Его работы хранятся сейчас в Русском музее, в Третьяковке, Берлинской и Дрезденской галереях, Римской академии художеств.
В начале XX века в среде московских скульпторов ходило выражение «лепить a la Трубецкой», что означало работать быстро, живо, энергично.
Уроженец солнечной Италии, внебрачный сын известного русского князя, Паоло был видным героем Серебряного века, участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства», водил дружбу со Львом Толстым, общался с Федором Шаляпиным и Исааком Левитаном. В России он прожил 9 лет: с 1897-го по 1906 год.
Отцом Паоло был князь Петр Трубецкой. В 60-х годах XIX века он отправился во Флоренцию с дипломатической миссией, которая завершилась любовным скандалом. Дело в том, что князь уже был женат, но встретил прекрасную Аду Винанс, которая приехала из США учиться пению. Их роман принял серьезный оборот. Об отношениях молодой американки и представителя известного рода шептались в свете, в итоге Александр II лично запретил тому возвращаться на родину, чтобы «не допустить в родимое отечество дух разврата».
Лишь в 1870 году Петр Трубецкой получил развод и смог признать родившихся к тому моменту трёх своих детей - Пьера, Паоло и Луиджи.
В конце 90-х к Паоло Трубецкому поступает предложение приехать в Россию.
Директор Московского училища живописи, ваяния и зодчества, князь Львов позвал его преподавать скульптуру.
Вскоре Паоло в России стали звать Павлом.
Одной из самых известных работ русского периода Трубецкого стал памятник императору Александру III, который он создал по заказу царской семьи. Этот монумент «вынес приговор» художнику, который после его создания навсегда уехал за границу.
Идея создания памятника принадлежала министру финансов С.Ю. Витте.
Императорская семья поддержала эту идею и даже выступила официальным заказчиком монумента.
Условия конкурса предусматривали, что царь должен быть изображён сидящим на троне. Трубецкой однако представил два проекта, на одном из которых Александр III сидел на коне. Вдовствующая императрица была поражена портретным сходством памятника, и Паоло получил заказ.
Над скульптурой мастер работал в Петербурге, в специально построенном для этого павильоне. Бронзовую скульптуру царя отливали в Италии в мастерской литейщика К.А. Робекки, а коня на Обуховском сталелитейном заводе.
Постамент был сделан из красного валаамского гранита, более трех метров высотой, по проекту Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись:
"ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III
ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".
Великий князь Владимир Александрович усмотрел в «модели Трубецкого карикатуру на его брата», а Николай II , по словам историков, даже хотел послать памятник в Иркутск: «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз», а в столице со временем поставить другой монумент.
Пренебрежительное отношение Романовых к памятнику не ускользнуло от глаз Трубецкого. В 1906 году он принял решение уехать из России.
И всё же 23 мая 1909 года в Санкт-Петербурге памятник Александру III
на Знаменской площади был открыт. Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский).
Художник Борис Кустодиев так вспоминал тот день:
«Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают…».
Стихи известной в начале XX в. поэтессы Лидии Кологривовой, написанные в 1909 г. к открытию памятника Императору Александру III:
Не шумом громких битв, не пролитою кровью
Он память вечную народа заслужил,
А тем, что Русь любил великою любовью
И сердце Царское с ней воедино слил.
За честь родной земли всю жизнь стоя дозором
Себе он не искал ни лавров, ни наград,
Булатом не бряцал, но пред спокойным взором
Смущался хитрый враг и отступал назад.
Встревоженным страстям неся успокоенье
Крамольную борьбу Он в крае прекратил,
И отдых дал ему в безбурном обновленье,
И дал ему расцвет в сознаньи мирных сил.
Промчались кратким сном года Его державы,
От суетной земли ушел Он в лучший мир,
Запечатлев на век свой облик величавый
Тем, что принес Руси не меч, а светлый мир.
После Октябрьской революции, в 1919 году на постаменте было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».
Пугало
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».
В 1937 году памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. Во время блокады памятник был защищён мешками с песком. После Великой Отечественной войны в 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.
В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск).
В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил переместить памятник Александру III, так как на нынешнем месте монументу «тесно». Были выдвинуты предложения переместить памятник на Конюшенную или Троицкую площадь, и даже — вернуть его на площадь Восстания.
В Законодательном собрании Санкт-Петербурга обсудили это предложение — перенос памятника был отвергнут.
Сейчас его можно увидеть в Петербурге во дворе Мраморного дворца.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев