Святой Мефодий, основатель Николо-Пешношского монастыря, был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Избрав путь отшельничества, он поставил себе келию на реке Яхроме, в 25 верстах от Дмитрова. Сергий Радонежский неоднократно бывал здесь, навещая своего ученика. По преданию, «преподобный Сергий и преподобный Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени». Правда, по другим источникам, аллея из вязов, ведущая к монастырю, появилась много позже, в екатерининское время.
Слава о Мефодии распространялась вокруг, и вскоре рядом с ним стали селиться те, кто стремился к монашеской жизни. Сергий Радонежский предложил перенести обитель чуть дальше – на высокий берег Яхромы, к месту впадения в нее маленькой речки, получившей название Пешноши. Святой Мефодий собственноручно «пеш нош» лес для нового монастыря – отсюда и пошло имя монастыря и речки. Соборная церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца. В 1391 году преподобный Мефодий стал игуменом нового монастыря. Скончался он два года спустя, в 1393 году.
В начале XVI века в монастыре началось каменное строительство. В 1553 году обитель посетил Иван Грозный с супругой и годовалым сыном. Здесь царь встретился с бывшим епископом Коломенским Вассианом, который происходил из древнего рода дмитровских дворян Топорковых.
По преданию, царь задал Вассиану такой вопрос: «Отче, как лучше править государством?» Тот ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».
Встреча имела далеко идущие последствия: Сильвестр и Адашев попали в опалу, пало правительство Избранной Рады. По духовному завещанию князя Юрия Ивановича Дмитровского, который приходился дядей самодержцу, монастырю были пожалованы дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.
В Смутное время польский отряд занял монастырь, но вскоре был выбит оттуда. Во второй половине XVII века все деревянные монастырские здания были перестроены в камне. В конце этого же века началось строительство монастырской стены.
В 1700 году Николо-Пешношский монастырь был приписан к Троице-Сергиевой лавре, с этого времени начался его упадок. В 1764 году он и вовсе был упразднен, однако вскоре, в 1766 году стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толчёнова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Верёвкина был снова открыт. И вскоре стал, по словам митрополита Московского и Коломенского Платона (1737-1812), «второй Лаврой», одним из самых благоустроенных и красивых в Российской империи.
Во время Отечественной войны 1812 года французские отряды, двигавшиеся по Дмитровской дороге и грабившие местные усадьбы и храмы, так и не решились подойти к монастырю – топкие болота вокруг обители стали лучшей защитой.
После революции 1917 года монастырь был передан филиалу Дмитровского краеведческого музея, в ведении которого он оставался до 1927 (по другим источникам, 1928) года. Затем в монастырских зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1966 году монастырь передали под Психоневрологический интернат № 3 Департамента социальной защиты населения города Москвы. В 1975 году впервые был поднят вопрос о переводе интерната в другое место, однако до сих пор он остается в этих стенах. В 1960-1970 годах также была проведена частичная реставрация обители.
В 2007 году началось возрождение монастыря, однако до сих пор большую часть территории занимает психоневрологический интернат.
Рассказ о посещении монастыря
Я давно хотела приехать сюда, но все как-то не складывалось. Да и рассказы в интернете несколько отпугивали. И вот, некоторое время назад мы с Майклом добрались-таки до этого места. И были поражены этой обителью.
От Рогачёва в сторону монастыря, расположенному в поселке Луговой, идет хорошая дорога. Вокруг — плоская низменность, поросшая болотистыми лесами. Местами взгляду открываются огромные поля, тянущиеся до самого горизонта. Затем, начинается знаменитая Аллея вязов. Рассказывают, что она сильно пострадала во время московского урагана 1998 года. Даже зимой она поражает воображение. Думаю, что летом здесь еще красивее.
Мы подъехали к монастырю и остановились в недоумении: от монастыря к старинному зданию, расположенному напротив входа в монастырь, туда-сюда ходили пациенты интерната, из-за стен монастыря слышались крики. У двух приятных женщин, стоявших на остановке в ожидании автобуса, мы выяснили, что через главный вход (Спасскую башню) вход только по пропускам и для больных. Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти чуть дальше, повернуть за угол и пройти в калитку в крепостной стене. Мы последовали их совету.
Вдоль монастыря тянулись какие-то заборы, здания монастырского подворья. Я уже стала сомневаться, правильно ли мы идем. Однако вскоре обнаружились полуоткрытые ворота из профнастила, на которых висела табличка с рассказом об основании монастыря. Значит, мы попали правильно.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев