I
Санкт-Петербургское барокко
Любопытные головки всем прелестно улыбнутся
И в затейливый орнамент так лукаво завернутся,
Посочувствуют атлантам, подмигнут кариатидам –
Пусть стоят, балконы держат, без труда и без обиды.
От стены не оторваться? Что же делать – нет свободы.
Но зато встречают яркой позолотою восходы.
Радость чистая без меры, праздник жизни и богатства;
Отблеск сладостного рая, наслажденья без препятствий…
Царский стиль Санкт-Петербурга, стиль барокко вдохновенный,
Был усвоен им по-русски истово и совершенно.
В величавом блеске встали Зимний, Смольный, дом Фонтанный,
Воронцовский на Садовой, церковь Симеона с Анной…
Строгость творчества Трезини, роскошь пылкого Растрелли –
В первом стиле Петербурга сил своих не пожалели.
Украшение столицы – труд Чевакинского Саввы.
Зрелость пышного этапа гордостью стал для державы.
Торжество столицы новой над другими городами
Вестью пронеслось чудесной над пространством и веками.
II
Классицизм в Санкт-Петербурге
В самом сердце Петербурга поселился этот стиль
И задумчивые воды стройностью заворожил.
Удлиняются колонны и колышутся слегка,
Образ красоты державной убаюкала река.
Как не вспомнить Филофея – возродился Третий Рим.
На двойное воплощенье в восхищении глядим.
В вечной сырости и дымке реют светлые дворцы.
Щедро тайной, лёгкой силой одарили их творцы,
Итальянцы и французы с русской странною мечтой,
Полюбившие Россию, слившуюся с их душой.
А потом плеяда русских: Воронихин, Львов, Старов,
Подарившие столице блеск и торжества покров,
Воплотившие мечтанья о величии страны,
Чтоб монументальной силой были все покорены.
Красоту, размах, просторы всей душою полюбив,
Рай другой бы не искали, силы здесь свои вложив.
III
Готика и Петербург
Таинственный стиль, взятый прямо от Бога,
Внезапно возник над Европой убогой,
Как призрак волшебный далёкого рая,
Где ангелов сонмы над шпилями тают…
Века миновали, промчались эпохи,
И скучно всем стало в богатой Европе.
Помпезность и роскошь пресытили взоры--
О готике вспомнили зодчие скоро.
Хотелось полёта, волшебных видений,
Загадок, легенд и душевных томлений,
Стремления ввысь и изысканных линий,
Цветных витражей, чтобы солнце дробили,
Узоры из света под ноги бросали,
Чтоб люди себя в небесах ощущали…
И в моду вошли арки, своды, порталы.
В уборах узорных дома заблистали,
И стрельчатых окон открытые взоры
Украсили век девятнадцатый скоро.
И в Санкт-Петербурге возникли творенья,
Где готика – чистый исток вдохновенья.
Назвали их готикой «ложной» и «новой»,
И взлётом фантазий над старой основой.
По Санкт-Петербургу неспешно пройдёмся -
Везде с красотою нездешней столкнёмся.
В Шуваловском парке храм странно-прекрасный,
Созданье Брюллова и женщины страстной
Во имя Петра и апостола Павла
И в память любви негасимой и славной.
У храма гробница католика-мужа.
Сам храм православный, и Богу в нём служат.
Он будто цветок, славит Господа Бога,
Не зная различий в религиях строгих…
Васильевский остров собою занялся:
Над линией третьей стиль гордо поднялся.
В седых небесах крестоцветы застыли…
И есть адреса, где найти можно шпили.
Сам Фельтен наш город украсил нарядно:
В честь Чесмы он церковь построил парадно.
Своей необычностью взгляд привлекая,
И формой, и цветом она удивляет.
На Каменном острове храм тёмно-красный –
Он тоже от Фельтена, строг и прекрасен –
Стоит, посвящен Иоанну Предтече,
Тому, кто Христа окрестил в тихой речке.
Жемчужины стиля рассыпаны щедро
В усадьбах роскошных, где жили безбедно
Демидовы в Тайцах, цари в Петергофе,
В садах Царскосельских далёкой эпохи.
Таланты Боссе, Бенуа, Шарлеманя
В звучанье вплелись Петербурга пиано,
Но так гармонично, таинственно, стройно,
Что дух замирает от счастья невольно!
И вновь поколенье талантливых зодчих
Цитаты берёт из готических строчек.
Тому подтвержденье – стиль ретроспективный.
Он в моде теперь и весьма перспективный.
IV
Петербургская эклектика
Эклектика – смешение, шарада и игра,
От сплина отвлечение, счастливая пора,
В которой каждый может стать творцом своих миров,
От стилей всех с культурами собрав букет даров,
Смешав эпохи смелою, бестрепетной рукой
Сравнить архитектуру с изменчивой рекой.
Пусть перебор деталей здесь, негармоничен вид –
Соседство Мавритании с барокко не смутит.
Зато нет места скуке, нетривиален взгляд,
Возможно в восхищении рассматривать фасад.
Здесь словно стол богатый накрыт для знатоков,
Нет творчеству предела, в фантазиях – оков.
Растёт столичный город, все строиться спешат.
Дома многоквартирные особняки теснят.
Соперничают с храмами доходные дома
Отделкою, размерами,чтобы пошла молва
О том, как нувориши богаты и сильны,
Как преданы столице и в роскошь влюблены.
Какой простор для дела, созданья новизны!
Сюзор, Лялевич, Гавеман трудом увлечены.
Рахау, Климов, Бенуа… Как много было их,
Вложивших душу в Петербург азарт сердец своих.
Быковский, Тон, Месмахер, Чичагов и Парланд –
Судьбой счастливой каждый на пир искусства зван.
Как часто мы проходим, не видя красоты.
А чудеса взирают со стен, крыш, с высоты.
Расправь скорее плечи и посмотри кругом –
Мы в городе эклектики и волшебства живём…
V
Петербургский модерн
Застынет камень, как волна,
Русалку породив,
Посмотрит грустно вдаль она,
Свой нрав навек смирив…
Здесь обитатели лесов
В отделку вплетены,
Столетье видят сонмы снов
Любимцы старины.
Неровный скол гранитных скал,
Рельефов седина…
Модерн так мощно показал,
Где в стиле новизна.
А тех, кто счастьем одержим
И ищет красоту,
Модерн роскошно одарил,
Творя свою весну.
Фасады зданий зацвели,
Как шемаханский сад,
Однообразие смели
И смальтами блестят.
Течёт растительный узор -
Упруго прихотлив.
Чудесен каменный убор,
В пластичности застыв.
И вторит этой красоте
Цветов чугунных звон,
Когда наш город по весне
Капелью пробуждён…
Игра объёмов и теней,
Члененье форм и страсть,
Полёт в гармонию идей,
Где вдохновенья власть…
Стоят дома уж сотню лет
В безмолвии своём…
Дарить готовы счастья свет,
Коль мимо не пройдём.
VI
Ленинградский конструктивизм
Двадцатые годы… Великое время.
Неравенства сброшено тяжкое бремя.
Надежды кипят, силы есть для свершений,
Для новых лихих авангардных решений.
Бетон и стекло, много солнца и света,
Большие дворы, все в деревья одеты.
Просторы для спорта и игр коллективных,
Дома новых типов для жизни взаимной.
Чтоб быт не заел, не мешал развиваться,
На фабриках-кухнях едой запасаться,
Детишек в детсад, а самим в дом культуры,
Знакомиться с новою литературой.
Просторные школы, жилые массивы,
Окраины тоже чтоб были красивы.
Да здравствует равенство, братство и дружба!
Всё это для нового общества нужно.
Декора нет вовсе – всё просто и чётко:
Суровые стены и окна как чётки,
Прозрачным стеклом охватили фасады.
Гегелло с Никольским и этому рады.
На Тракторной улице строчкой застройка.
Идея ансамбля – задача для стройки.
Полезность первична! Красоты вторичны.
Но как же строения все динамичны!
Бетон изогнулся, поплыл, округлился –
Недаром Париж перед стилем склонился.*
Фомин, Левинсон, Хряков, Симонов, Козак,
Оль, Троцкий, Амбросимов – это не проза!
Великой эпохи большие сыны…
Творения их сохранять мы должны,
Как отблеск мечты о счастливом Союзе,
Где каждый был нужен и не был обузой.
*) - За проект Дворца культуры им. Горького архитектор Гегелло получил в 1937 году в Париже на Всемирной Архитектурной выставке Гран-при.
VII
Сталинский ампир в Ленинграде
Проектов – триста. И из них
Всего десяток типовых!
Так строился наш Ленинград
Лет шестьдесят тому назад.
Запомнил это время мир
Как славный сталинский ампир.
Прекрасно Сталин понимал –
Народ от войн давно устал.
От бед лекарство – красота,
Задач и планов высота.
И каждый дом особым стал –
Народ советский восславлял
За вклад в победу, ратный труд,
За хлеб и за добычу руд…
Цветы, колосья и плоды
В фасады зданий вплетены…
Колонн дорических отряд
Гармонию дарил и лад,
Парадность, стройность, торжество…
В века смотрели далеко
Просторы новых площадей,
Проспектов для простых людей.
Ампир ушёл и в глубину.
По Первой линии пройду:
Блестят подземные дворцы,
Как драгоценные ларцы.
Колонны, камень и металл…
В метро ампиру – высший балл!
Сперанский, Гурьев, Журавлёв
Дарили городу любовь.
Их планка высока была –
И стали мощными дела.
VIII
Функционализм в Ленинграде в 1950-1980-х годах
«Излишества все прекратить! Какая красота?
Бараки нужно расселить, там грязь и теснота.
Ваш архитекторский подход отныне запрещён»*
В проектных мастерских в ответ раздался тихий стон.
Все шпили, башни, ордера безжалостно под нож,
И для строительства теперь лишь дом панельный гож.
Функциональность, быстрота, счастливые жильцы…
И без фантазий проживут, в безликости равны.
И встали серые дома везде за рядом ряд.
Пройдут года – и в тесноте в них люди загрустят.
Иметь квартиру – это плюс, за вычетом мечты
О том, что в городе живём мы вечной красоты.
Но даже этот тусклый вид могли б мы оживить:
Балконы в чистоте держать и зелень разводить,
Чтобы гирляндами цветы увили весь фасад
И превратили б в пышный рай индустриальный ад.
Но всё же были и тогда попытки скрасить вид:
И «Прибалтийской» здание по-прежнему стоит.
А Корабелка-институт сквозь времена плывёт
И в корпус в виде корабля студентов вновь зовёт…
*) - В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
IX
Хай-тек в Петербурге
Чужаки-стекляшки,
Стальные рубашки,
Все наружу кишки –
Радуйтесь, людишки.
Мы как бы в Париже,
Но разрядом ниже…
Спорить будем долго
Мы из чувства долга:
В городе – музее?!
Иль жизнь важнее?
Мы – окно в Европу?
Хай-тек к нам наскоком?
Он не историчен,
Очень прагматичен,
Но монументален,
Весь функционален.
И технологичен.
У нас не логичен?
Он же поэтичен
И гиперболичен!
Блёстки не хватает
От чужого рая.
«Хай» с наукой дружит,
Будущему служит…
Он – скачок в эпоху,
Где не всё так плохо…
А пока как призрак
След от модернизма…
Плечиком зеркальным
Разрушает тайны,
Оттесняя зданья,
Чтобы стал хрустальным
Наш уставший город,
Чтобы стал он молод…
«Хай» весьма престижен –
Мы как бы в Париже…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев