В начале войны была зачислена лётчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи (оаэс) Южного фронта. На самолёте У-2 (По-2) совершила 236 вылетов (связь, разведка и поиск в тылу врага окружённых частей). В феврале 1942 года награждена орденом Красного Знамени.
В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию. Воевала в составе 805-го штурмового авиационного полка (197-я штурмовая авиационная дивизия 6-й штурмовой авиационный корпус 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), штурман полка. Пилотировала Ил-2.
Воевала над Таманском полуостровом, Малой Землей. За участие в прорыве «Голубой линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Красного Знамени.
Участвовала в освобождении Польши. Была единственной в полку женщиной-пилотом, позднее вместе со стрелком Дусей Назаркиной составили первый женский экипаж в штурмовой авиации.
Всего за Великую Отечественную войну Анна Александровна Егорова совершила 277 боевых вылетов.
22 августа 1944 года в воздушном бою над Студзянками была сбита и тяжело раненая и обожжённая без сознания попала в плен. Её воздушный стрелок Евдокия Алексеевна (Дуся) Назаркина погибла. Была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 года освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере. В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить партбилет и награды Егоровой (сама она была почти недееспособна). Залечить раны ей помогли сначала санинструктор Юлия Кращенко, попавшая в плен в ходе боёв на магнушевском плацдарме (около Студзянок), который и должны были помочь оборонять штурмовики 805-го ШАП, а в Зоннебурге военный врач 2-го ранга Георгий Фёдорович Синяков, попавший в плен ещё в августе 1941 года под Киевом, и профессор Белградского университета Павле Трпинац.
После освобождения из лагеря в течение 10 дней проходила проверку на допросах в отделении контрразведки «Смерш» 32-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии. В своих мемуарах, а также в телепередаче из цикла «Время Победы» на «Первом канале» от 22 февраля 2005 года Анна Егорова рассказывала о тех днях. Каждую ночь ей надо было подниматься на второй этаж, на допрос к майору Федорову, который кричал на неё, требуя признаться, «где взяла ордена и партбилет», «почему сдалась в плен» и так далее. На телепередаче Анна Егорова вспоминала:
«Каждую ночь мне надо было подняться на второй этаж. А там: „Стоять! Б…! Стоять!“
А я — падаю.
„Как перешла к немцам? Откуда взяла ордена?“ Сорвали награды…».
На десятый день подобных допросов Анна потребовала прекратить над ней издеваться. Выяснилось, что её уже давно разыскивали товарищи по немецкому плену, но контрразведка не спешила её отпускать, так как «уж очень подозрительно — в таком аду сохранить ордена и — больше того — партийный билет». Однако её отпустили и даже предложили остаться работать в «Смерше», но она отказалась.
После медкомиссии, не допустившей её к лётной работе, вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197-й штурмовой авиационной дивизии.
Анна Егорова стала героем публикации «Егорушка» в «Литературной газете» в 1961 году, и через 4 года, в 1965 году с третьей «попытки», ей присвоили звание Героя Советского Союза, к которому её уже представляли во время войны.
Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ.
В мае 2006 года была удостоена почётного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Член общества «Знание».
Скончалась в Москве 29 октября 2009 года. Похоронена на Даниловском кладбище.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев