”
-----------------------------------------------------
С каждым годом людей, переживших весь ужас Великой Отечественной войны, остается все меньше и меньше. И, безусловно, знать из рассказов очевидцев - ветеранов, детей войны, тружеников тыла, блокадников Ленинграда и узников фашистских концентрационных лагерей - об их жизни, о подвигах их самих или близких им людей в то тяжелое время, это лишь малая доля того, что мы можем. Настоящее и будущее поколения всегда должны, просто обязаны, ценить и уважать память о наших предках, о тех, кто своими героическими поступками приближали Победу, чтобы воцарились спокойствие и мир во всем мире. Тех, кто воочию слышал свист пуль и взрывающиеся снаряды, кто прошел всю страну во время боевых действий и дошел до Германии, кто терял родных и товарищей во время боевых действий, держал в руках оружие и бился с врагами, осталось считанные единицы. Основную часть ветеранов ВОВ составляют люди, приравненные к статусу “дети войны” - дети, у которых, по сути, и детства-то не было.
Стало доброй традицией чествовать ветеранов на круглые даты Победы в Великой Отечественной войне юбилейными медалями за бесценный вклад в борьбе против немецкого фашизма. В этом году побывав во всех уголках нашего района в рамках акции вручения медалей к 75 - летию Победы, я услышала немало разных жизненных историй, которыми хочется поделиться с читателями.
(Воспоминания детей войны)
Белякова Анна Степановна, деревня Кресты.
«В семье было трое детей. Мы жили хорошо, а когда началась война, нас раскулачили, отца расстреляли, остались с мамой одни. Многих женщин угнали в Германию, мою мать не взяли из-за больных ног. Одновременно было и радостно и грустно, и звучал один вопрос «как жить дальше?» Голод, одежды нормальной не было, ходили босиком. То, что мы, дети, пережили не передать словами, сколько лет уже прошло, а я до сих пор помню. Работали от рассвета до заката, стирая руки до мозолей. Семьи, оставшиеся без кормильцев, выживали, как могли, ребятня бегала в соседние деревни, как говорится, «ходили по миру…»
Дай Бог, чтобы нынешняя молодежь не видела того ужаса, который пережили мы. Пусть события тех военных лет никогда не исчезнут из их памяти, помните о нас. А сегодня я живу и радуюсь каждому дню, близкие не забывают меня и не обделяют вниманием…»
Соколова Александра Дмитриевна, деревня Борисково.
«Отец рано умер, старшему брату всего девять лет было, мне - пять, а младший только родился. Жили мы бедно, но старались всегда вместе преодолевать трудности. Помогали маме, как могли. В 15 лет меня отправили на лесозаготовки в д. Ольховец, пробыв там десять дней, приехала домой, чтоб помыться, переодеться. С нами жила бабушка по материнской линии, и когда мы пошли мыться, она так и заплакала, сказав матери: « У нее ведь горб сзади». Тяжело было настолько, что появлялись даже такие физические дефекты, но деваться некуда- работали не думая о себе и своем здоровье. После снова послали в лес, с девчонками постарше, норма была - три кубометра двухметровых дров на человека. От нас требовалось одно - срубить, распилить, обрубить сучья, обкорзать и аккуратно сложить. Представьте, и это все дети, даже рубили и валили деревья тоже дети, ни одного взрослого.
Один случай мне надолго запомнился. Была у меня напарница Нина, работали с ней на заготовках, через какое-то время она села и заплакала, сказав, первый раз в лесу и больше не может, тяжело. Вдруг говорит: «Возьми топор, отруби мне руки», я и дала, говорю, на, ты - руби, а я пошла корзать. Только потом до меня дошло, что все могло закончиться плачевно, как для меня, так и для Нины. Но, слава Богу, у нее не хватило смелости на такой отчаянный поступок. Как-то вывозила шестиметровые дрова на хиленькой лошаденке, опрокинулся воз, а я и сделать ничего не могу, темно, и как нарочно и веревку не развязать и топор прижало, достать не могу. Нашла обломок какой-то арматуры, пыталась поднять бревна самостоятельно, но безрезультатно, только спину надорвала. Смотрю, из леса выезжает кто-то, помогли мне, а так и не знаю, чем бы все закончилось. А на утро и встать не могу. Совмещение позвоночника, но в больнице ничего не признали, отправили дальше работать. Можно сказать, и жить-то по- настоящему только недавно начала. Теперь совсем по-другому, живи и радуйся, и сыта и в тепле. Родные часто приезжают, помогают по хозяйству”
Несмотря на свой почтенный возраст, 92 года, Александра Дмитриевна остается жизнерадостной и приветливой женщиной, с первого взгляда и не подумаешь, что она столько всего пережила. Дай Бог ей крепкого здоровья, нескончаемой заботы и любви близких людей.
Екатерина РЕПИНА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев