёт умение решать примеры, понимать количество, даст первые представления о составе чисел, а также отлично тренирует моторику пальцев. На этом этапе важно показать, как удобно взять 3 пальца, 4, 6, 7, 8, 9. При сложении мы добавляем пальчики, а при вычитании загибаем. Я рекомендую располагать пальцы на столе, тыльной стороной ладони к себе. Это даёт опору ученику, кисти не устают, пальцы не сгибаются, хорошо видно, сколько пальцев положил, удобно пересчитывать. Некоторые дети при пересчитывании пальцев касаются ими кончика носа. В этом случае просим считать «глазками»: смотри и считай-называй.
После того, как ребёнок хорошо научился решать примеры на пальцах, можно переходить к решению примеров в уме. Эта операция задействует в большей степени функции программирования, контроля и удержания программы деятельности. А, значит, хорошо их развивает.
Для начала мы берём линейку или просим ребёнка написать числовой ряд от 0 до 10. Объясняем, как можно решить пример, при помощи числового ряда 5+1. Ставим пальчик на число 5. И делаем один шаг вперед (вправо). На каком числе мы остановились? Правильно, на 6. Это и есть ответ. Проверь на пальчиках, всё верно? А если надо будет прибавить 2 числа, сколько шагов мы сделаем? Верно, два. Спрашиваем, как ты думаешь, если нужно будет отнять от 5 два числа, в какую сторону мы будем шагать по числовому ряду – влево или вправо? Влево. Таким образом тренируемся до безошибочного решения примеров. Затем убираем зрительную опору на числовой ряд (линейку) и просим представить себе такой же ряд в уме. Решим пример 6+1. Прибавить одно число, значит, назвать следующее. То есть делаем один шаг вперед по числовому ряду. +2 (два шага вперед) и т. д. Обратите внимание, что при решении примеров 4+3 число 4 не считаем, произносим только следующие три числа: пять, шесть, семь. Последнее число 7 – это и есть ответ. То же самое при вычитании.
Важно начинать решать примеры в уме по принципу от простого к сложному, то есть сначала прибавляем или отнимаем 1 к разным числам, затем 2, 3, 4. Так как решать примеры в уме не так то просто для ребёнка, просим помогать себе, хлопая рукой или пальчиком по столу, хлопая по бедру (если ребёнок стоит у доски) при счёте. Так ребёнок видит, сколько раз он хлопнул, это помогает ему не ошибиться. Пример 7+2. Хлопаем два раза вперёд, семь не считаем: восемь, девять. Ответ: девять.
При решении примеров вида 1+8, 3+6, объясняем переместительный принцип сложения. Дошкольников просим проверить на пальцах - один и тот же ответ получится, если к одному прибавить восемь и, наоборот, к восьми один. После того, как он убедился, что ответ один и тот же, можем сказать, что такие примеры удобнее решать, начиная от большего числа. То есть удобнее к восьми прибавлять один. Первое время в тетради можно ставить точку над большими числами в примерах на сложение. А затем и самому ребёнку. Это позволит ему не забывать, как решать подобные примеры. В дальнейшем точка уже не понадобиться.
Как только ученик овладевает умениями решать примеры на сложение и вычитание с маленькими числами (это плюс и минус 1, 2, 3, 4), переходим к решению примеров в уме на вычитание больших чисел (5,6,7,8,9). В примере 10 – 7 сложно не ошибиться, делая 7 шагов назад от 10. Поэтому удобнее шагать от 10 до 7 в обратном порядке и посчитать, сколько шагов получилось. Число 10 не считаем, произносим (девять, восемь... и, вот она – семь). Сколько мы шагов сделали (то есть сколько чисел от 10 до 7)? Правильно, три. Это и есть ответ. Первое время можно рисовать точки от уменьшаемого до вычитаемого. Последняя точка ставится под вычитаемым, которое засчитывается. Как только ребёнок понял принцип вычитания больших чисел, тренируемся в уме. Не забываем отхлопывать каждое число, если возникают трудности.
Теперь, чтобы ученик не запутался, какой способ ему применить при вычитании, нужно акцентировать его внимание на том, какое число мы отнимаем: большое (-5, 6, 7, 8, 9) или маленькое (-1,2,3,4). Разберём пример 8-5. Пять – это такое число? Большое. Значит шагаем от восьми до пяти (восемь не считаем. Семь, шесть, пять). Сколько шагов получилось? Три. Это ответ. В примере 8-2, два какое число? Маленькое. Делаем два шага назад (влево по числовому ряду). Восемь не считаем (семь, шесть). Остановились на шести. Это ответ. Сначала просим ребёнка делать развёрнутый анализ каждого примера, а, затем, сворачиваем алгоритм, используя минимум слов. Со временем ученик будет хорошо ориентироваться и самостоятельно выбирать нужный вариант. Когда способы счёта автоматизируются, алгоритм вычислений уходит во внутренний план. Ученик считает в уме и вслух произносит готовый ответ.
Не спешите приучать ребёнка к счёту на линейке. Это расслабляет ум. Пусть он тренирует свои функции контроля, планирования и удержания программы деятельности. Если формировать счётные функции правильно, у ребёнка появится хороший инструмент на тот случай, если он забыл ответ к примерам. Огромный бонус от счёта в уме - коррекция нарушений внимания. Главное, отработать все этапы качественно.
Нет комментариев