Начавшаяся после занятия Наполеоном Москвы партизанская война серьёзно осложнила положение французов. После поражения французского авангарда маршала И.Мюрата под Тарутиным 18 октября партизанские отряды начали действовать более дерзко. В окрестностях Москвы действовали партизанские отряды И.С. Дорохова, А.Н. Сеславина, Д.В. Давыдова, А.С. Фигнера. Один только отряд Дорохова, состоявший из пяти кавалерийских полков, сделав рейд по Можайской дороге за неделю разгромил четыре полка французской кавалерии, захватил несколько обозов, взяв в плен около полутора тысяч человек. 11 октября Дорохов со своим отрядом освободил Верею, обороняемую одним батальоном Вестфальского полка. Верея была удобной базой для партизанских действий как на смоленскую, так и на калужскую дороги. Но еще более тяжёлым для французов было пассивное сопротивление русских крестьян, отказывающих поставлять силой или за деньги припасы французским отрядам. В то время как у Кутузова количество артиллерии восстановилось, французские артиллеристы были вынуждены бросать пушки из-за падежа лошадей.
Отсутствие нормального снабжения и падение дисциплины в войсках делали невозможным длительное сидение Наполеона в Москве. Поход на Петербург был отвергнут из-за приближающейся зимы и русской армии в тылу французов. Предложения Наполеона о мире русский царь проигнорировал. Оставался один выход — отступать к базам снабжения в Смоленске.
Наполеон решил отходить на Смоленск через Калугу, где рассчитывал захватить крупные склады продовольствия и фуража, намереваясь в дальнейшем удержаться на рубеже рек Западная Двина и Днепр, чтобы оттуда начать новый поход в 1813 г. Наполеоновская армия выступила из Москвы 19 октября.
Южный маршрут Наполеона на Смоленск через Калугу преграждала русская армия, стоявшая под селом Тарутино. Кутузов расположил войска именно в этом месте, предвидя желание противника следовать по неразорённым войной местам. Стратегический замысел русского фельдмаршала заключался в том, чтобы заставить Наполеона отступать по враждебной территории, истребляя войско врага не столько боями, сколько лишением его снабжения.
Наполеон вышел из Москвы по старой Калужской дороге, однако 20 октября приказал свернуть на новую Калужскую дорогу (совр. Киевское шоссе) в районе села Троицкое (совр. Троицк), не желая прорываться с ослабленной армией через укреплённые позиции русских в районе села Тарутино по старой Калужской дороге. 21 октября передовые части авангарда Евгения Богарнэ прибыли в село Фоминское (ныне Наро-Фоминск) на новой Калужской дороге; в Москве ещё оставались французские подразделения.
Сеславин и Фигнер предложили командованию атаковать село Фоминское и попросили подкреплений. Силы противника они насчитали около 8 тысяч человек, которые были раскиданы на большом пространстве.
Кутузов, не зная о местонахождении основной армии Наполеона, поручил атаку на Фоминское Дохтурову с его 6-м пехотным корпусом, дав в придачу 1-й кавалерийский корпус генерал-адъютанта Меллер-Закомельского. Сеславину и Фигнеру было поручено наблюдать за неприятелем.
Неожиданно Сеславин обнаружил движение большого количества войск французов, лично наблюдал Наполеона и его свиту. Немедленно Сеславин доложил Дохтурову, который уже приготовился было атаковать Фоминское на рассвете 23 октября. Это сообщение спасло корпус Дохтурова.
Установив, что главные силы Наполеона от Фоминского идут на Малоярославец, Дохтуров поспешил к Малоярославцу, чтобы перекрыть путь на Калугу через новую Калужскую дорогу. Наполеон, увидев на рассвете крупные русские соединения, ошибочно решил, что Кутузов с основной армией даёт здесь сражение и приостановил движение авангарда Богарне на Малоярославец, ограничившись отправкой вперед только 13-й дивизии Дельзона.
Нет комментариев