Золотая осень»
Картина Левитана "Золотая осень" производит, пожалуй, самое умиротворяющее и целительное впечатление. Созвучно поют краски дивного холста. Всё в этой картине как будто спето на одном дыхании, написано в одно касание. Выгоревшее от летней жары васильковое небо, река, чуть синеющая и холодеющая от бездонных осенних ночей и золотые багряные бурые кущи деревьев и зеленеющий вдали изумрудный клин поля. Золото, багрянец, синь всё это радуга Родины и Левитан, всю жизнь шедший к пониманию этого симфонического строя, наконец постиг его до конца. Он нашел нужный лад и каждый его мазок звучит чисто полно и верно. Именно с этой картиной созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" из цикла "Времена года".
Сопоставляя картины осени на полотнах Левитана, с "Осенней песнью" или с "Временами года", ощущается нечто родственное в этих произведениях. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песню в искусстве - лирическую песнь русской души.
Описание Дмитрия Кабалевского музыки этой пьесы наполнено живописными эпитетами: "Печальная полная нежной меланхолии мелодия. Мы видим как сквозь серые, "минорные" осенние тучи все время пытается проникнуть "мажорный" солнечный луч. Вот-вот, кажется, выглянет, но тут же снова скрывается за облаком. Вдруг, проглянул в другом месте, в третьем, кажется, наконец, пробился, но опять всё покрылось грустными серыми тучами и именно это неосуществимое стремление к солнцу, к светлой мажорной звучности придаёт особую живописную прелесть и особую человечность этой с виду скромной, но подлинной жемчужине русского искусства".
Работа над полотном завораживала мастера. В 1895 году он писал Василию Поленову: «Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее, и мир стал не так ужасен».
На картине зеленый бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в ней настолько прозрачная и чистая, что легко отражаются прибрежные растения и травы. Мастер постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.
В пейзажах Левитана поет все, даже тишина. Безмятежным покоем веет от плавных линий осеннего леса, от зеркальной глади воды с мягкими отражениями уснувшего берега и недвижных облаков. И чудится, где-то вдали возникает тихий благовест колоколов.
Всматриваясь в кажущуюся неподвижность картины, можно увидеть, что она всё-таки полна движения, а это уже свойство музыки. С другой стороны, вслушиваясь в музыкальное произведение, человеческое воображение рисует живописные образы. Таким образом, музыка обретает видимость, а живопись слышимость.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев