Обряд записан профессором М.С. Чарновским на торжествах Вроцлавских Славян у подножия священной горы Сленжи. Обряд приводится в сокращении.
Постриги (пострижины) - Славянский обряд, состоящий в пострижении волос ребёнка семи лет от роду, в знак пере-хода из под опеки матери под опеку отца, из под опеки божеств Лели и Полеля под власть Перуна (или Лады, - В.К.). Обряд сохранялся (в Польше, - В.К.) до XIV века. Первые постриги в новое время состоялись на Сленже в день 3 червня 1988 года (3.06.88), проводились по предварительному обряду общинника Антонего Вацека из Вроцлава. Этот обряд, в краткой зарисовке, послужил основой постриг, которые состоялись 2 червня 1990 года также у подножия Сленжи, в Бондковицах, в археологическом заповеднике. Вроцлавская ежедневная «Газета Работнича» в № 135 за 11.06.1990 г. поместила положительный отзыв об этих торжествах. Эхом откликнулась эта заметка в «Пшеглёнде тыгоднёвым» (№ 7.1991) в обзорной статье Мариуша Урбанка «Словянин то поганин» («Славянин это язычник»), где автор описал праздник и привёл выведы (интервью) с его участниками. Вроцлавское телевидение показывало это событие.
Проведение постриг.
Действующие лица: старейшина; оруженосец (у русских Славян воевода, -В.К.); отец; мать; сын-юнак (посвящаемый); гудковцы (музыканты, -В.К.) и певцы (хоровые); участники и гости.
Имущество: нагрудная повязка, знак старейшины (у русских гривна, -В.К.); требник; табурет для юнака-посвящаемого; ножницы на подносе, который держит оружено-сец; белая сорочка для юнака-посвящаемого; огонь, который возжигает старейшина; подарок для постриженного, в руках отца; гудьцы (музыкальные инструменты, - В.К.); чарки для мёда.
Торжественный обряд.
Все участники стоят. Юнак в белой рубахе садится на табурет вблизи горящего Огня. Старейшина, одев повязку,открывает торжество и читает из требника слова, а именно:
«Прадавным предков наших обычаем, по требованию здесь присутствующего отца, приступаю к святому обряду по-стрижения сына его, тут сидящего, и сотворяю то способом, установленным старейшими задруги (общины).»
Старейшина приближается к посвящаемому, который, на его знак рукой, встаёт по стойке смирно и задаёт ему во-просы, на которые тот отвечает словами Белзы:
Кто ты будешь? - Поляк смелый
Какой знак твой? - Орёл белый.
Где живёшь ты? - Между вами
В каком крае? - В земле польской
Что земля та? - Моя отчизна
Чем добыта? - Кровью и шрамом
Кто ты ей? - Польское дитя.
Что ты должен? - Отдать жизнь.
Во что веришь? - Поляк значит человек смелый.
Смелый мыслью, словом, делом
Поляк - правый Славянин
А Славянин - это язычник!
Так учили меня родители
Так я мыслю, тем горжусь.
Юнак садится на табурет, старейшина берёт ножницы с подноса, срезает ими пучок волос и предаёт их Огню.
Юнак встаёт, старейшина объявляет, что ему дано имя и вручает свидетельство. По знаку старейшины все встают и под музыку поют гимн Белзы:
В праздник любви к любимой стране
Службу несём мы, как на войне
От лет наимладших до седины
Мы охраняем покой страны
Острее взор, ровнее шаг
Может быть где-то прячется враг
Смело ударим, свернём ему выю
Польска нех жие! (Да здравствует Польша, - польск.)
Польска нех жие!
Старейшина отходит в сторону, к постриженному юнаку подходят родители, целуя сына, и отец вручает ему соответствующий подарок. Мать приглашает собравшихся на честной пир. Под звуки труб гости отходят от Огня и садятся за стол. Первое слово на пиру говорит отец. Произно-сит здравицы за виновника торжества - сына. После чарки с мёдом, собравшиеся запевают песню.
Мастерская Велес


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1