В середине 20-го века доктор психологии Гарри Харлоу пытался понять поведение людей, исследуя повадки обезьян. Однажды он провёл такой эксперимент. Он сделал два проволочных макета обезьян, которые стали суррогатными матерями двум новорождённым обезьянкам, никогда не видевшим собственных матерей. У каждой из них была вставлена бутылочка с соской и молоком где-то в районе середины тела. У одной такой проволочной матери был длинный верёвочный хвост, а у другой – короткий. Детёныши исследовали мир, держась за хвосты своих матерей. Оказалось, что тот детёныш, который держался за длинный хвост, имел более высокий интеллект, был более адаптивным, чем тот, который держался за короткий хвост. И второй малыш при встрече с новым, чаще всего испытывал страх.
Чем длиннее юбка, за которую держится ребёнок, тем выше его интеллект, тем лучше он адаптируется в жизни.
...На консультации семейная пара. И пришли они вовсе не потому, что у них проблемы между собой. Вопрос: «Что нам делать с сыном? Ему 14 и он ничего не хочет! Уроки учит только с папой. Домашние дела делает только с 100500 напоминания. В школе сплошные двойки. Мы уже выбились из сил».
А что вы разрешаете делать ему самостоятельно? Какие решения он может принимать сам?
...На консультации мама троих детей. Молодая, ухоженная, успешная, энергичная. Но энергии всё меньше. Сил на всё не хватает. «Детей надо контролировать во всём. А я ничего не успеваю. Приходится забирать старших из школы, доводить до дома. Вечером забираю младшего из сада, надо выучить уроки со старшими, они без меня не начинают. Ничего не успеваю...»
На сколько Вас ещё хватит?
Многие мамы очень тревожны. Они плотно опекают детей, провожая их в школу и встречая, весь период, пока те учатся в младших классах. Пока ребёнок дошкольник, мамы не отходят от него ни на шаг. «Не трогай, не бегай, не лезь-упадёшь!». Но детям необходимо самостоятельное освоение мира практически с рождения. Даже в младенческом возрасте ребёнку надо давать возможность побыть одному и самостоятельно изучать окружающий мир. Короткий мамин хвост ограничивает ребёнка, не даёт ему совершать ошибки и набираться опыта. Дети словам не верят (впрочем, взрослые тоже). Как узнать, что чайник горячий, не потрогав его? Как понять, что иголка острая, не уколовшись?
Гиперопека- это медвежья услуга. Действуя из благих побуждений мы не даём ребёнку развиваться, мы делаем его слабым и беззащитным перед окружающим миром.
...Настя учится в четвёртом классе, её встречали и провожали со школы всегда. Но в тот день что-то пошло не так. Она вышла из школы раньше и, не увидев бабушку, решила пойти домой сама. САМА!!! Какой же взрослой она себе казалась! ОДНА! Можно по дороге зайти в магазин. А потом прогуляться в парке. Она же взрослая. Обезумевшая бабушка бегала по округе и искала внучку. Нашла её милиция в торговом центре, где она каталась на эскалаторе, как взрослая...
Алгоритм обучения самостоятельному походу в школу.
Возраст перехода на самостоятельный поход в школу зависит от индивидуальных особенностей ребенка и родителей. И от готовности ребёнка и родителей. Если ваш ребёнок неоднократно говорит, что будет ходить в школу сам, то значит, что он давно готов. Детей нужно постепенно от себя отпускать, для их же блага.
Сам алгоритм прост до безобразия! Но непросто его придерживаться, если тревожность родителей зашкаливает. В таком случае, вам нужно поработать со своими страхами. Алгоритм проверен на себе)
Итак...Вы делите путь до школы на отрезки.
1-я неделя.
Если вы водите ребёнка в школу до двери, то первую неделю перехода на самостоятельность доводите его до калитки школы и прощаетесь. Можете постоять в сторонке и понаблюдать, как ваш ребёнок заходит в школу. Если ребёнок против наблюдения- спрячьтесь. Важно не торопится! Как только вы перестанете наблюдать за тем, как ребёнок скрывается за калиткой- вы готовы к следующему этапу
2-я неделя.
Вы доводите ребёнка до места, откуда видно калитку и прощаетесь. Опять же стоим, смотрим, как он доходит, либо идём за ним. Убедились, что зашёл? На следующий день сокращаем наблюдение.
Далее увеличиваем расстояние самостоятельного передвижения до необходимого.
Приучайте ребёнка звонить, когда он добирается до места.
Если вы возите ребёнка на машине, то алгоритм тот же.
Важно, чтобы и ребёнок, и родитель привыкли.
ВременнЫе рамки тоже индивидуальны. Кому-то достаточно одной недели на закрепление, кому-то нужно две.
И напоследок скажу, кораблю, конечно, спокойнее в порту, но не для того он строился.
Нет комментариев