Можно принести оливковое или подсолнечное масло.
Растительное масло, на церковном языке называемое елеем, в богослужениях применяется с библейских времен, символизируя Святой Дух. Это может быть оливковое или, за неимением оного, подсолнечное.
Свет, милосердие Божие и врачевание символизирует елей и в современной христианской Церкви. Из Евангелия известно о множестве чудесных исцелений, совершенных Иисусом Христом.
Знаем мы и о том, что даром врачевания Он наделил своих апостолов, которые, проповедуя Христово учение, «многих больных мазали маслом и исцеляли», что свидетельствует об установлении данного таинства СамимСпасителем мира.
Многие совершаемые в процессе действия уходят корнями в те древние евангельские времена и потому наполнены особым символизмом.
Так, перед началом Соборования елей соединяют с красным вином, как в Христовой притче о добром самаритянине. Тот, наткнувшись по дороге на израненного лиходеями путника, обработал раны страдальца, возливая на них вино и елей.
Около сосуда, наполненного маслом, зажигают семь свеч, что знаменует благотворные действия, производимые над нами дарами Святого Духа, — а их тоже семь.
Поставленный в пшеницу елей — тоже глубокий символ, говорящий больному о такой истине: после кончины его ждет неизбежное воскрешение в обновленной и нетленной телесной оболочке, как в природе из посеянного пшеничного зернышка прорастает новый стебель.
Когда священник освящает масло крестным знамением, это показывает, что все действо совершается силой Иисуса Христа, распятого на Животворящем Древе.
Помазание совершается елеем – освящённым в церкви маслом.
Пришедших на таинство священнослужители помазывают елеем, также изображая крестик на лбу, с обеих сторон носа, на губах, щеках, груди, ладонях и их тыльном «обороте», как бы передавая им благодать Духа Святого.
Сие действие — символ очищения мыслей, а также пяти человеческих органов чувств, сердец и творений наших рук, т.е. всех тех «источников», способных помочь нам совершить грех.
Завершающий ритуал — возложение Святого Евангелия на головы молящихся — тоже очень важный символ. Читается особая заключительная молитва. А символизирует это действие то, что болящих посетил Сам Спаситель — посредством Его Святого Евангелия, которое повествует о том, как Иисус Христос исцелял всех приходящих к Нему.
Как проходит и как себя вести
В назначенный день посередине храма устанавливают стол, где помещают крест, Святое Евангелие и блюдо с зернами злаков, куда ставят сосуд, где будет освящаться елей с вином. Рядом водружают семь кисточек, которыми будет проводиться помазание, и размещают зажженные свечи в количестве семи. Их будут гасить по очереди по мере прочтения очередного Евангельского отрывка об исцелениях, совершенных Спасителем, а также фрагментов посланий Христовых апостолов.
Те, кто желает пособороваться, должны на свечном ящике/церковной лавке записать в список для священнической молитвы свои имена, купить свечи. Это тоже символ, свидетельствующий, что Сын Божий является светом наших жизней. Держа их в руках, соборующиеся становятся по периметру храма.
Молитвословие начинает возглас «Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков», при этом перечисляются имена соборующихся. В елей священник добавляет вино с молитвой о его освящении ради «исцеления и очищения плоти и духа» помазывающихся прихожан.
В ходе всего действа звучат молитвенные обращения ко Творцу и святым, отмеченным даром целительства. После каждого евангельского отрывка с перечислением имен присутствующих молитвенно призываются Пречистая Матерь Божия, Крест Животворящий, Иоанн Предтеча, апостолы и все святые, и священники обходят всех присутствующих, помазывая их освященным маслом, с молитвой «Помазывается раб Божий (раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа во исцеление души и тела».
Елеосвящение длится более часа.
При этом помазываемый произносит «Аминь!», в переводе означающее «Истинно!», выражая этим свою веру в действенность совершаемого таинства. Во время священнического обхода люди поют общую молитву: «Услыши нас, Боже, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».
Соборование длится довольно долго, может, даже пару часов. Это зависит от количества пришедших прихожан и числа занятых священнослужителей.
Когда иерей (или иереи) возвращается на свое место, вновь звучат молитвы, специальные песнопения и следующие евангельско-апостольские отрывки. Все это повторяется семикратно.
Как подготовиться к Соборованию?
Когда происходит
В некоторых церквях запись на Елеосвящение ведется за несколько дней до него, но ничего страшного, если вы решились собороваться именно в этот день. Поэтому в церковь к совершению таинства лучше не только не опаздывать, а прийти пораньше — внести себя в список, купить свечу, поклониться иконам, настроить себя на молитвенный лад.
В храме недопустимы громкие разговоры, смех, хождения без особой надобности.
Какую одежду надеть?
Следует выбрать одежду так. чтобы был открыт лоб и шея.
Учитывая места, которые помазываются елеем, надо выбрать соответствующую одежду. Она должна быть максимально удобной. Будут явно неуместны свитер или водолазка, закрывающие верхнюю часть груди. Но так же неуместно и глубокое декольте в женском платье — вы идете в храм.
Лучше всего, если это будет блузка или кофточка, которую несложно расстегнуть на груди. Поскольку помазывается и тыльная сторона ладоней, не надо, чтобы этому мешала, скажем, свисающая с рукавов бахрома или другие висюльки.
Платок, косынку или шарф надо завязать так, чтобы они тоже не мешали проведению ритуала, максимально открыв лоб.
Украшения в виде колец, браслетов и цепочек рекомендуется не надевать: мало того, что они будут просто мешать, так еще и обильно смажутся маслом.
Во избежание появления на одежде пятен от масла его можно втирать в кожу или промокать бумажными салфетками.
В храме и дома
Можно вызвать батюшку на дом к больному или в больницу.
Елеосвящение можно совершать над одним человеком, который болен, у него на квартире или, если он там находится, — в больнице, а можно, как уже понятно из изложенного выше, в церкви — над всеми, кто пожелает и сможет дойти сюда.
Совершать Елеосвящение рекомендуется раз в год. Если за «отчетный период» прихожанин не занедужил внезапно и тяжело, то более частое прибегание к таинству не требуется.
Соборование в православной церкви обычно совершается со второй недели Великого поста до Страстной седмицы. Во время же поста Рождественского это практикуется реже.
У каждого храма свои расписания и обычаи, это может быть проведено и один раз за великопостный период, и два — в начале и ближе к концу. В многолюдных приходах есть необходимость проводить таинство буквально каждую неделю. Иных «великопостных особенностей» относительно таинства не наблюдается.
Перед совершением Соборования специальный пост не установлен. Но поскольку его обычно проводят в Великий пост, то, естественно, соблюдать его обязан любой православный.
Что касается Елеосвящения на дому или в больнице, то если уж священник приглашен для этого, соборовать можно всех желающих и присутствующих. Как-то особо готовиться для этого не нужно. Главное, чтобы при этом люди понимали свои грехи и покаялись в них.
Однако опять же, у каждого храма свои правила. Поэтому не будет лишним уточнить у конкретного священника, на что следует настраиваться, оговорить все детали при первичном обращении.
Готовясь к совершению данного таинства на дому, в комнате больного перед иконами надо поставить покрытый скатертью стол, стул, вскипятить чайник воды, подготовить растительное масло. На столе помещают блюдо с пшеничным зерном. Если пшеницы нет, вполне подойдут другие злаковые: просо, рис, рожь и т.д.
Священник начинает обряд каждением вокруг стола, помещения, всех присутствующих. А дальше все идет по уставу.
Может случиться, что Соборование в силу состояния больного необходимо соединить с его исповедью и причащением. В этом случае порядок изменится:
сначала исповедь,
за ней — Елеосвящение,
и все завершается причастием.
Жизнь полна различных ситуаций, и если существует угроза скорой смерти, то чтобы человек не мог лишиться последнего причастия, сразу же за исповедью совершают его сокращенный чин, а уже после, если болящий находится в сознании, проводят Елеосвящение.
Стоит знать о том, что таинство считается уже совершённым, если иерей, освятив елей, успеет прочитать над больным необходимую молитву с помазанием указанных частей тела хотя бы один раз.
Кому можно, кому нет
Дети до 7 лет в Таинстве участвовать не могут.
С какого возраста можно приходить на Елеосвящение? В церкви такое возрастное определение: младенец — это человечек от настоящего младенчества и до семи лет.
Над младенцами Соборование не совершается, ведь врачевание напрямую связано с очищением души соборуемого от грехов, как уже говорилось, забытых или неосознанных. А какие подобные грехи у детей такого возраста?
Для младенца самым целительнейшим средством будет являться причащение — как можно более частое.
Елеосвящение не производится над больными, если они находятся без сознания, а также над психическими больными с проявлениями буйства.
Не проводится и заочный обряд — присутствовать и участвовать необходимо лично.
В период одной и той же длительной болезни недугующего соборуют лишь однажды.
Не могут приступать к Соборованию приговоренные к смертной казни, иноверцы, нераскаявшиеся грешники, оскорбители веры.
По правилам, совершать данное таинство нельзя над уже умершими.
Соборование не является обрядом, это церковное таинство, и Церковь посредством елеосвящения и усиленной молитвы взывает ко Всевышнему о даровании болящим выздоровления. При этом необходимо понимать, что данное действо — вовсе не напутствие с предсмертным контекстом. С другой же стороны, совершенно здоровый человек в таком таинстве не нуждается. Ему следует очищаться от грехов через исповедь, раскаяние и причастие.
Нет комментариев