АНТ-37 «Родина» поднялся в небо со Щелковского аэродрома 24 сентября 1938 года в 8:12 утра по местному времени и взял курс на Хабаровск. В этот же день погода на маршруте резко ухудшилась, через 50 километров полета землю закрыли облака. Практически все оставшиеся 6400 километров экипаж преодолевал вне видимости земли, полет проходил по приборам, использовался пеленг на радиомаяки, что позволяло определить свое месторасположение. Если первоначально самолет осуществлял полет над облаками, то перед Красноярском экипаж вынужден был войти в них, летчицы столкнулись с облачностью, верхняя граница которой превышала 7000 метров.
За бортом самолета было -7 градусов Цельсия, окутавшийся влагой АНТ-37 начал обледеневать, лобовые стекла кабины первого пилота и штурмана сковал лед, потускнели и бортовые стекла. Пришлось набирать высоту, чтобы пробить облачность, которая исчезла только на высоте 7450 метров. И до самого Охотского моря «Родина» так и летела не ниже 7000 метров. Экипаж в это время работал в кислородных масках. Естественно, увеличился и расход горючего, этому способствовал длительный набор высоты и работа моторов в очень напряженном режиме.
В сложных метеоусловиях экипаж пролетел и Хабаровск, который первоначально и являлся конечной точкой маршрута, и Комсомольск-на-Амуре. Облака рассеялись лишь над Охотским морем, где экипаж сумел сориентироваться и повернул самолет на 180 градусов к берегу.
Ситуацию осложняло и то, что на борту отказало радиооборудование. Сажать самолет экипаж хотел в Комсомольске-на-Амуре, но с воздуха они перепутали Амур с впадающей в него рекой Амгунь, в результате самолет двигался вдоль притока. В районе Амуро-Амгуньского междуречья горючего оставалось на полчаса полета, и Гризодубова приняла решение сажать самолет на брюхо без выпуска шасси прямо на болото, так как подходящие ровные площадки для посадки в этой местности отсутствовали. Перед этим она приказала Марине Расковой выпрыгнуть с парашютом, так как та находилась в застекленной кабине штурмана в носовой части самолета, которая могла серьезно пострадать при посадке. Ей пришлось прыгать с двумя плитками шоколад в кармане, ее нашли в тайге только через 10 дней.
25 сентября, совершив удачную посадку на болоте в тайге, экипаж закончил полет, продолжавшийся 26 часов 29 минут. Был поставлен женский мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета. Точного места посадки «Родины» никто не знал. Их маршрут примерно был построен по последней пеленгации Расковой, взятой Читинской радиостанцией. На поиски летчиц были мобилизованы большие силы, в которые входило более 50 самолетов, сотни пеших отрядов, следопыты на оленях и лошадях, рыбаки на катерах и лодках. В итоге самолет был обнаружен с воздуха 3 октября 1938 года, его нашел экипаж биплана-разведчика Р-5 во главе с командиром М. Сахаровым. 6 октября примерно в 11 часов утра отряд спасателей и летчицы, оставив самолет в болоте до наступления заморозков проследовали по реке Амгунь через поселок Кербь в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Хабаровск, откуда поездом прибыли в Москву.
В столицу они отправились на специальном поезде, на каждой станции, в каждом городе по пути в Москву их встречали с поздравлениями толпы советских граждан. В столице летчиц встречали десятки тысяч человек, которые стояли вдоль улиц на пути их следования. 2 ноября 1938 года за проявленные в полете мужество и героизм Гризодубовой, Осипенко и Расковой было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Встреча экипажа самолета «Родина» у Белорусского вокзала
2 ноября 1938 года впервые в истории три женщины: Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были представлены к почетному званию Героя Советского Союза. Прославленные советские летчицы были представлены к высшим правительственным наградам за совершение первого женского беспосадочного перелета по маршруту Москва – Дальний Восток.
Их «Родину» достали из болота только зимой, когда оно промерзло. Самолет поставили на шасси и перегнали в Москву. Что делать с самолетом, никто
Нет комментариев