Цель: закрепить понятие детей о музыкальных инструментах, развивать их творческие возможности.
Задачи:
вспомнить звучание музыкальных инструментов: валторна, фагот, гобой, скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет;
сравнить звучание инструмента с реальными характерными персонажами сказки;
учить детей изображать персонажей сказки под музыку, инсценировать её;
познакомить с композитором С.Прокофьевым;
Тип занятия: доминантное.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью симфонической сказки «Петя и Волк», музыкально-дидактическая игра «Угадай, что звучит», портрет С.Прокофьева.
Содержание
Дети входят в зал под музыку С.Прокофьева из сказки «Петя и волк», тема «Петя».
Ведущий: «Мы с вами попали в сказку, а в какую вы мне не подскажите, о чём напомнила нам музыка и кто её написал, если вы вспомнили?»
Дети: вспоминают, отвечают, ведущий воспитатель их направляет, находят портрет композитора С.Прокофьева и называют его имя и фамилию.
Ведущий: предлагает детям поиграть в музыкально-дидактическую игру «Угадай, что звучит».
Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, что звучит»
Цель: совершенствовать навык различения звучания музыкальных инструментов.
Руководство.
Педагог предлагает детям рассмотреть разложенные на столе картинки с изображением музыкальных инструментов и карточки с изображением персонажей музыкальной сказки «Петя и Волк». Дети слушают звучание музыкального инструмента, узнают персонаж и вкладывают картинку в пустую клетку, рядом с прозвучащим музыкальным инструментом.
Инсценирование симфонической сказки «Петя и Волк».
Ведущий воспитатель: «Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую зелёную лужайку (звучит тема «Петя»). Петя подсочным шагом идёт по кругу, останавливается.
Ведущий: «На высоком дереве сидела птичка. Всё вокруг спокойно, весело зачирикала она (тема «Птичка»).
Ребёнок в роли птички имитирует летающую птичку.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок появилась утка, она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку и решила выкупаться в глубокой луже (тема «Утка»). Ребёнок имитирует движения утки.
Увидев утку, птичка слетела на траву, села рядом с уткой и пожала плечами. Какая же ты птица, если летать не умеешь? – сказала она.
Какая же ты птица, если плавать не умеешь? – сказала утка и плюхнулась в воду. ( звучит музыка).
Ведущий: «Они ещё долго спорили, утка, плавая по луже, птичка, прыгая по берегу. Дети имитируют движения.
Вдруг Петя насторожился, он заметил что по траве кто- крадётся (тема «Кошка»), ребёнок изображает кошку под музыку.
Кошка подумала, что птичка занята спором и не заметит, как её сцапают (тема «Кошка»). Кошка неслышно подбиралась к птичке на своих бархатных лапках.
Петя: «Берегись!»
Ведущий: громко крикнул Петя. И птичка мигом вспорхнула на дерево.
( музыка).
Утка из середины своей лужи сердито закричала на кошку (музыка «Кошка»). Кошка ходила вокруг дерева и думала, стоит ли лезть так высоко? Пока влезу, птичка улетит.
Вышел дедушка, он сердился, что Петя ушёл за калитку. Места опасные, если из лесу придёт волк, что тогда (Тема «дедушка»). Ребёнок изображает дедушку.
Петя не придал значения словам дедушки, но дедушка взял его за руку, увёл домой и крепко закрыл калитку.
И действительно, не успел Петя уйти, как появился Волк (тема «Волк»). Ребёнок изображает волка.
Кошка быстро полезла на дерево (музыка), утка закрякала и бросилась вон из лужи (музыка), но как она не старалась, а волк бежал скорее (музыка), вот он ближе. Ближе (музыка), вот он нагнал её (музыка). Схватил и проглотил (музыка).
Теперь картина была такая: кошка сидела на одной ветке. Птичка на другой. Подальше от кошки, а волк ходил вокруг дерева и смотрел на них жадными глазами (музыка).
Между тем Петя, который остался стоять за запертой дверью и видел всё происходящее и нисколько не испугался, он побежал домой (музыка). Петя взял толстую верёвку и влез на высокий забор (музыка) и сказал птичке летать перед носом волка, птичка так и сделала (музыка).
птичка раздражала волка и он пытался схватить её. Но в это время Петя набросил на него петлю из верёвки и крепко затянул её. Верёвка попала на хвост волка, он почувствовал, что его поймали и в это время появились охотники. Они шли по следам волка и стреляли из ружей (музыка).
Но Петя сказал, что они уже поймали с птичкой волка.
Петя: помогите отвести его в зоопарк (музыка).
Ведущий: шествие выглядело так – впереди шёл Петя, за ним охотники, которые вели волка. Дедушка недовольно качал головой. Наверху летела птичка и весело чирикала. В животе у волка крякала утка. Волк открыл пасть и она вылетела, возмущаясь и прыгнула в лужу.
Все движения детьми инсценируются в соответствии с характером музыки соответствующих персонажей. Остальные дети, не задействованные в сказке – зрители в зале.
Имеющийся у детей старшего дошкольного возраста уровень интеллектуального развития помогает им более осознанно и глубоко воспринимать и постигать предлагаемые сведения о музыкальных произведениях, инструментах, отдельных видах музыкального искусства.
Так, например, в старшей группе предлагаем детям окунуться в мир музыкальных инструментов. Знакомство с ними – очень важный этап на пути к развитию творческого потенциала личности ребенка. Неслучайно музыкальный инструмент считается материальным представителем звукового мира. Его можно и увидеть, и услышать. Понимание того, как появляется звук, это своеобразная опора в процессе восприятия музыки, ориентир в огромном мире звуков. Знакомство с характером инструментов и внешним видом – первый шаг к звуковому образу. Дети начинают вслушиваться в голоса инструментов, у них появляются любимые – те, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик. Педагог проводит с детьми интересные занятия из цикла «В мире музыкальных инструментов» по следующему плану работы и эти занятия можно отнести к группе занятий по познавательному развитию детей 5-6 лет.
Сентябрь. История появления первого музыкального инструмента
Октябрь. История маленькой скрипки.
Ноябрь. Град струнных инструментов.
Декабрь. Загадки духовых музыкальных инструментов
Январь. В гостях у барабана.
Февраль. Знакомый незнакомец (история появления фортепиано)
Март. Орган – король музыкальных инструментов.
Апрель. Симфонический оркестр.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3