7–8 мая 1990 года. Ленинград, СКК им. Ленина. «Кино» и Noir Desir.
После успешных концертов в «Олимпийском» группа «Кино» едет в Ленинград, где с 7 по 8 мая были запланированы концерты в СКК. Они прошли совместно с французской группой Noir Desir, с музыкантами которой Цой познакомился во время во Францию. На одном из этих концертов случился неприятный инцидент: вокалисту французской группы, выступавшей на разогреве у „Кино“, разбили голову брошенной из зала бутылкой. На втором концерте французская группа не выступала.
Из воспоминаний очевидца:
«1990 год. По всему Ленинграду висят афиши: „Noir Desir (Франция). „Кино“ (СССР)“. Нас трое друзей, все трое – фанаты „Кино“, и у нас есть билеты! Noir Desir, естественно, в первом отделении. Кто скрывается под этими непонятными французскими словами, нам, да и большинству поклонников Цоя, неизвестно. Может быть, мужчина, может, женщина, а может, и то и другое вместе. Да никому и не интересно, всех только раздражает, что придется скучать, слушая каких-то французов. День концерта, СКК им. Ленина, мы уже внутри, маемся вместе с остальными в ожидании того момента, когда откроются двери и начнется забег по полю СКК, чтобы „забить“ места у сцены, как можно ближе к кумирам. Удивительно, но нам это удалось, мы в первых рядах, и нам будет все видно. В ожидании начала концерта, а ждать пришлось прилично, в толпе копилось раздражение. К моменту выхода группы Noir Desir СКК готов был взорваться. Бедные французы! Если бы перед концертом им кто-нибудь сказал, что такое выступление перед прогрессивной советской молодежью, они бы как минимум надели бронежилеты. В те славные времена милиция отличалась поразительной наивностью и не завела еще обыкновения обыскивать публику на входе. Всяк был волен пронести что ему вздумается, и пользовался этой возможностью на всю катушку.
В общем, с первыми аккордами песни во французов полетели всевозможные предметы, в том числе пустая тара из-под портвейна. Довольно долго солисту удавалось уворачиваться от летящих предметов, но, как известно, всему на свете приходит конец, и метко пущенный кед, попавший в глаз солисту, исчерпал лимит удачливости француза. Видно было, что ему очень больно, поэтому публика хоть и посмеялась, но все же немного поутихла. Схватившись за глаз и матерясь по-французски, музыкант схватил гитару за гриф и попытался отомстить первому попавшемуся из тех, кто стоял у сцены, и бог знает, чем бы это все закончилось, если бы коллеги по группе не скрутили его. После этого все покинули сцену. Народ замер в ожидании. Вышел Цой и от имени всех зрителей принес извинения французским музыкантам. Noir Desir все-таки мужественно доиграли свою программу до конца, заслужив уважение буйной молодежи. К слову сказать, играли они классно. Ну а потом была группа „Кино“. Описывать это бессмысленно. Эмоции, которые я испытывал на концертах тех лет, я не ощущал позже никогда. Может, потому что все было свежо и ново».
Юрий Каспарян:
«А я не знаю, не помню, откуда вообще взялась эта идея играть с Noir Desir, но они как-то оказались с нами. Гастролировали с нами в туре по Украине, проехались хорошо. Конечно, им не очень было легко, потому что народ у нас не самый воспитанный и совсем нетерпеливый. Там его, этого парня, и бутылкой по голове, и еще что-то. Это жлобство, конечно. А знакомства самого с ними я не помню. У этого парня оказалась тяжелая судьба. Но он такой веселый был, мы в хаки-сак играли вместе, ну и вообще».
Георгий Гурьянов:
«Я не помню, откуда они взялись. По-моему, это кто-то из окружения Наталии Разлоговой их предложил. Они приехали, дали концерт в первом отделении перед группой „Кино“, а потом мы должны были ехать играть в первом отделении, на разогреве у Noir Desir во Франции. Они играли неплохо, такая модная французская группа. После того как мы сыграли несколько концертов вместе с ними, Витя сказал: „Нет, на разогреве у них играть я не поеду“. Потом они поехали с нами в тур 90-го года по Украине».
Жоэль Бастенер, организатор зарубежных гастролей «Кино» и инициатор записи пластинки «Последний герой»:
«Поскольку группа Noir Desir приносила неплохие деньги, решено было оплатить ее турне по России, которое можно будет использовать для масштабной рекламы во Франции. Но как это сделать? Тут-то мне и пришла в голову мысль свести их с „Кино“. Идея всем пришлась по вкусу. Но ни Виктор, ни Бертран не собирались изображать друзей перед камерами: им обоим нужно было сначала познакомиться поближе, чтобы понять, действительно ли у них есть что-то общее, а уж потом пускаться в авантюру.
Тогда мы пригласили Виктора с Наташей во Францию, и я вместе с ними поехал в Бордо, где мы провели несколько дней в компании членов группы Noir Desir. Это было совсем не просто, возникала масса недопониманий. Слова и концепты осмысливались по-разному, но искра была. И дальше все пошло как по маслу. Было много сильных, даже драматичных моментов, и огромный резонанс во Франции. Музыка группы Noir Desir впоследствии действительно изменилась. Их следующий диск был кроваво-красного цвета и назывался „Бетон под степями“. И все, кто были в том туре, поняли, что имелось в виду».
Олег Толмачев:
«Я ведь все концерты по стране был ведущим. И реально сильно испугался за ребят вообще, когда чуваку расфигарили голову. На сцену потом даже в очках выходил, чтобы гайкой не запулили, а то вот парню голову бутылкой разбили. Именно после этого концерта в Питере Цой сказал, что он сильно разочарован, что ему этот Питер не нужен, в Москве нет такого безобразия и что он принял решение. Я был испуган, мне нравилось вести концерты, но в таких условиях как? Я тогда удивился: Питер вроде его город, и вот так вот встретить французов? Причем ребята-то классные были. Таких групп перед нами не было никогда, и работали они офигенно»
Марк Шлямович :
Концерт «КИНО», а в первом отделении: «Noir Désir» (Франция). Отличная команда, с которой Цой сотоварищи сдружились во время гастролей во Франции и которых «киношники» пригласили в Россию.СКК переполнен - пик популярности «КИНО». Концерт накануне выхода нового, интригующего альбома, фаны скупили все билеты, я позвонил утром Марьяне, она обещала помочь. В назначенное время я с двумя друзьями стоял у служебного входа, таких, как мы там было много, но вышел Юра Каспарян и всех нас провел. Начинается концерт, зал забит «под завязку». «Noir Désir» - отличная группа, страстно исполняют свои интересные песни с уклоном в пост-панк, но в мелодичном плане - ближе к традиционным гитарам.
Фаны кричат: «Цой! Цой! КИНО! КИНО!» Потом начинают закидывать сцену разными предметами, в том числе опасными. Я видел, как железная гайка рассекла воздух совсем близко от лица гитариста. Концерт останавливается… На сцену выходит Цой и призывает публику не мешать концерту их друзей - замечательных французских музыкантов. Он сказал простые слова таким тоном, строго, но без пафоса, и многие были пристыжены.Потом вышла группа «КИНО». Народ стоял «на ушах», но если сравнивать с теми концертами, которые мне удалось организовать или видеть в более интимной атмосфере, этот концерт произвел на меня более спокойное впечатление. Возможно, прозвучит крамольно, но в музыкальном плане «Noir Désir» на меня произвели куда большее впечатление...
Нет комментариев