Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину А.И.
19 мая 2025 г. в Следственное управление СК Российской Федерации по Тюменской области было подано заявление о возбуждении уголовного дела, исх. №38 от 17 мая 2025 г., вх. №ЮЛСК2384-25 от 19.05.2025 г. (Приложение №1). В нём я сообщал о многочисленных фактах нарушения действующего законодательства РФ со стороны председателя комитета по Межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени П.Ю. Осоткина и просил привлечь его к установленной законом ответственности по ст. 149, ст. 212.1 и ст. 285 Уголовного Кодекса РФ за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, злоупотребление своими должностными полномочиями и нарушение конституционных прав граждан на свободу проведения публичных мероприятий.
Начиная с апреля 2020 г. комитет по Межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени не согласовал Тюменскому обкому РКРП проведение всех публичных мероприятий, то есть более 30 мероприятий.
До июля 2023 г. в качестве причины отказа использовался действовавший на территории Тюменской области режим ограничительных мер. Но после его отмены администрация г. Тюмени постоянно придумывает оправдание, что на Центральной площади будет проводиться мероприятие под названием «Тюменская Дармарка». Причём, уведомление на данное мероприятие подаётся сразу на два месяца с проведением мероприятий каждый день, на шести площадях города, в период с 10.00 до 21.00. Вот только по факту эти мероприятия проводились всего три раза, в дни, когда коммунисты РКРП(б)-КПСС проводили на Центральной площади собрания, посвящённые общественной жизни (22 июля 2023 г., 21 января 2024 г. и 8 сентября 2024 г.). Причём, руководитель комитета по Межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени Осоткин П.Ю. не смог ответить, на основании какого закона происходит согласование данных мероприятий, не могли ответить ни в прокуратуре области, ни в Следственном управлении СК РФ, ни в Центральном районном суде г. Тюмени, ни в Тюменском областном суде.
В моём заявлении приводились документально подтверждённые факты того, что действия председателя комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени Осоткина П.Ю. по многократному отказу в согласовании публичных мероприятий со стороны администрации г. Тюмени являются нарушением ст.ст. 8, 12, 18 Закона №54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и препятствуют реализации прав жителей г. Тюмени, гарантированных ст.ст. 13, 19, 31 Конституции РФ. Кроме того, своим отказом в согласовании демонстрации и митинга 1 мая 2025 г. в заявленных организатором месте и времени администрация г. Тюмени в открытую проигнорировала позицию Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» и Постановления Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 г. №4-П.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. №4-П Конституционного Суда Российской Федерации чётко сказано, что «орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия».
Иное не только противоречило бы предписаниям самого Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которым организатор публичного мероприятия вправе проводить его в месте и во время, указанные в уведомлении о проведении, если они не были изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч. 3 ст. 5), но и не соответствовало бы Конституции Российской Федерации, которая исходит из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18), и допускает ограничение конституционных прав и свобод, включая право на свободу мирных собраний (ст. 31), лишь в случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. №484-О-П, по смыслу положения ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. То, что на заявленных площадках будет проводиться мероприятие «Тюменская Дармарка – своих не бросаем!», на которое постоянно ссылается в своих ответах, в том числе в ответе №03-06-002738/25 от 17.04.2025 Осоткин П.Ю., не является мотивированной причиной для отказа в проведении демонстрации и митинга, связанных с проведением государственного праздника Российской Федерации.
Согласование акции «Тюменская Дармарка – своих не бросаем!» подаются с нарушениями норм Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Также и в ответе №03-06-002728/25 от 17.04.2025 не указано, на основании какого закона было проведено согласование данных публичных мероприятий 1 мая 2025 года. Несмотря на то, что проведение данных мероприятий заявляется ежедневно на срок нескольких месяцев на нескольких площадках города, в указанных местах они не проводятся, что является нарушением с их стороны норм Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Тем не менее, Осоткин П.Ю. с июля 2023 г. упрямо отказывает в согласовании публичных мероприятий коммунистам РКРП. При этом отказывает в согласовании тех публичных мероприятий, уведомления на которые подаются в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законодательством.
Вместе с тем, само мероприятие «Тюменская Дармарка – своих не бросаем!» с 2023 г. ни разу не проводилось на площади у Технопарка, которая указана в уведомлении. Не было их и 1 мая 2025 г. ни на Центральной площади г. Тюмени, ни на площади у тюменского Технопарка. Это подтверждает тот факт, что проведение акции «Тюменская Дармарка – своих не бросаем!» было специально придумано Администрацией г. Тюмени, чтобы не согласовывать проведение мероприятий на Центральной площади г. Тюмени. Это подтверждает факт воспрепятствования проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, злоупотребления должностными полномочиями со стороны председателя комитета по межнациональным отношениям Осоткина П.Ю., является достаточным основанием для привлечения его к установленной законом ответственности по ст. 149, ст. 212.1 и ст. 285 Уголовного Кодекса РФ.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» говорится: «Предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях)».
Согласно позиции КС РФ, выраженной в Постановлении КС РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П, данное мероприятие считается согласованным в тех параметрах, которые заявлены организаторами. Таким образом, при нарушении властями сроков и условий согласования публичного мероприятия, заявленное мероприятие должно считаться согласованным. Поскольку для власти действует принцип «разрешено только то, что разрешено», в то время как для граждан при реализации ими одного из важнейших политических конституционных прав действует принцип «разрешено всё, что не запрещено законом». Данный вывод имеет универсальное значение для оценки правового режима организации и проведения публичных мероприятий.
29 мая 2025 г. в Следственное управление СК Российской Федерации по Тюменской области было сдано дополнение к заявлению о возбуждении уголовного дела, исх. №40 от 28 мая 2025 г., вх.ГРСК2634-25 от 29.05.2025 г. (Приложение №2). В нём содержатся сведения о том, что прокуратура Тюменской области игнорирует нарушения законодательства, совершаемые председателем комитета по Межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени П.Ю. Осоткиным, и отказывается рассматривать заявление о нарушении законодательства по существу (Приложение №3).
9 июня 2025 г. по электронной почте мною было получено письмо от Врио заместителя начальника полиции УМВД России по г. Тюмени Н.А. Каримова №3/256602903243 от 9 июня 2025 г. (Приложение №6) в котором сообщается, что «в действиях должностных лиц администрации города Тюмени нарушений действующего законодательства не установлено».
17 июня 2025 г. по электронной почте мною был получен ответ от заместителя руководителя следственного отдела по Центральному административному округу г. Тюмени А.И. Сафроновой №303-995-25 от 17.06.2025 (Приложение №7). В нём сообщалось, что в моём заявлении «не содержится объективных данных, свидетельствующих о совершении преступления, предусмотренного ст. 149 УК РФ», потому «оснований для регистрации и проведения процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144-145 УПК РФ, не имеется». Подобные ответы получены из Следственного управления СК России по Тюменской области от 20.05.2025 г. и от 02.06.2025 г. (Приложения №№4, 5). Причём в ответе от 2 июня 2025 г. указан получатель Черепанова Т.Н.
Тем не менее, в моём заявлении №ЮЛСК2384-25 от 19.05.2025 г. и дополнении к нему вх.ГРСК2634-25 от 29.05.2025 г. на такие нарушения было чётко указано
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона №54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «Уведомление о проведении публичного мероприятия... подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия». Т.е. уведомление о проведении публичного мероприятия 1 мая 2025 г. могло быть подано исключительно в период с 15 апреля 2025 г. (в это время и было подано уведомление от Тюменского обкома РКРП, МОД «Трудовая Тюмень», Совета РКСС, Тюменского областного комитета Советских женщин) по 20 апреля 2025 г. Дата подачи уведомления Автономной некоммерческой организацией Центр поддержки семей «Помощь рядом», как следует из ответа Прокуратуры Тюменской области, 11 апреля 2025 г., т.е. за 19 дней до предполагаемой даты проведения мероприятия 1 мая 2025 г. Т.е. администрация г. Тюмени незаконно, в нарушение п. 1 ст. 7 ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» приняла уведомление Автономной некоммерческой организации Центр поддержки семей «Помощь рядом» и при рассмотрении уведомления от Тюменского обкома РКРП исх. № 26 от 14.04.2025 г. (Приложение №1/2) не могла учитывать указанное уведомление, поскольку оно было подано с нарушениями срока его подачи и порядка его оформления. Однако в ответе из прокуратуры Тюменской области №27-11-2024 от 20.05.2025 г. об этом не упоминается. Как не говорится о том, на какие нормы действующего законодательства опиралась администрация г. Тюмени, когда принимала поступившее к ним 11.04.2025 г. уведомление. Кроме того, сообщаю, указанные Автономной некоммерческой организацией Центр поддержки семей «Помощь рядом» благотворительные и патриотические мероприятия 1 мая 2025 г. не проводились ни на Центральной площади города, ни на площади у Технопарка.
В заявлении я подчеркивал, что многократный отказ в согласовании публичных мероприятий со стороны председателя комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени Осоткина П.Ю. является нарушением ст.ст. 8, 12, 18 Закона №54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и препятствует реализации прав жителей г. Тюмени, гарантированных ст.ст. 13, 19, 31 Конституции РФ. Кроме того, своим отказом в согласовании демонстрации и митинга 1 мая 2025 г. в заявленных организатором месте и времени администрация г. Тюмени в открытую проигнорировала позицию Пленума Верховного Суда РФ и Постановления Конституционного суда РФ.
Не «увидеть» такие нарушения законодательства в действиях председателя комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени Осоткина П.Ю. можно было только в одном случае: следственное управление СК РФ по Тюменской области отказывается выполнять возложенные на него обязанности по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации. Можно предположить, что эти действия согласованы с УМВД России по г. Тюмени и прокуратурой Тюменской области и направлены на то, чтобы не привлекать к уголовной ответственности председателя комитета по межнациональным отношениям Администрации г. Тюмени Осоткина П.Ю.
На основании вышеизложенного я вынужден провести одиночный пикет у Следственного комитета РФ с плакатом «Следственное управление СК РФ по Тюменской области прислуживает губернатору области». Выражаю надежду, что Следственный комитет РФ данное безобразие в Тюменской области прекратит.
В связи с вышеизложенным ПРОШУ:
1. Привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников Следственного управления СК РФ по Тюменской области и следственного отдела по Центральному административному округу г. Тюмени и Следственного управления СК РФ по Тюменской области, которые отказались рассматривать моё заявление по существу, сославшись на отсутствие «объективных данных».
2. Привлечь к установленной законом ответственности председателя комитета по межнациональным отношениям администрации г. Тюмени Осоткина П.Ю. по ст. 149, ст. 212.1 и ст. 285 Уголовного Кодекса РФ за воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, злоупотребление своими должностными полномочиями и нарушение конституционных прав граждан на свободу проведения публичных мероприятий.
А.К. Черепанов, первый секретарь Тюменского обкома РКРП https://dzen.ru/a/aHfaq1K6Xhep_7x3
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Приложѣ'ние 1: ВК.КО́М/Ви́део, стр. -
https://vk.com/video-137657941_456263553