Четыре совета от тревожности и депрессии Проблема тревожности и депрессии – очень серьезный вызов современности. Все испытывают отчужденность, от этого страдают очень и очень многие люди. Я думаю, это является одним из парадоксов мира психологии, который переживает свой расцвет последние 100–130 лет. С одной стороны, психология помогла нам лучше понять себя, но в то же время можно сказать, что во многих отношениях она принесла не меньше вреда, чем пользы. И, на мой взгляд, главный вред в том, что психология заставила нас считать все наши мысли и чувства, независимо от их происхождения, существенно важными, и в итоге мы стали еще больше думать о себе. Но чем больше вы думаете о себе, тем выше становится уровень вашей тревожности и депрессии. И единственный способ остановить это – перестать жить исключительно в своей голове, перестать думать только о себе любимом и перестать надеяться только на себя. false Так что, когда прихожане обращаются ко мне, говоря, что они страдают от депрессии и тревожности, я обычно даю им небольшой список того, что, с моей точки зрения, нужно делать в таком случае, и это совсем несложные вещи. Во-первых, я советую им физически тренироваться хотя бы по полчаса в день, достаточно интенсивно. Научные данные свидетельствуют о том, что ежедневная энергичная 30-минутная тренировка действует на организм не хуже, а то и лучше, чем любой антидепрессант, который можно найти на рынке фармацевтики. Выход из своей головы и небольшой разгон сердцебиения очень благотворно воздействуют на нас и на нашу психику. Во-вторых, я обычно предлагаю им что-нибудь построить, починить или убрать в своем доме – сделать что-то такое, что предполагает достаточно скорый зримый результат и, возможно, новый опыт. Например, если у мужчины дома течет кран, а он совсем не разбирается в сантехнике, я советую такому человеку пойти, купить книгу, прочитать ее и научиться. Возможно, это будет нелегким опытом, но само по себе ощущение, что вы смогли своими руками что-то смастерить, исправить, починить – уже очень большое дело. Или, например, соберите себя в кучу и наведите порядок в доме. Это особенно актуально для женатых мужчин. Наведите такой порядок, чтобы ваша жена зашла в комнату и просто обомлела от восторга! Расхламление в целом – очень хорошее лекарство от депрессии, но тут я хочу обратить внимание на то, что важна и сама по себе возможность увидеть результат собственного труда. В-третьих, помолитесь как минимум полчаса, и лучше всего Иисусовой молитвой, это очень полезно. Если вы действительно находитесь в сильном унынии, псалмы – прекрасное лекарство. Но, вне зависимости от слов молитвы, главное – сама по себе молитва. То есть, когда вы молитесь, убедитесь, что ваша молитва действительно является живым общением с Богом. Не надо механически читать молитвы. Надо по-настоящему молиться, по-настоящему быть со Христом.И, наконец, в-четвертых: найдите кого-то (опять же, если вы женаты, то далеко ходить не надо, у вас есть супруга), кому вы можете помочь, и сделайте что-то значительное для этого человека, начните жить для других. После молитвы, соединения со Христом в молитве – живите для своего ближнего, для супруги, для кого-то из членов семьи – не так важно, для кого именно, но главное – не для себя. Обычно я перечисляю эти четыре пункта тем, кто просит у меня совета. Как правило, ко мне обращаются с этой проблемой именно мужчины. Я им говорю: «Сделай эти четыре вещи: 30-минутная тренировка; ремонт / починка / уборка / строительство чего-то, что предполагает зримый результат; молитва в течение хотя бы получаса и какая-то ощутимая помощь ближнему. Когда ты сделаешь эти четыре вещи, можешь спокойно вернуться на свой диван и снова погрузиться в свою депрессию, если тебе так этого хочется». Обычно после этих слов люди смеются, потому что, еще даже не попробовав применить эти советы на практике, они понимают, что, последовав им, они уже не смогут снова окунуться в депрессию. Мой пастырский опыт говорит о том, что именно так и есть! Невозможно пребывать в депрессии, если вы живете для Христа и для своих ближних, а не находитесь исключительно в своей голове. Я думаю, что весь этот современный концепт «любви к себе» очень деструктивен. Христос говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39) – и многие люди сейчас интерпретируют эти слова по-своему, вроде: «Вот, видите, это значит, что невозможно любить других, пока ты не полюбишь самого себя». Но я очень сомневаюсь, что Христос имел в виду именно это. Я читал множество святоотеческих толкований на слова Христа о любви к ближнему и не встретил ни одного отца, который бы говорил, что мы должны сначала полюбить самих себя. Все отцы фокусируются на любви к ближним как таковой. Насколько мы любим самих себя? Настолько, что мы делаем для себя все что угодно, даже не задумываясь об этом. Нам не приходится каждый день напоминать самим себе: «Ой, я должен покормить свое тело, чтобы у меня были силы! Я должен отдохнуть! Я должен почистить зубы!» Нам не приходится даже задумываться о таких вещах, это происходит автоматически, бессознательно. Я думаю, такой тип любви к себе просто необходим человеку для выживания, но что касается пропагандируемой сегодня активной любви к себе, по мне, так это вообще несовместимо с христианским мировоззрением, которое заключено в словах Христа: «Если ты хочешь ощутить полноту жизни, забудь о себе» (ср. Мф. 16: 25–27). Вообще, святые Силуан и Софроний говорят, что мы призваны любить Христа так, что со стороны, в глазах мiра, это может выглядеть как ненависть к себе. Во многом это составляет сущность аскетики – мы притесняем плоть не потому, что мы против плоти, не потому что ненавидим себя, а потому что мы очень сильно любим Христа, очень сильно любим своих ближних – и в результате действительно забываем о самих себе. Итак, как достичь чувства полноты? Только самоопустошением. Нам очень важно понять, что смирение – это не ненависть к себе, не презрение к себе, не самобичевание, не мазохизм. Смирение – это самоопустошение, самоумаление (кенозис). Это огромная тема, о которой необходимо часто напоминать себе, – что смысл христианства, православия не в том, чтобы просто быть «хорошим христианином». На самом деле мы в этой земной жизни вообще никогда не станем «хорошими христианами». Христос говорил, что никто не безгрешен (не благ), кроме Бога (ср. Лк. 18: 19). Смысл всей нашей аскезы в том, чтобы стать «опустошенным» христианином. Если вы освободитесь от эгоизма, на котором основано все это движение «любви к себе», то ваше сердце незаметно для вас самих станет чистым сосудом, способным наполниться благодатью Божией. И только это по-настоящему наполняет человека. Я думаю, что «любовь к себе» – не тот путь, по которому нам с вами следует идти, это очень опасная дорожка. Выбирая ее, человек неизбежно рискует исказить понятие «любовь» и вместо любви еще сильнее взрастить свой эгоизм, свое себялюбие, наконец, свое ожесточение – и дойти до того, что будет самостоятельно, без оглядки на Бога и на ближних утверждать свои собственные критерии истины. Единственный выход из этого кошмара – в аскетическом самоопустошении. Но есть ли путь, следуя по которому, мы одновременно осознанно стремимся к тому, чтобы становиться лучше, превосходить самих себя, и при этом остаемся смиренными православными христианами? Я бы ответил: «Безусловно!» Православное христианство не учит тому, что мы должны опустошиться в смысле «стать ничем». Напротив, мы стремимся стяжать дары Бога и хотим, чтобы они процветали в нас, насколько это возможно. Главный вопрос, который мы должны себе задавать: «К чему на самом деле стремится мое сердце?» Представим, что вы прокурор. Если вы хотите быть самым высокооплачиваемым, самым уважаемым прокурором в городе, то с вашим сердцем что-то не так. Что действительно важно, так это следовать за Христом настолько, насколько это возможно, и становиться все лучшим и лучшим человеком, но не в смысле успеха, а в смысле христианских человеческих качеств. Тогда вы стремитесь к раскрытию тех даров, которые Бог дает вам, и по максимуму используете их в жизни. Мне кажется, это гораздо более здоровый путь с христианской точки зрения. Внезапно вы понимаете, что не используете свои таланты для того, чтобы окружить себя суетными мiрскими вещами, а просто стараетесь развивать эти таланты и, насколько это возможно, пользоваться ими. Но надо помнить, что все Божии дары должны быть направлены на добродетель. Перестав бороться за добродетель, вы рискуете потерять себя в суете мiра. Поэтому нам всем необходимо быть крайне осторожными. И именно поэтому христианам так необходимо духовное руководство, необходим человек, который мог бы сопровождать нас на этом пути – чтобы иметь возможность задавать ему все эти вопросы: «Стоит ли это повышение того, чтобы я за него боролся? Стоит ли мне претендовать на эту новую должность? Стоит ли мне стремиться к этим великим свершениям?» Каждый такой вопрос должен решаться с учетом влияния того или иного дела на наше сердце. Если нечто духовно уничтожает меня, то мне это не нужно. Вот почему так опасна слава. Вот почему в Голливуде так много по-настоящему несчастных людей. Многие говорят, что сейчас в мире имеет место кризис идентичности. Чем больше я думаю об этом, чем больше молюсь, чем больше я читаю, чем больше я живу как православный христианин, тем больше убеждаюсь в этом. Мы все пытаемся понять, кто мы, и это приводит к тому же греху, который произошел в райском саду, – попытке быть богом без Бога. У Адама и Евы не было желания согрешить против Бога и быть отделенными от Него, им просто было сказано, что если они проявят непослушание и вкусят от древа познания добра и зла, то станут такими же, как Бог (ср. Быт. 3: 5), – вот чего они на самом деле хотели. Желая вроде бы стать богоподобными, они в итоге стали непослушными Богу. Они попытались приблизиться к Богу и стать богами – но сами, без Бога. Но, опять же, грех – это удаление от Бога. И если вы посредством греха сами отворачиваетесь от Бога и двигаетесь в обратном направлении, то как вы можете рассчитывать на приближение к Богу? Но именно так живет мiр сегодня. Люди спрашивают: «Как мне стать по-настоящему самим собой?» В христианском понимании мы призваны стать богами по благодати: соединиться с Богом и стать по благодати теми, кем Бог является по природе. Но разве я могу сделать это своими силами? Разве я могу достичь этого, игнорируя заповеди? Разве я могу достичь этого, если не буду жить в чистоте и добродетели, к которым я призван? И в конце концов это сводится к вопросу гордыни. Разве я могу проложить какой-то свой собственный путь, вместо предложенного Самим Богом, и рассчитывать на все те плоды, все награды, всю славу, которые Бог обещал мне, несмотря на то что я сам отвернулся от Него и двигаюсь в противоположную сторону? Это звучит как сумасшествие, но современный мiр живет именно так. По сути, мы пытаемся взять творение и отделить его от Творца, Который является не просто его Творцом, но и Образом, по которому мы были сотворены. И как мы при этом дерзаем рассчитывать на какой-либо положительный результат? Это просто невозможно, невозможно по определению. Но именно это сейчас и происходит. Каждый из нас хочет жить ради чего-то, иметь смысл жизни. Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» был совершенно прав в этом отношении – он писал, что если человек имеет цель и смысл жизни, то он благоденствует, а когда у него нет ни цели, ни смысла, то он распадается, постепенно движется к самоубийству и в результате совершает его – не важно, буквально или фигурально. Я бы не сказал, что мы преуспели как культура. По сути, наоборот, вместо того чтобы задаться вопросом, каковы достойные цель и смысл жизни, мы выдумали какие-то примитивные смыслы, которые не выдерживают никакой критики. Нам всем необходимо вспомнить, что настоящие цель и смысл жизни должны зиждиться на истине: если мы живем во лжи, в чем тогда смысл? Также цель и смысл жизни должны быть незыблемы, потому что если я знаю, что завтра они изменятся, то зачем мне держаться за них сегодня? И, третье, они должны иметь какое-то продолжение за гранью смерти, потому что если мои цели и смыслы умрут вместе со мной, то какова их ценность? Тогда они не имеют никакого значения. Я пришел к этому списку уже много лет назад. Он всегда казался мне немного сухим и безжизненным, но я не сразу понял, почему. А в какой-то момент осознал, что даже если наши цели и смыслы соответствуют этим трем критериям, то есть они основаны на истине, незыблемы и простираются за пределы смерти, они могут оказаться «безжизненными», потому что человек создан для любви, создан любить и быть любимым, такое круговое движение любви. Поэтому цель и смысл жизни должны быть основаны не только на истине, но и на любви. Подумайте об этом немного. Если они основаны на любви, то они не могут быть имперсональными, не могут быть основаны на идеологии, на каких-либо вообще идеях, на той или иной философии. Они должны быть личностны. То есть Сама Истина должна быть личностна. В таком случае есть только одно значение, которое удовлетворяет всем этим четырем критериям, только одна Личность – и это Христос. Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Христос есть Истина. Истина – это не концепт, не идея, это Личность. Задумайтесь об этом на минуту: Христос есть Истина, Он неизменен, Христос победил смерть, и Христос любит нас. Это единственный путь к человеческой самореализации. Но многие люди по гордости отвергают этот путь, говоря: «Мне не нравится то, к чему меня призывает Христос. Он не дает мне возможности самому определять истину, прокладывать свой собственный путь. Я хочу делать то, что хочу я». Что тут сказать? Богом нам дана свободная воля, и по Своей любви Он позволяет каждому человеку делать собственный выбор. Но надо иметь мужество отдавать себе отчет в том, что, выбирая отдаление от пути, проложенного Самим Богом, ты не можешь ожидать тех же плодов, что и человек, с верой и любовью следующий за Христом.
    0 комментариев
    1 класс
    Учитесь с верою принимать слова наставника Помыслы недоверия к духовнику есть проявление греха маловерия. Они обнаруживают внутреннюю гордость — когда человек доверяет себе больше, нежели Богу. Это повод для исповеди. Обнаружив в себе недоверие к духовнику, вы должны понять: это значит, что вы не доверяете Богу, и ваши отношения с Богом были выстроены неправильно. Оптинские старцы говорили: «Если с верою будешь искать и принимать слова наставника, то и чрез грешника получишь пользу: а если без веры, с сомнением и испытанием, разбором слов и действий, то, хотя бы и праведен был, пользы быть не может». Итак, в отношениях с духовником важно: взращивать в себе полное доверие к духовнику, перед приходом к духовнику с каким-либо вопросом усердно помолиться, чтобы Господь открыл ему Свою волю, безусловно и точно исполнять все сказанное духовником, не скрывать от духовника ничего, никакого смущения и греха, сразу же, не стыдясь, открывать духовнику любое подозрение против него, иначе враг может вас погубить, постоянно молиться за своего духовника и испрашивать его благословения и молитв, в трудных обстоятельствах взывать к Богу: «Господи! Молитвами отца моего духовного (имя) спаси и помоги мне (в том-то)», если явится желание что-либо из данных духовником правил изменить — или в отношении удлинения или, наоборот, уменьшения молитв, поста и прочего, — то делать это только с его благословения. Протоиерей Сергий Филимонов
    0 комментариев
    1 класс
    🌼Успенский пост начинается в четверг 14 августа и продлится до 28 августа. Благословение на пост духовным чадам прот.Сергия Филимонова: 1. Ежечасное чтение молитвы «Господи, Иисусе Христе, молитвами Пресвятой Богородцы, помилуй мя». 2. Причастие Святых Христовых Тайн в воскресные и праздничные дни. 3. Не использовать интернет в развлекательных целях. 4. Молиться: • о победе русского оружия: 🌿Помоги, Господи, президенту нашему, воинству и даруй им победу на супостаты. • об Отечестве: 🌿Господи, прости нас грешных и помилуй, и избавь страну нашу Россию от внутренних ссор, распрей, раздоров, глада, мора, разрухи, войн с иноземными захватчиками по бесконечному Твоему милосердию. Даруй земле нашей мир и благоденствие. Аминь. • о возвращении русского народа к вере и просвещении оболваненного народа Украины: 🌿Господи, пробуди к вере люди Твоя и просвети народы Твоя Духом Твоим Святым. ❤Поста благоприятного! _______________________________________________________________________ ✍🏻Подать записки через интернет: hram24.ru/dommil#/.
    0 комментариев
    1 класс
    Приглашаем на наш малый престольный праздник 9 августа — день памяти св. вмч. Пантелеимона 9 августа – День памяти великомученика и целителя Пантелеимона. Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляем с престольным праздником нашего Прихода - днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона! 🌹 Тропарь святому великомученику и целителю Пантелеимону: Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим. Сегодня еще одна памятная дата: 9 августа 2002 года состоялось посвящение первой сестры милосердия отделения милосердного педагогического служения "Синий Крест" - матушки Юлии Товьевны Антипенко. С днем рождения, СИНИЙ КРЕСТ! От всей души поздравляем дорогих батюшку и матушку с этой особой датой - с нашим общим Днем рождения и днем святого покровителя всех милующих! Их - и всех братьев, сестер милосердия и добровольцев "Синего Креста"! Желаем всем труженикам Церкви молитвами святого великомученика и целителя Пантеленимона помощи Божией, крепости, мужества и радости в их служении!
    0 комментариев
    1 класс
    4 июля Поздравляем с именинами иерея отца Максима Кудрявцева! ✨ Сегодня, в день памяти преп. Максима Грека, именины у сотрудника Духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского диакона Максима Кудрявцева. Отец Максим - клирик храма Державной иконы Божией Матери с 2016 года, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, магистрант института философии РГПУ им. А.И. Герцена. Магистерская программа: "Классическое образование, интеллектуальная культура и античная педагогика". С 2017 года преподаёт в нашей церковно-приходской школе предмет "Основы Православия" для детей и подростков. 💫 Дорогой отец Максим, сердечно поздравляем Вас с именинами! Дай Бог Вам, молитвами преп. Максима Грека, глубокого познания веры и Священного Писания! И внутренних сил для того, чтобы нести свет Христовой истины ученикам, зажигая в их сердцах желание идти навстречу Богу!
    0 комментариев
    1 класс
    О ТОМ, КАК ВАЖНО ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН (Память святых трех жен, обретенных в горе, о них же сказа Павел, епископ Мановасийский) Некоторый путешественник пришел в один из монастырей на Востоке. Беседуя раз с игуменом и братиею под сенью плодовитых деревьев, на дворе монастырском, он заметил, что несколько птиц сламывали с деревьев ветки с плодами и улетали. На вопрос, сделанный игумену, почему птицы не едят на месте сорванных плодов, а отлетают с ними, он получил ответ, что явление это замечается уже более десяти лет. Движимый как бы предчувствием, путник сказал: «Нет ли где у вас в горах Святых Божьих, к которым плоды сии птицы носят по повелению Божию?» В это время прилетевший ворон сломил одну из ветвей с плодом. Путник продолжал: «Пойдемте, будем следить за ним». Пошли и увидали, что ворон прилетает на один из холмов, сначала сел на нем, а затем спустился в расщелину и, там оставив ветвь, вылетал оттуда уже без неё. Наблюдавшие за ним подошли к расщелине и бросили в оную камень. Вдруг оттуда послышался голос: «Если вы христиане, не убивайте нас». «Кто вы?» – спросили пришедшие. «Мы женщины, нас три, – отвечали им. – Если хотите нас видеть, бросьте нам три одежды, так как мы наги, и, сойдя вниз горы, пройдите тесною тропинкою, которая ведет к нам». Иноки поступили, как было сказано, и нашли трех жен, из которых одна была госпожа, а другие две – рабыни ее. «Кто ты и как пришла сюда?» – спросил игумен первую из них. «Я из Царьграда, жена сановника царского, – отвечала она. – Оставшись после мужа бездетною вдовою, я была понуждаема ко греху одним вельможею и, желая сохранить себя в чистоте, решилась оставить мир и, поручив раздать имение мое нищим, ночью села с этими двумя рабынями моими в корабль, с которого и высадились мы на это место, в котором вы нашли нас, и вот уже одиннадцатое лето, как мы не видали лица человеческого». «Откуда вы, госпожа моя, имели здесь пищу себе?» – спросил игумен. «Господь, – отвечала она, – прокормивший народ Свой в пустыне в продолжение сорока лет, посылал и нам пищу. Птицы приносили нам всякие плоды, и Господь всегда покрывал и согревал нас, так что мы ни зимою не боялись стужи, ни летом зноя солнечного. Жили мы здесь как в раю, непрестанно прославляя Пресвятую Троицу». «Не желаешь ли, – сказал игумен, – разделить трапезу с нами»? «Если хочешь сделать так, – отвечала св. отшельница, – прикажи, пусть сначала придет пресвитер и совершит Божественную службу, да причастимся Св. Христовых Таин; ибо с тех пор, как мы оставили Царьград, мы не сподоблялись св. Причащения». Игумен исполнил её желание, и пришедший пресвитер, по совершении Божественной службы, причастил св. отшельниц. И в тот же день первая из них (бывшая госпожа) после усердной молитвы отошла ко Господу. На другой день последовала за ней и одна из подруг ее, а на третий и последняя из них также мирно почила сном смертным. Рассказав сие происшествие, прошу вас, братие обратить внимание на то, для чего Господь перед смертью открыл пребывание св. отшельниц. Не ясно ли, что Он благоволил сделать это для того, чтобы чрез Причащение Св. Таин св. жены теснейшим образом могли соединиться с Ним и чрез Него сделаться причастницами жизни вечной? Господу неугодно было, чтобы они отошли в жизнь вечную не напутствованные Святыми Таинами. Несомненно, что Причащение Св. Таин необходимо было для спасения и Святым, и Господь, как видите, по Своему неизреченному милосердию, не оставлял без оного и тех из них, которые скитались ради Него в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных. Выслушайте, братие, как иногда еще более в этом отношение дивны были милости Божии ко святым отшельникам.
    0 комментариев
    1 класс
    💫 ПОЗДРАВЛЯЕМ ДОРОГОГО О.ГРИГОРИЯ С ДНЕМ ТЕЗОИМЕНИТСТВА! 28 июня - день памяти преподобномучеников Григория и Кассиана Авнежских, святых покровителей духовника и преподавателя нашей церковно-приходской школы прот. Григория Антипенко. Не случайно Церковь прославляет именно совместный подвиг святых Григория и Кассиана. Их житие побуждает задуматься о том, что в христианстве человек призван не замыкаться в себе - для полноты жизни и служения важно уметь соединяться с другими во Христе. Дорогой о. Григорий, Ваша жизнь являет собой яркий пример самоотдачи и стремления к единству. Благодаря этому с помощью Божией Вы создали крепкую покаяльную семью духовных чад, в которой каждый чувствует Вашу удивительную любовь, заботу, внимание, чуткость, постоянство в подвиге поиска воли Божией. Дай Бог Вам внутренней крепости, здоровья, благодарных духовных чад и верных соработников на многая и благая лета!
    0 комментариев
    1 класс
    Святые отцы Церкви о войне и воинском служении Сегодня памятный день из истории Великой Отечественной войны и истории России в принципе. В связи с годовщиной парада 1941 года мы приводим отрывки из творений святых отцов, как древних, так и новых, а также из канонического права, где представлено подлинно православное отношение к войне. Война, прежде всего, великое бедствие, поэтому, говоря о предпочтительности мирной жизни перед войной, святитель Григорий Нисский писал: «О какой ни заговоришь приятности в жизни, чтобы ей быть приятною, нужен мир… Война пресекает наслаждение всеми благами. Если и во время мира терпим по человечеству какое-либо бедствие, то зло, срастворенное благом, делается легким для страждущих. Правда, когда и войною стеснена жизнь, нечувствительны также бываем к подобным скорбным случаям; потому что общее бедствие горестями своими превышает бедствия частные… Но если и для ощущения собственных зол цепенеет душа, пораженная общими бедствиями войны, то как ей иметь ощущение приятного? Где оружия, копья, изощренное железо, звучащие трубы, гремящие кимвалы дружины, сомкнувшиеся щиты, столкновения, столпления, схватки, сражения, побоища, бегства, преследования, стоны, крики, земля, увлажненная кровью, попираемые мертвецы, без помощи оставляемые раненые и все, что на войне можно видеть и слышать… неужели и там найдет кто время преклонить иногда помысел к воспоминанию об увеселяющем? Если и придет в душу воспоминание о чем-либо приятном, то не послужит ли это к увеличению горя?» Поэтому святитель называет предотвращение войны величайшим благодеянием, за которое Господь дарует двойную награду, «ибо сказано: блажени миротворцы, а миротворец тот, кто дает мир другим». Говоря о причинах войн, святитель Иоанн Златоуст указывал, что «войны постоянно произрастают от корня грехов». А касаясь промыслительного значения войны, святитель Василий Великий говорил, что «Бог в войнах насылает казни на достойных наказания». Если переходить от общих определений к более частным вопросам, мы увидим, что преподобный Исидор Пелусиот говорил о необходимости различать войны справедливые и несправедливые, войны наступательные и оборонительные: «Войны воспламеняются больше всего ради приобретения чужой собственности. Но не должно обвинять всех ведущих войну; положивших начало или нанесению обиды, или хищению справедливо называть губительными демонами; отмщающих же умеренно не надлежит и укорять как несправедливо поступающих, потому что делают дело законное». В свою очередь, блаженный Августин Иппонский считал, что война даже может приносить пользу, так как уничтожает или ослабляет произвол злонравных людей, а осуждение некоторыми воинской службы «в действительности возникает не из религиозных мотивов, а по трусости». «Поэтому заповедь не убий отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога или, будучи в силу Его законов (то есть ввиду самого разумного и правосудного распоряжения) представителями общественной власти, наказывают злодеев смертью». Учению о войне как о вынужденной необходимости в падшем мире посвящены такие слова святителя Филарета Московского: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию»; «война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества». Критикуя пацифистское учение толстовцев, святитель Феофан Затворник пишет, что «на воинах и войнах часто видимое Бог являл благословение и в Ветхом, и в Новом Завете. А у нас сколько князей прославлены мощами, кои, однако ж, воевали. В Киево-Печерской лавре в пещерах есть мощи воинов. Воюют по любви к своим, чтобы они не подвергались плену и насилиям вражеским. Что делали французы в России? И как было не воевать с ними?» Нередко сторонники пацифисткой интерпретации христианства указывали на слова Господа о любви к врагам. По этому поводу святые отцы неоднократно давали разъяснения. Так, например, когда мусульмане спросили у святого равноапостольного Кирилла, почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, он ответил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих нас и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». Равным образом и святитель Димитрий Ростовский, разъясняя учение Нагорной проповеди о любви к врагам, пишет: «Не думай, слушатель мой, чтобы я повторил слова эти о тех врагах, которые воюют с нашим христианским отечеством и враждуют против нашей благочестивой веры… Тех не только нельзя любить, но даже необходимо выступать войной против них, полагая душу свою за христианское царство и целость Церкви». Благословение Божие проявляется в виде чудесной помощи от Бога во время войн. Об этом особенно много свидетельств в житиях святых. Ограничимся двумя примерами из святоотеческих творений. Святой Иоанн Мосх писал: «Один из отцов передал мне следующий рассказ воина, бывшего драканария: “Во время войны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подверглись преследованию, во время которого многие из наших были убиты. Один из неприятелей настиг меня и уже поднял копье, чтобы поразить меня. Увидав это, я начал призывать Бога: ‘Господи Боже, явившийся рабе Твоей Фекле и избавивший ее от рук нечестивых, избавь и меня от настоящей напасти и спаси меня от злой смерти. Я удалюсь в пустыню и проведу остаток моей жизни в уединении’. И обернувшись, я уже не увидал никого из варваров. Немедленно удалился я в эту лавру Копраты. И вот по милости Божией прожил в этой пещере 35 лет”». Подробно эту тему раскрывает святитель Николай Сербский в «Письме воину Иоанну Н.»: «Ты пишешь о чудесном случае, который приключился с тобой на войне. Кто-то перед началом битвы раздавал солдатам Евангелие… ты едко заметил: “Здесь требуются сталь и свинец, а не книги. Если сталь нас не спасет, то книги и подавно!” Вот какое замечание ты сделал тогда, ибо до того дня ты веру Божию полагал за ничто… Но все же ты взял книжечку и положил ее во внутренний карман с левой стороны. И что же случилось? Ты сам говоришь: чудо Божие, и я подтверждаю это. Вокруг тебя падали раненые; наконец был повержен и ты. Попало в тебя стальное зерно. Ты схватился рукой за сердце, ожидая, что хлынет кровь. Позже, когда ты разделся, то нашел застрявшую в твердом переплете книжечки пулю: она метила прямо в сердце. Ты задрожал, как в лихорадке. Перст Божий! Святая книга спасла твою жизнь от смертоносного свинца. Тот день ты считаешь своим духовным рождением. С того дня ты стал бояться Бога и внимательно исследовать вероучение… Господь милостью Своей открыл тебе глаза… Одни на войне погубили тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушли на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, как и ты, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».
    0 комментариев
    1 класс
    Святые в истории. 🍂3 качества настоящего мужчины. Уроки мужества и преданности от святителя Луки Крымского 🍂11 июня мы вспоминаем святителя Луку Крымского. У каждого святого мы можем чему-то научиться, но у святого Луки особенно должны учиться мы, мужчины, потому что он обладал и обладает качествами, которые особенно нужны мужскому полу. Он был очень горячим и решительным человеком. Человеком, который старался не предавать свои идеалы. В самом начале своей жизни, когда ему было около 20 лет, хотя семья была православной, он увлекся идеями Льва Толстого и начал их воплощать в жизнь, несмотря на то что семья была против. Он даже писал письмо Льву Толстому с просьбой, чтобы тот повлиял на его родных. В общем, со всем жаром своего сердца он отнесся к этому учению. Но потом, прочитав более подробно о толстовстве, он в нем разочаровался. И дальше был выбор, кем стать. Этот известный выбор Луки Крымского – стать врачом-хирургом или художником. Потому что он любил и умел рисовать. И он выбрал путь врача, потому что хотел помогать людям. Он подумал, что быть художником, конечно, здорово, но людям важнее, чтобы был хороший врач. Он начал учиться, и его выбор в конце концов привел к тому, что святой Лука Крымский спас тысячи жизней и может быть даже больше, потому что он не только работал по много часов и спасал людей, он ещё и писал научные труды. И за главный свой труд он получил Сталинскую премию, и его книга до сих пор является учебником в медицинских вузах. Он беспрерывно работал, и, наверное, это второе качество, которому мужчины могут позавидовать и захотеть иметь то же самое у себя. Потому что кем бы ни являлся святитель Лука, он везде старался привести все в порядок. Он не относился к своим служебным обязанностям, как только к служебным обязанностям, которые надо, как лямку, оттянуть и убежать домой. Он постоянно что-то придумывал, изобретал, улучшал. Будучи священником, будучи епископом, будучи врачом-хирургом, он всегда старался наладить систему. Он видел недостатки, вносил рационализаторские предложения, как можно сказать, и улучшал условия и в больнице, и в церквях, и в епархиях. То есть он везде старался все улучшить. Это тоже очень хорошее мужское качество, которое превращает любую работу в служение. А мужчина без миссии — это, наверное, не мужчина. Это мужчина, которому очень скучно живется, и свое мужское призвание такой человек, к сожалению, предает. Святитель Лука свое мужское призвание не предавал. Он постоянно боролся за правду. И третье, на что можно с восхищением взирать, — это его смелость. Конечно же, такое качество, без которого тоже мужчине никак. Он носил подрясник под своим медицинским халатом на операции. Он, как вы знаете, икону приносил в операционную, он крестился перед операцией. В своих многочисленных ссылках он всегда честно говорил на допросах все, что думал. То есть, он не боялся, он не лукавил. Если надо было кого-то защитить, он защищал, он вступался за своих врачей. Был знаменитый суд, где прозвучал его знаменитый ответ на вопрос «Видели ли вы Бога?»: «Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума». Этот человек всегда стремился быть в ладах со своей совестью, не грешить против истины, бороться за правду, идти вперед. Мы знаем его очень важные слова, вынесенные в заглавии его мемуаров: «Я полюбил страдания». Вся жизнь у него была очень тяжелой, и жена умерла у него в молодом возрасте, четверо детей осталось. И были ссылки, лагеря, аресты, доносы. Но он говорит, что поскольку в его жизни был Бог, то все эти тяжести не лишали его надежды, не лишали его радости. «Я полюбил страдания», — говорит он, потому что именно в страдании человек приближается к Богу. Вот такая вот важная истина, о которой мы, конечно, не хотим думать, и мы хотим каким-то образом приблизиться к Богу без страданий, и дай Бог, чтобы у нас это, конечно, получалось. Но все-таки жизнь тяжелая. Я всем хотел бы посоветовать, и мужчинам, и женщинам, и подросткам, познакомиться с биографией святителя Луки Крымского, и с им же написанной книгой «Я полюбил страдания», и с фильмом «Излечить страх», и с книгами, которые написаны о нем, и с воспоминаниями его потомков, которые живы до сих пор. Все это настолько интересно, настолько важно помнить и знать, что святые — это не только какие-то древние старцы, которые жили задолго до нас, и не только сугубо церковные люди, но еще и люди публичные, люди известные. Врач, который получил Сталинскую премию, святой Лука Крымский, он наш современник, он умер в 1961 г. Если вы мало о нем знаете, то обязательно познакомьтесь с его жизнью, и вы поймете, что это человек, про которого надо знать и которому стоит молиться, с которым стоит подружиться, и который будет всегда вам помогать в жизни, когда вы будете к нему обращаться.
    0 комментариев
    1 класс
Фильтр
group54528142868723

Изменена обложка группы

  • Класс
  • Класс
group54528142868723
Добавлено видео
  • Класс
Показать ещё