Да, это звучит парадоксально, но если разложить по полочкам, становится понятно, почему в 70-е годы «Запорожец» в СССР действительно стоил дороже, чем «Форд Мустанг» в США — не в абсолютных рублях и долларах, а в реальной доступности для покупателя и соотношении «цена ↔️ доход».
1. Номинальные цены
В СССР «Запорожец» (модель ЗАЗ-968, например) в 1970-х стоил примерно 3 500 – 4 000 руб.
В США «Ford Mustang» начала 70-х стоил около 2 700 – 3 200 $.
На первый взгляд — цены близкие. Но ключевое различие было в зарплатах и покупательной способности.
2. Зарплаты и доступность
Средняя зарплата в СССР: 120–150 руб. в месяц.
→ Чтобы накопить на «Запорожец», нужно было откладывать ~2,5–3 года всей зарплаты (без расходов на еду, одежду, жильё).
Средняя зарплата в США: ~1000 $ в месяц.
→ «Mustang» стоил 2,5–3 месячные зарплаты.
То есть американцу было в 10 раз проще купить спортивный Mustang, чем советскому человеку — утилитарный «Запорожец».
3. Фактическая доступность
В СССР даже при наличии денег машину ещё нужно было «достать» — были очереди, распределения, дефицит. Автомобиль считался предметом роскоши.
В США Mustang был массовым автомобилем, который можно было купить в любом автосалоне без ограничений.
4. Экономический контекст
В СССР цены на машины были искусственно завышены (государство держало низкие цены на хлеб, жильё, коммуналку — и компенсировало это завышением на автомобили и технику).
В США цены определялись рынком и конкуренцией, поэтому даже престижные модели были относительно доступны.
✅ Итог:
Формально «Запорожец» стоил около 4 000 рублей, а «Mustang» — около 3 000 долларов. Но если измерять ценность через количество средних зарплат, то Mustang был в разы доступнее. Поэтому утверждение справедливо: в реальном измерении «Запорожец» обходился советскому человеку дороже, чем Mustang — американцу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1