Ясные голубые глаза ГАИшника уже в течении последних пяти минут смотрели на меня с легким недоумением и ,я бы сказала, сомнением. Шел конец марта и трасса была чистая. Проезжавшие мимо машины радовали глаз чистотой и блеском стекол и корпуса. Только моя ласточка вносила резкий диссонанс в этот поток любителей чистоты. Я только полчаса назад наконец выбралась на сухую трассу из леса. В лесу в это время чистые зимние дороги превращались в сплошное месиво снега, воды и грязи. Местами эта самая грязь достигала нижнего уровня окон. И ,если вовремя не удавалось поднять стекло, то грязная холодная жижа заливалась в салон машины. На одном из поворотов машину вдруг резко занесло ,крутануло и слегка впечатало в ближайшее дерево. Многочисленные вмятины и царапины на ее боках не делали ее красивее, но, как шрамы на лице старого воина, говорили о ее многочисленных заслугах и подвигах. Но подобное поведение моего боевого коня могло означать только одно. Тормозные колодки сточились на конус под постоянным действием песка, грязи и воды, и заклинили тормоза. Я порадовалась, что э
то произошло не на трассе, когда едешь на приличной скорости.
Вариантов было немного. Точнее был только один вариант. Нужно было снять суппорта вместе с тормозами. Автомобильных сервисов в тайге не было отрадясь, поэтому все приходилось делать самой. Перемазавшись в грязи до самых ушей, через два часа я смогла ехать дальше. Правда, уже без тормозов. Но это меня не очень смущало. Я была достаточно опытным водителем. Да, и опять же, других вариантов просто не было. Я ни сколько не удивилась, когда на посту ГАИ меня остановили. Остановиться быстро по причине отсутствия тормозов у меня не получилось. Поэтому инспектору пришлось пройти лишних 15 метров. И теперь он смотрел на меня в полном недоумении. На машине было только два относительно светлых пятна. Это на лобовом стекле два маленьких участка по траектории «дворников». Как бойницы в старинном замке — маленькие и незрячие. Что бы инспектор не испачкал свою форму, я не подала ему документы в окошко, как это я обычно делала. Я вышла из машины. Мой вид произвел на него неизгладимое впечатление. Но я с прискорбием заметила про себя, что не моя неземная красота потрясла его столь сильно. На мне, как и на машине было не очень много чистых мест. Только лицо и руки, которые я помыла ,поливая себе из пластиковой бутылки. Он с опаской взял мои документы. И ,когда увидел, что они чистые, вздохнул с явным облегчением. Заготовленные вопросы и казенные фразы, которыми обычно привыкли разговаривать сотрудники ГАИ ,не подходили к моему случаю. И поэтому он задал мне вполне человеческий вопрос « Вы откуда выехали, такие красивые?»
Я спокойно ему объяснила, откуда и куда я еду. Документы у меня были в полном порядке. Поэтому мы с ним немного поговорили ,вполне по человечески. Он с пониманием отнесся к моей ситуации и, уже протягивая мне документы, спросил. « Почему сразу не остановились? Что, тормозов совсем нет?» Он хотел пошутить. Но я, будучи по своей природе честным человеком, особенно с сотрудниками правопорядка, ответила вполне искренне и правдиво. « Почему нет? Есть. Сейчас покажу». С этими словами я открыла багажник машины, в котором лежали тормоза. Однажды один из представителей этих самых сотрудников, по- дружески, как то мне сказал: «Ты своей правдой когда ни будь кого ни будь сведешь в могилу. Или ,как минимум, доведешь до инфаркта.»
Сейчас я в полной мере прочувствовала, что он имел ввиду. Гаишник замер, как прилипший к дороге. Потом потряс головой, как будто его кто то стукнул легонечко поленом по голове. Остальные сотрудники, работающие на посту, издали наблюдали за нами. Бдили, так сказать. Увидев странное поведение своего собрата по оружию, они моментально напряглись и потянулись за своими автоматами. И, поправляя на ходу бронежелеты, быстрым и натренированным шагом рванули в нашу сторону. Увидев, какое неизгладимое впечатление произвела на людей моя честность, я слегка затосковала. Вот учит жизнь меня, дуру ,учит...И все без толку. По своему богатому жизненному опыту я знала, что мне сейчас лучше всего даже не дышать. Не то бдительные ребята уложат меня сначала физиономией на капот, а потом будут разбираться. Мое лицо мне нравилось, и поэтому я замерла по стойке смирно, как часовой у стен Кремля, стараясь даже не моргать. Тем временем, инспекторы подошли к нам и уже успели заглянуть в мой багажник. Не увидев там склада оружия ,взрывчатки, авиационных бомб или мешков с наркотиками, а только груду грязного железа ,они заметно расслабились и с недоумением уставились на своего товарища. Резонно ожидая от него внятных объяснений по поводу своего поведения.
А тем временем мой несчастный проверяющий сдавленно выдохнул и попытался что то сказать. Начал он как то не по военному. С междометий. Конечно,это не делало чести нашей доблестной инспекции. Но его можно было понять. Не каждый день такое увидишь. Звучало это примерно так: «Нууу,эх-хх,ничего себе(слово «ничего»было заменено названием распространенного огородного растения)» В конце концов он выдал одно слово, которое было вполне логичным в данной ситуации. «Как?????!!!!»
Я то поняла его вопрос абсолютно правильно. И, стоя в позиции «вольно», скромно потупив глазки , подбирала выражения помягче, что бы не усугублять ситуацию. А вот его товарищи по оружию все еще продолжали с удивленным видом смотреть то на своего собрата, то в мой багажник. Они все еще никак не могли понять ,что же ввело его в такое состояние . Если опустить ненужные детали и эмоции, мое объяснение с инспекторами длилось в течении 30 минут. После чего ,я их клятвенно заверила, что сейчас же еду на ближайшую станцию технического обслуживания. Но сердобольные ребята сказали, что сопроводят меня с мигалками и другими всевозможными почестями. Что бы быть, так сказать, уверенными, спокойными ну и прочее в том же духе. Я подозревала, что они слегка лукавили. Опасались они ,как им и положено было по статусу, за безопасность движения.
Я не стала отказываться и уже через 40 минут стояла в гараже, где лохматый мужик, весь в масле с ног до головы, хмуро смотрел на мою машину. Я хихикнула про себя, представив, какую мы с ним составляем сейчас колоритную парочку. Одна в грязи, другой в масле. И абсолютно одинаковой лохматости. Ему ,слава Богу ,не пришлось долго ничего объяснять. В гараже я задержалась часа на три. Но, если бы я могла видеть будущее, я бы не стала сокрушаться об этой задержке так сильно. Тем временем, зима вдруг внезапно вспомнила, что еще не весь снег успела высыпать нам на головы. И на улице поднялся легкий буранчик с мокрым снегом. Дорога моментально превратилась в каток. Я обреченно вздохнула. Надо же мне было за одни сутки попасть и в весну с ее грязью, и в зиму с гололедом. В общем ,все 33 удовольствия сразу.
Я решила заехать в придорожное кафе, что бы выпить горяченького кофейку и съесть какую ни будь булочку. Я выехала с базы в 4 утра, а сейчас была уже темная ночь. И за целый день у меня во рту не было маковой росинки. И я резонно решила, что задержка еще на 20 минут уже ничего не решит и не изменит. Заметно приободрившись после кофе, я выехала на трассу. Езду в подобных условиях назвать очень приятной никак нельзя. Но работа есть работа. И ее надо работать. Только подобная тавтология могла выразить на тот момент мои эмоции. Машины ехали очень тихо, вытянувшись в стройную колонну. Порядочные водители уже успели сменить зимнюю шипованную резину на летнюю. И ,подозреваю ,сейчас проклинали наш сибирский климат и свою поспешность в стремлении встретить весну. У меня не было подобных проблем. Моя машина была универсальна. Как в той детской загадке. «И зимой и летом одним цветом». Другими словами, колеса я меняла только тогда, когда от протектора уже не оставалось воспоминаний, и резина не становилась гладкой и блестящей, как бритый ежик. В общем, смена резины на моей машине от времени года никак не зависела.
Снег был не очень сильным. По крайней мере, он не ограничивал видимость. Я слегка загрустила. Я надеялась добраться домой за одни сутки. Но ,судя по всему, мне это вряд ли удастся. Машины двигались почти с одинаковой скоростью. Никто никого не обгонял. Смертников и камикадзе на трассе не было. Дорога и без того была не очень простой. Впереди меня ехали две машины. Прямо передо мной ехал бордовый жигуленок . Судя по манере езды, водитель был не очень опытным. Я предположила, что это был житель из близ лежащей деревни, который ехал домой после посещения районного центра. А перед ним ехал МАЗ с прицепом и ярко-зеленой кабиной.
Он был под завязку загружен круглым лесом. Говоря простым языком, бревнами. Наметанным глазом я определила ,что при его загрузке никто не стеснялся и ни в чем себя не ограничивал. И поэтому вез он сейчас кубов 28. Это не мало не много, а 25 тон чистого веса. Для МАЗа это было многовато. Он надсадно пыхтел, выбрасывая за собой черный хвост от перегоревшей солярки. Как говорили лесные водители, «ехал на четвереньках». Как всегда ,находясь за рулем машины, мозг фиксировал все окружающее автоматически, без команды от моего сознания.
Впереди начался достаточно затяжной и крутой подъем. И я слегка напряглась ,предвидя возможные трудности. На таких подъемах самое главное — не останавливаться ,и не начинать переключать скорости. Нужно ехать очень спокойно и ровно. Я постаралась оценить обстановку. Сзади меня две машины на достаточно приличном расстоянии. А по встречной полосе спускался с горки КАМАЗ «долгуша»,т.е с одним двенадцати метровым полуприцепом, груженный до самой макушки углем. МАЗ начал подъем очень тяжело и как то надсадно. Водитель жигуленка стал нервничать, то и дело пытаясь нажать на тормоз. Мне очень захотелось постучать его по макушке, причем чем ни будь очень тяжелым. Я ехала и вслух ругала незнакомого мне мужика.
«У тебя же есть коробка передач,черт бы тебя побрал!!!оставь тормоза в покое, валенок! Даже дети знают, что на гололеде нужно забывать про эту педаль, тем более на подъеме!!»
Но судя по всему, он не знал того, что знают дети. И нервничал с каждой секундой все больше. Красные стоп-сигналы загорались все чаще. И его машину начало потихоньку закидывать в стороны. Я уже были на середине подъема, когда случилось неизбежное. МАЗ не вытянул на самом пике подъема, не хватило силенок. Слишком тяжелый груз. И его начало, как на лыжах ,стягивать вниз. Усилия водителя удержать машину, давя на педаль газа, не дали никаких результатов. Прицеп стал складываться поперек дороги, перегораживая встречную полосу. Все дальнейшее происходило, как в замедленной съемке. Время почти остановилось, как упрямая лошадь на горке. Водитель спускающегося по встречной полосе КАМАЗа с углем ,попытался затормозить, что бы избежать удара. Но его усилия были абсолютно бесперспективны. Разве можно остановить почти 30 тонн которые скользят вниз по ледяному склону?
Но жить хотелось всем. Инстинкт самосохранения почти всегда сильнее логики и здравого смысла. И водитель упорно продолжал делать то, что в подобных случаях делать ни в коем случае нельзя, давить педаль тормоза. Вся масса угля, который он вез ,начала неизбежно давить на него сверху, разворачивая машину поперек дороги. Две громады общей массой около 80 тонн столкнулись. МАЗ перевернулся. И бревна, смешиваясь с углем, полетели с машины, сметая все ,что попадалось им на пути.
Все остальное проходило как будто без моего участия. Одна часть меня осталась за рулем и подчинялась только навыкам, доведенным за многие годы езды на машине, до автоматизма. А другая часть испуганным зверьком забилась в дальний угол сознания и оттуда смотрела на происходящее с нарастающим диким ужасом. Водитель жигуленка резко нажал на тормоза и машина в бешеном вальсе закружила по дороге ,прямо навстречу летящей с горы смерти. Говорят, что в последние мгновения жизни перед человеком мелькает вся жизнь. Не знаю. Может быть ,Господь решил, что мое время еще не настало. Я не видела ничего кроме летящей на меня груды ,состоящей из покореженного металла, бревен и угля. Время сжалось до размеров атомного ядра и расплескалось ярким взрывом ядерной реакции в моем сознании. Мозг работал четко, ясно, быстро. Справа от всей этой бешеной лавины оставалась маленькая щель. Дорогу на таких участках обносят низким металлическим ограждением. А за ограждением был крутой склон горы, поросший березами. Единственное, что я успела подумать. Даже ,если моя машина пробьет это ограждение, я уйду вниз. Вниз улететь по такому склону — это очень маленький шанс остаться в живых. Но все таки этот шанс был, И ,если повезет, то можно отделаться просто сломанными костями.
Остаться на трассе — это безо всяких шансов. Не останавливая движения, я вдавила педаль газа в пол и вывернула руль вправо . Я прошла мимо летящих бревен в нескольких миллиметрах слева. А правой стороной я проскребла металлический бордюр, оставляя большую вмятину и сдирая краску на боку машины. Случилось чудо и ограждение выдержало, не позволив мне скатиться вниз. На полной скорости я вылетела на горку, оставляя позади себя грохот, хаос и смерть. Я остановила машину, схватила телефон и стала набирать телефон поста ГАИ, который был так гостеприимен ко мне совсем недавно.
Совсем недавно...
Было такое ощущение, что это было в какой то другой жизни. Но для философии сейчас не было ни времени ,ни места в моей голове. Пальцы сильно дрожали и я только с третьей попытки смогла набрать номер.
Мое сообщение было очень коротким . «На 26 километре от вашего поста очень серьезная авария. Есть пострадавшие. Нужна скорая». И дала отбой ,не дожидаясь вопросов. Ноги не держали. Я упала на сиденье машины. Трясущимися руками достала из пачки сигарету, прикурила. Сигарета закончилась в три затяжки. Не осознавая ,что я делаю, я тут же достала следующую. В себя я начала приходить после третьей сигареты. Заставила себя встать и посмотреть вниз с горы. Ад. Так должен выглядеть ад. Мысли в голове возникали сами собой. Одна за другой. Я не успевала ни осознать их ,ни зафиксировать. Просто отсчитывала ,как костяшки на счетах старого бухгалтера .
Покореженная ярко-зеленая кабина МАЗА.
Догорающие бордовые жигули.
Огонь горящей машины поджег уголь.
И черный смолистый дым уже начал затягивать подножье склона. Я как то вяло подумала, что надо было вызвать еще и пожарников. Водителю КАМАЗа повезло больше. Тягач при ударе отцепился от прицепа и ушел с трассы вниз по склону. Водитель должен был остаться в живых. Возможно сильно покалечен, но жив.
Я почувствовала противную слабость в ногах и опустилась прямо в мокрый и грязный снег на обочине. Мне хотелось заплакать, но я давно уже разучилась это делать. И теперь сидела в холодном снегу и пыталась глотнуть воздух, открывая рот, как рыба выброшенная на берег. Спазмы душили меня ,заставляя тело содрогаться в конвульсиях. Смерть прошла рядом ,только слегка задев меня полой своего плаща, и заглянув в мои глаза. Я и сейчас ощущала ее присутствие.
Я видела снисходительную усмешку на ее лице и слышала ее шуршащий шепот: « Сегодня я пришла не за тобой».
И пришла одна простая мысль: Сегодня я родилась второй раз.
Судьба дала мне еще одну жизнь.
Нет комментариев