Пасхальный Петербург
Впервые Пасха отмечалась в Петербурге в 1708 году.
В петровском «юрнале» от 13 апреля 1708 года есть краткая запись: «Праздник Пасхи взяли в Питербурхе. А на другой день на Неве тронулся лёд, и, как лёд очистился, того же числа его величество гулял по реке в верейке (род шлюпки).
С 1718 года стала проводиться церемониальная Пасха: «В начале пятого часа по полуночи пущены были у Зимнего государева дворца ракеты и поэтому сигналу выпалили из трёх пушек. У храма Пресвятой Троицы, что на Троицкой площади, близ Петропавловской крепости и во всём городе, стали благовестить к заутрене.
В XVIII столетии на последнюю неделю Великого поста, «святую неделю», Петербург превращался в большую ярмарку. Все скверы и сады города украшали флагами, в парках проходи народные гуляния, а на Марсовом поле устанавливали большие деревянные качели и горки.
Петр I ввел новую традицию – катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам.
В воскресенье к заутрене царская чета уже была в храме Пресвятой Троицы недалеко от Петропавловской крепости.
И когда пошли крестным ходом перед заутреней, то в городе палили из 11 пушек. Во все дни Святой недели по городу поднимаем был штандарт.
Храм не сохранился до наших дней. В настоящее время на его месте находится часовня.
От храма царская семья с придворными и представителями духовенства совершала крестный ход на Дворцовую площадь, после чего пасхальным торжествам в городе давали официальное начало.
Вечером рабочие оснащали иллюминацией Петропавловскую крепость и лодки, стоящие напротив дворца Петра.
Сейчас на месте этого дворца находится здание Эрмитажного театра.
Императрица Елизавета Петровна в субботу вечером приглашала знатных особ в свой Летний дворец, на месте которого сейчас находится Инженерный замок.
Ровно в полночь в Петропавловской крепости стреляла пушка.
Екатерина II во время пасхальной недели устраивала балы и аудиенции. На Пасху она дарила придворным фарфоровые и стеклянные яйца, украшенные позолотой и узорами.
В газетах публиковали программу праздничных мероприятий в городе. Украшались уже не только главные здания города. Петербуржцы перед Пасхой вешали разноцветные гирлянды на свои дома.
На Адмиралтейской площади и Марсовом поле давали представления балаганы – уличные театры. Главными артистами балаганов были Арлекин и Пьеро. В перерывах между их сценками публику смешили циркачи – фокусники, жонглеры, акробаты. Юмористические сценки сменились патриотическими: артисты изображали покорение Сибири, победу нашего войска над шведами и французами, русских богатырей.
На Крестовском острове проходили гуляния для бедных слоев общества. Сюда обычно съезжались дешевые балаганы.
Праздник в центре города был предназначен для более представительных слоев общества. Однако именно состоятельные петербуржцы так весело гуляли, что устроили пожар: два балагана сгорели в нескольких метрах от Адмиралтейства.
С тех пор гулянье полностью перенесли на Марсово поле. Здесь впервые появились настоящие механические карусели, аттракционы по измерению силы и стали проводиться катания на велосипедах.
В конце XIX века массовые гуляния проходили на Преображенском плацу. Там был установлен небольшой кинотеатр.
При Александре III в Петербурге получили широкое распространение вербные базары. Самые крупные их них размещались на Конногвардейском бульваре и Малой Конюшенной улице.
Ветки вербы украшали гирляндами, бумажными цветами и фонариками. Кроме того, на базаре продавали живых животных и диковинные игрушки: крутящегося стеклянного чертика, свиней-пищалок.
Всю неделю петербуржцы ходили в гости и приносили с собой угощение – кулич и пасху.
В воскресенье всем жителям города разрешали проходить на звонницы церквей и звонить в колокола. В течение всего дня по городу раздавался колокольный перезвон.
Ночью все храмы города были переполнены. Люди ходили с зажженными свечами по улицам и поздравляли друг друга с Пасхой.
По углам Исаакиевского собора размещались горящие факелы, чего не делалось ни в один другой праздник в году.
Пасха считалась самым светлым, шумным и радостным праздником в году. Петербуржцы были уверены: чем веселей они встретят Пасху, тем счастливей будет их жизнь в будущем.
В то время была очень популярна поговорка: «Где кулич и тесто – тут и наше место! В будни поработаем – в праздник погуляем!».
ПАСХА В ПЕТЕРБУРГЕ
Гиацинтами пахло в столовой,
Ветчиной, куличом и мадерой,
Пахло вешнею Пасхой Христовой,
Православною русскою верой.
Пахло солнцем, оконною краской
И лимоном от женского тела,
Вдохновенно-веселою Пасхой,
Что вокруг колокольно гудела.
И у памятника Николая
Перед самой Большою Морскою,
Где была из торцов мостовая,
Просмоленною пахло доскою.
Из-за вымытых к празднику стекол,
Из-за рам без песка и без ваты
Город топал, трезвонил и цокал,
Целовался, восторгом объятый.
Было сладко для чрева и духа
Юность мчалась, цветы приколовши.
А у старцев, хотя было сухо,
Шубы, вата в ушах и галоши...
Поэтичность религии, где ты?
Где поэзии религиозность?
Все «бездельные» песни пропеты,
«Деловая» отныне серьезность...
Пусть нелепо, смешно, глуповато
Было в годы мои молодые,
Но зато было сердце объято
Тем, что свойственно только России!
Игорь Северянин
Нет комментариев