Разрушитель академизма и родоначальник нового течения в живописи Эдуард Мане говаривал: «Я рисовал то, что видел». Эмиль Золя оценивал манеру Мане как «ясную и серьезную живопись, изображающую натуру с грубоватой нежностью».
«Первое впечатление, которое производит любое полотно Эдуарда Мане, немного суровое и терпкое. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности», - писал Золя.
Эдуард Мане (фр. Édouard Manet) (23 января 1832 - 30 апреля 1883) - французский художник. Родился в семье крупного чиновника в Париже. Рисовать он начал еще в колледже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные.
Первое значительное произведение Мане – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады».
В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию». В представленном на них образе обнаженной женщины на ложе, напоминающем традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени – черты марионетки и фетиша. Этим двум картинам сильно досталось от критиков.
Новаторские приемы искусства Мане, вызывающие сопротивление публики, притягивали к нему молодых художников, ищущих новые выразительные средства в живописи. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его образованность, глубокие познания в истории живописи, владение всеми приемами живописной и графической техники. Непосредственными ученицами Мане являлись Б.Моризо, Е.Гозалес и М.Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.
Мане говорил: «Наш долг – извлечь из нашей эпохи все, что она может нам предложить, не забывая о том, что было открыто и найдено до нас». Он обращался к самым разным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство 19 века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий.
Эдуард Мане умер 30 апреля 1883 года в Париже.
1. Эдуард Мане. Автопортрет с палитрой.
2. Завтрак на траве. 1863.
3. Бар в «Фоли-Бержер». 1882.
4. Музыка в Тюильри. 1862. Национальная галерея, Лондон.
5. Олимпия. 1863. Музей Орсе, Париж.
6. Любитель абсента. 1858-1859. Новая глиптотека Карлсберга.
7. Огюст и Эжени Мане, родители художника, Мане. 1860. Музей Орсе, Париж.
8. Портрет Эмиля Золя. 1868.
9. В лодке. 1874.
10. Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване. Лувр, Париж.
11. Железная дорога. 1872-1873.
12. Испанский гитарист (Гитарреро). 1860. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
13. Аржантей. 1874.
14. Белые пионы. 1864. Музей Орсе, Париж.
15. Нана. 1877. Кунстхалле, Гамбург.
16. В кабачке папаши Латюиля. 1879. Музей изящных искусств, Турне.
17. За чтением. 1868.
18. Лола из Валенсии. 1862.
19. Сливовица. 1877.
20. Портрет Антонена Пруста. 1877-1880. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
21. Кабачок. 1878-1879. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
22. Портрет мадам Гийеме. 1880.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев