Дорогие родители, если вы читаете этот пост, скорее всего, вы знакомы с ситуацией, когда ваш умный, творческий и добрый ребенок постоянно витает в облаках, действует импульсивно или не может усидеть на месте. Школьные замечания, испорченные вещи, бесконечные фразы «соберись», «посиди спокойно», «подумай что делаешь» — и чувство вины, что вы плохо справляетесь. Знайте: вы не одни. И ваш ребенок — не «плохой» или «невоспитанный». Его мозг просто работает по-другому.
СДВГ у детей — это не проблема поведения, а проблема саморегуляции. Им так же сложно управлять своим вниманием, эмоциями и действиями, как взрослым, о которых мы говорили ранее. Но у них еще нет ни опыта, ни инструментов, чтобы с этим справиться. Их мозг ищет сиюминутную стимуляцию (побегать, крикнуть, дёрнуть кота), потому что ему не хватает внутренней активности. Их «тормоза» еще не дозрели.
Как это может выглядеть в жизни:
В школе: ребёнок умный, но делает «глупые» ошибки по невнимательности, не может доделать задание до конца, постоянно теряет ручки и забывает записать домашку.
Дома: кажется, что он не слышит вас с первого раза, легко выходит из себя из-за мелочи, начинает десять дел и бросает их, не может спокойно ждать своей очереди.
Рекомендации родителям, как помочь себе и ребёнку:
Смените оптику. Ваша главная задача — не «переломить» его, а научить его самоконтролю. Вы не надзиратель, а тренер и проводник. Это сложно, но это меняет всё.
Структура и предсказуемость — ваш лучший друг. Четкий распорядок дня (подъем, еда, уроки, игры, сон) снижает тревожность. Ребенок знает, что за чем следует, и ему не нужно каждый раз тратить силы на переключение.
Дробите инструкции. Вмерасплывчатого «убери в комнате» давайте конкретные шаги: «1. Собери книги и поставь на полку. 2. Сложи одежду в шкаф. 3. Положи игрушки в коробку». Хвалите после каждого шага!
Используйте визуализацию. Списки дел, расписания в картинках, таймеры-песочницы — всё, что можно увидеть и потрогать, работает лучше слов.
Давайте выход энергии конструктивно. Перед делами, требующими усидчивости (уроки), дайте побегать, попрыгать, потанцевать 10-15 минут. Физическая активность — не враг, а союзник для концентрации.
Фокусируйтесь на сильных сторонах. Эти дети часто невероятно креативны, добры, полны энтузиазма и мыслят нестандартно. Подмечайте и развивайте это! Их диагноз — это лишь одна из граней их личности.
Самое главное: обязательно обратитесь к специалисту (детскому психиатру или неврологу), если есть подозрения. Профессиональная диагностика исключит другие причины и поможет составить грамотный план поддержки, который может включать не только рекомендации для семьи и школы, но и, при необходимости, современные методы терапии. Вы не должны проходить этот путь в одиночку.
Ваше принятие, терпение и понимание — самый мощный ресурс для вашего ребенка. Вы — его главная опора и безопасная гавань. Вместе вы сможете научиться управлять этим кораблем в бурную погоду.
Нет комментариев