И если представляется возможность обеспечить какие-либо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю".
Д.А.Кваренги
8(19) сентября 1744 года
родился
выдающийся зодчий,
один из самых плодовитых русских
архитекторов,
итальянец по происхождению -
ДЖАКОМО КВАРЕНГИ –
АРХИТЕКТОР ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА
(1744-1817)
-----------
Вклад Кваренги в создание облика классического Петербурга огромен.
Многие его творения, включенные в золотой список памятников архитектуры федерального значения, благополучно дожили в первозданном виде до наших дней:
Эрмитажный театр,
Ассигнационный банк ,
Академия наук,
Юсуповский дворец на Фонтанке,
колоннада у Аничкова дворца,
Екатерининский институт,
Смольный институт,
Мариинская больница,
Конногвардейский манеж,
дом Английской церкви,
дом Иностранной коллегии,
Круглый рынок на набережной Мойки,
Главная аптека,
Мальтийская капелла в Воронцовском дворце и многие другие сооружения.
В Петергофе он создал Английский дворец,
в Царском Селе — Александровский дворец и павильоны.
----------
Он родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо.
Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами.
После частного обучения в родном городе, он продолжил художественное образование в
Риме.
Архитектурное многообразие древнего Рима, наследие античности и эпохи Возрождения, поглощает всё внимание Джакомо, он тщательно изучает уникальные культурные памятники: измеряет, зарисовывает,
пишет комментарии.
И вскоре получает первый заказ на реконструкцию одной из церквей близ Рима.
К тридцати годам он становится известным художником и архитектором.
Но не все высокохудожественные идеи художника были воплощены в действительности,
Кваренги не видел перспектив для работы в
Европе.
Площадкой для воплощения его масштабных замыслов стала Россия.
Императрица Екатерина II хотела видеть итальянцев, и итальянец приехал в 1780 году.
«Архитектор ее величества» возвел Английский дворец в Петергофе,
павильон в Царском Селе и четыре храма близ Царского Села.
О постройке церквей Кваренги упоминал в письме другу Маркези:
«…одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения...»
Эти храмы в окрестностях Павловска прекрасно охарактеризовал академик Игорь
Грабарь:
«Такой же простотой и благородством отличаются и другие церкви. Лучшая из них в Московской Славянке... во всех случаях это простые, гладкие стены, почти полное отсутствие каких бы то ни было украшений, кроме колонн, портиков и иногда колонок звонниц. Несмотря на холодную гладь лишенных орнамента стен, это не холод стиля ампир, а скорее суровость Палладиевых
стен…»
В 1780-е Кваренги создал свои лучшие проекты: Концертный павильон в царскосельском парке, Эрмитажный театр в Петербурге,
административные здания Академии наук и Ассигнационного банка,
ряд сооружений, вошедших в комплекс Зимнего дворца и Эрмитажа.
----------
После окончания строительства Эрмитажного театра зодчий просил разрешения "ввиду: многочисленной семьи и бед, вызванных болезнями", поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву.
Разрешение было получено.
Там он и жил до конца своих
дней.
До 1793 года спутницей жизни Кваренги оставалась Мария Фортуната.
Их первенец - дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских
монастырей.
Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года.
В следующем году родился сын Федерико, а еще год спустя - Джулио,
который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его
произведений.
В 1793 году в семье Кваренги произошла
трагедия:
во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей.
К уходу за ними, по его словам,
Кваренги "был совершенно не
приспособлен".
Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги.
Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени.
Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул
Петербург.
Осенью 1796 года Кваренги вернулся.
Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради.
Анна Конради была лютеранкой, и потому к этому браку родственники в Италии отнеслись
отрицательно.
Кваренги с новой женой в Италию так и не
поехал.
--------
Частенько, как писал сам Кваренги, в его творчество вмешивалась Екатерина II:
"Ее величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как
исполнители".
Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием
и блестящим
воплощением всех ее требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания.
--------
Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная
закладка.
Понимая необходимость войти своим зданием в ансамбль со Смольным монастырем Растрелли и Александровским институтом Фельтена, расположенным по другую сторону монастыря, Кваренги сделал достаточно точный чертеж существующих строений, и в их ансамбль гармонично ввел запроектированное здание института.
Главным фасадом Смольный развернут на запад - в ту же сторону, куда были обращены и вход в монастырь, и главный фасад Александровского института.
----------
В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга. Здание включалось в комплекс казарм конногвардейского полка и торцевым фасадом с глубоким портиком замкнуло далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом.
Постройка манежа в 1804-1807 годах явилась важным звеном в коренном преобразовании центра
столицы.
К московским постройкам относятся Старый Гостиный двор и Странноприимный дом, торговые ряды на Красной площади, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней. Он много работал по частным заказам высокопоставленных вельмож.
Итальянец внимательно изучал русскую культуру, слепое следование европейским архитектурным канонам он отвергал.
«Рабское следование одной теории и заветам великих мастеров без внимания к месту, обстоятельствам и обычаям страны, может привести архитектора к созданию лишь посредственных произведений», - отмечал он.
Блестящий мастер эпохи классицизма работал при трех российских самодержцах:
Екатерине II, Павле I и Александре I.
Классицизм, уже начинавший складываться к тому времени в России, получил при Кваренги градостроительный
размах.
Когда Наполеон, носивший титул короля Италии, стал готовить завоевательный поход в Россию, он издал указ о возвращении домой всех итальянцев.
Кваренги решительно отказался, за что заочно был приговорен к смертной казни и конфискации всего имущества.
Он лишился Италии, но приобрел новую родину - Россию.
В 1814 году знаменитый архитектор получил потомственное российское дворянство и орден Святого Владимира I
степени.
Вскоре король Италии был сослан в ссылку, а вернувшаяся с победой русская армия прошла через Триумфальные Нарвские ворота, сооруженные по проекту российского архитектора Джакомо
Кваренги.
Его современник Филипп Вигель отмечал, что творениями итальянского архитектора,
«более всего красится Петербург».
Наследие великого Кваренги составляет целую эпоху в зодчестве двух
столиц.
Зодчий провел в России 37 лет, оставив лучшую часть творческого наследия городу на Неве.
2 марта 1817 года Джакомо Кваренги скончался в Санкт Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище.
В 1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII века Александро - Невской Лавры.
В том же году в его честь был установлен памятник перед зданием Ассигнационного
банка.
-----------
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев