Свет электрической люстры с такой задачей не справится. Попытки рационализировать жизнь, придумав себе роль, — тоже. Обман не пройдет.
Какие способы еще пробовала Эстелла? Что приходило на ум ее родственникам? Как защищал себя так называемый общественный порядок?
Что произошло, когда все сдались?
На острове Канта показали пьесу венгерского драматурга Миклоша Хубаи “Они знают, что такое любовь”. Текст ее в России малоизвестен, между тем нравится она не только театру, но кино. В 64-м по произведению Хубаи, в котором зрелый Гектор Берлиоз приходит рассказать о любви Эстелле десятилетия спустя, снял фильм венгерский режиссер Отто Адам. Для Калининграда пьесу поставила режиссер казанского “Пакет-театра” Регина Саттарова-Виктор — без декораций и костюмов, выбрав жанр перформативной читки.
— Формат перформативной читки уже знаком калининградскому зрителю, — говорит Регина, — с 2019 по 2021 год они проходили в нетеатральных пространствах города в рамках цикла “Новый взгляд — театр Европы”. Другое дело, что для русского театра больше характерен формат чистой читки, когда отсутствуют даже минимальные мизансцены. Эта традиция восходит к Театру.doc и фестивалю “Любимовка”.
Читка, перформативная или нет, в чем-то подобна действию электрической люстры — может подсветить все несовершенства. Но в случае спектакля с этим кастом все сложилось наоборот. Мы не нуждались в декорациях, чтобы увидеть происходящее. А еще и это главное — с нами была музыка.
— Вместе со вторым режиссером мы решали, что и в каких моментах может звучать, — рассказывает Александра Кораблева, пианистка и композитор. — Новелетта Пуленка стала лейтмотивом главной героини. Был Шопен. Барток. Для комических моментов взяли фрагменты из “Так говорил Заратустра” Штрауса и “Розовой пантеры”. В финале — Spiegel im Spiegel Арво Пярта. Пярт "пришел" ко мне прямо в день показа, и я поняла, что только он там и может звучать.
Читка длилась меньше часа. Как долго держалась Эстелла, ограждая себя от любви? Уже неважно. В финале она сдается, отодвинув все, за чем пряталась: вину, долг, стыд, приличия. За ней сдается дом, который прежде Берлиозу приходилось штурмовать с факелами. Сдается ее дочь Шарлотта. Никому уже не нужно увольнять горничную. Неинтересно считать авторские. Выдох облегчения проходит даже по залу. Знаем ли мы, что такое любовь? Доверимся тому, что она знает нас.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев