================================
Человек тянулся к театру всегда. Даже первобытные люди, устраивая у костра пляски по поводу удачной охоты, готовили первое театральное действо. Когда в начале XX века бурно начал развиваться кинематограф, многие заговорили о том, что театр, как зрелищная форма, очень скоро перестанет существовать, что кино заменит театр. И это говорили в те годы, когда работали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов и В. Э. Мейерхольд, Л. О. Утёсов, В. Л. Дуров и др. Весь XX век театру прочили скорое забвение. Так повторялось, когда появилось телевидение, видео, компьютер. Но театр не прислушивался к пророчествам. Он живёт и зачастую ставит технические новшества себе на службу. Смешиваются театральные жанры, возникают новые, доселе неизвестные виды. Молодые театры учатся у старых и изобретают своё, оригинальное и непохожее. Каждое время выдвигает своих артистов и режиссёров, своих драматургов и композиторов.
Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.
(К. С. Станиславский)
Драматург, актёр, режиссёр и просто любой образованный человек должны знать не только современные театральные течения, но и помнить традиции, возникшие много лет назад. История каждого национального театра любопытна и поучительна. Возможно, кого-то заинтересуют древние традиции восточного театра, кому-то будет ближе театр западный. Но мы с гордостью можем сказать, что Россия внесла значительный вклад в развитие мирового театра. Этим мы обязаны актёрам и режиссёрам прошлых лет, тем, кто поднял русское драматическое искусство на небывалую высоту.
Во 2-ой половине XVIII – начале XIX века в России были широко распространены крепостные театры. Практически в каждом дворянском поместье был свой крепостной театр. Многие такие театры были построены с большим размахом. Так, театр графа Николая Петровича Шереметева в Останкино по размерам и красоте не уступал крупнейшим европейским театрам. Зал Останкинского театра вмещал 250 человек. Декорации к спектаклям были очень пышными и богатыми. Крепостной механик Пряхин оборудовал сцену специальными приспособлениями для зрительных, световых и звуковых эффектов. В состав труппы входило 200 человек, включая портных и парикмахеров. Крепостной театр Шереметева просуществовал десять лет. Многие театры зачастую возникали по прихоти барина и очень быстро распадались, когда барин увлекался каким-нибудь другим занятием. Те помещики, которые отличались предприимчивостью, делали спектакли своих театров платными. Так, князь Шаховский на рубеже XVIII и XIX веков владел платным театром на 377 мест, а балет итальянской оперы в Москве целиком состоял из крепостных актёров помещика Ржевского. Крепостные театры дали стране первых русских драматических актёров и актрис. Знаменитая актриса Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, ставшая впоследствии графиней Шереметевой, в детстве и юности была крепостной у графов Шереметевых. У девочки рано обнаружились способности к музыке, и её начали готовить для труппы крепостного театра. Она училась у Елизаветы Сандуновой и Ивана Дмитриевского, которые обучали пению и драматическому искусству крепостных актёров шереметевского театра. Зрители восхищались талантом Жемчуговой, великолепием её игры. Императрица Екатерина II, присутствующая на одном из спектаклей, наградила Жемчугову алмазным перстнем. Из крепостного театра вышел великий русский актёр Михаил Семёнович Щепкин. Ещё в детстве проявился его актёрский талант. Помещик, граф Волькенштейн, тоже заметил талант юноши. Граф показывает юное дарование в своём крепостном театре и был не против того, чтобы его крепостной стал известным артистом. В 17 лет Щепкин стал профессиональным актёром, его приглашают выступать на лучших сценах Москвы и Петербурга. Зрители не остаются равнодушными к его таланту и собирают деньги для того, чтобы выкупить актёра у графа. В 1821 г. Щепкин свободен. Вся дальнейшая творческая жизнь великого актёра была связана с Малым театром в Москве. Станиславский назвал Щепкина своим вдохновителем.
В 1756 г. в Петербурге открылся первый профессиональный русский театр. Возглавили его драматург Александр Петрович Сумароков и актёр Фёдор Григорьевич Волков. Сумароков был известным в то время литератором. Стремился создавать пьесы, интересные и нужные русской публике. Ф. Волков с детства, в Ярославле, видел народные игрища, любительские спектакли и представления. В Москве увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии, и «отличался на Святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились студенты». Первая труппа театра и заложила основу развития русского драматического театра.
Театр будет жить столько, сколько будет жить человечество, потому что в любом поколении рождаются и вырастают талантливые люди с богатой фантазией и живым воображением. Театр – это игра. Игра и для актёров и для зрителей. Только на театральной сцене возможны чудеса и самые невероятные события. Только на театральной сцене можно придумать и разыграть вместе со зрителями самые невероятные ситуации. Театр - это работа. Трудная, ежедневная работа большого коллектива. Чтобы на сцене получился яркий увлекательный спектакль, месяцами работают десятки людей. Это не только артисты и режиссёр, но и драматург, художники, осветители, костюмеры, звукорежиссёры и др. Зритель - это тоже работа. Нужно понять не только внешние события пьесы, но и игру актёров, и замысел режиссёра.
Театру несколько тысячелетий. В его истории случались и смешные происшествия, и грустные страницы. Его служителями были великие люди самых разных профессий. Полюбив волшебство театра, с ним уже нельзя расстаться.
Светлана Сахарова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев