в Летнем саду Петербурга был установлен памятник
Ивану Андреевичу Крылову.
Кто бывал в Летнем саду Петербурга, тот не мог пройти мимо памятника Ивану Андреевичу Крылову. Баснописец стал вторым русским писателем, который после смерти удостоился чести быть воплощенным в бронзе в общественном месте. Первый памятник, кстати, поставлен в Симбирске Карамзину.
10 лет длилась работа по его подготовке — в 1845 году, сразу же после кончины Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты "Санкт-Петербургские Ведомости" был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу.
Что самое примечательное — памятник создан на народные деньги.
По подписке было собрано то ли 13, то ли 30 тысяч рублей (в источниках нет единогласия на этот счет). В любом случае сумма по тем временам немалая.
Но и бронзовый монумент высотой более 6 метров — удовольствие дорогое.
Сбор денег закончился в 1848 году. Выходит, дедушка Крылов был очень популярен в народе, коли удалось собрать пожертвований на целый памятник.
До этого только Минин и Пожарский были удостоены такой чести — быть увековеченными за народные средства.
В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер.
Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.
Кстати, эскиз создавался не самим скульптором Клодтом, а его другом — художником А. А. Агиным. Это Агин сделал проект постамента и рисунки композиций для барельефов на темы басен Крылова.
Основание памятника составляет 3 метра в высоту, и оно очень примечательно — это единая рельефная композиция (горельеф) из героев 36 басен Крылова.
На рельефах постамента представлены персонажи и сцены из басен:
«Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий».
Удивительно, что при таком объеме работы и таком трудном материале, как бронза, каждый персонаж басен со своим характером. И каждый вылеплен с участием натурщика. Причем некоторые звери даже временно квартировали в мастерской Клодта: ручные волк, лиса, осел, макака, журавль, лягушка и даже медведь. К слону пришлось скульптору ходить в гости в царский слоновник. В Петербурге удалось найти даже льва и снежного барса.
Из воспоминаний сына П. К. Клодта:
Эти животные жили у нас как члены семьи.
И чего-чего только не было в обширных мастерских отца!
Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком ... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.
Открыт памятник был 12 мая 1855 г. на площадке перед «Чайным домиком».
Чугунная ограда вокруг памятника исполнена по проекту скульптора
Е. К. Эренберга и установлена в 1870 г.
Надо отметить, что бронзовый баснописец на удивление гармонично вписался в беломраморный ансамбль Летнего сада.
А ведь общественность долго спорила, где поставить памятник — на набережной, около Государственной публичной библиотеки, в Александро-Невской Лавре, где похоронен Крылов, или даже на Васильевском острове.
На Летнем — настоял Петр Карлович Клодт, который к тому времени уже был хорошо известен в России и за ее пределами. И логика очень простая — в Летнем саду есть статуя Эзопа и лабиринт Эзоповых басен (большинство скульптур лабиринта погибло при наводнениях 1777 и 1824 годов).
Фигура сидящего с книгой писателя возвышается над постаментом на 3,5 метра. Кажется, будто Крылов обдумывает прочитанное или высматривает среди гуляющих какой-то подходящий типаж для новой басни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними
мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский