Акварель! Акварель! Акварель!"
М. Венгерский
АКАДЕМИК АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
-------------------------------------------
ПАМЯТИ
ПЕТРА ФЕДОРОВИЧА СОКОЛОВА
-выдающегося русского художника,
крупнейшего мастера русского
акварельного портрета,
ушедшего из жизни
3 (15) августа 1848 года
------------------------
Невесты не хотели выходить замуж
без свадебного портрета,
а столичная знать по месяцу ждала своей
очереди.
Красавицы с аквамариновыми глазами в пене
кружев,
молодые статные дворяне с лихо закрученным атласным чубом,
военачальники, поэты, аристократы,
декабристы…
Передо нами галерея акварельных портретов
кисти признанного мастера
первой половины XIX века
Петра Фёдоровича Соколова.
Если вглядываться в эти лица,
начинает казаться,
что декорации чудесным образом переменились,
и вот уже вокруг бальные залы,
откуда доносятся звуки вальса
и шорох шелковых платьев,
взвивающихся в котильоне; светские
гостиные,
где щебечут дамы в изысканных туалетах и диковинных шляпках и обмениваются репликами
щеголеватые кавалеры,
затянутые во фраки;
зелёное сукно карточного стола,
за которым собрались франтоватые мужчины,
и высокие сводчатые окна,
многократно отражающие снопы разноцветных
искр от хрустальных
люстр…
Именно благодаря таланту Петра Фёдоровича
Соколова
мы можем увидеть воочию, как выглядели современники Александра Пушкина
и Петра Вяземского,
полюбоваться изысканной прелестью великосветских чаровниц,
безупречной выправкой бравых
генералов и барственной осанкой высокопоставленных чиновников.
Живописец родился в 1787 году в Москве,
где его родители имели
собственный дом.
О детстве Петра Соколова известно немного:
по свидетельству его сыновей,
отец художника – человек небедный,
но азартный игрок – спустил в карты всё
состояние.
Дом и имущество ушли с молотка за долги,
а глава семьи,
не пережив позора своего положения,
вскоре умер.
Вдова с мальчиком едва сводила концы с концами
и наконец перебралась
в Петербург к родственникам в надежде определить сына учиться на казённый счёт.
«Из некоторых семейных преданий достоверно,что он был нелюбимый сын у матери
и об образовании его хлопотали
очень мало».
Вероятно, уже в ту пору Пётр проявил способности
к живописи,
и это дало возможность будущему прославленному мастеру в 1800 году поступить
в Императорскую Академию художеств.
Сыграло свою роль и покровительство друга
семьи штабс-капитана Семёновского
полка Алексея Никитича Пещурова:
именно благодаря его хлопотам одарённый мальчик смог учиться бесплатно.
«Из некоторых,
часто юмористических рассказов отца,
уцелевших в памяти,
можно заключить, что пребывание его в Академии не могло оставить в нём сладких
воспоминаний:
пища была грубая, форменная одежда делалась новая только для выпускных студентов;
всё же рваное и истасканное донашивалось низшими классами,
приходя в совершенно бесформенное состояние;
тёплой выходной одежды часто
совсем не было».
Так вспоминал Александр Петрович Соколов,
сын художника
Пётр Соколов учился в классе исторической живописи, считавшемся лучшим в Академии.
В 1807 и 1808 годах он был удостоен малой
и большой серебряных медалей за рисунки
с натуры,
а в 1809 году награждён малой золотой медалью за выпускную работу
«Андромаха оплакивает убитого
Гектора».
Окончив Академию в том же году,
Соколов получил звание художника XIV класса
и остался при Академии для дальнейшего совершенствования
в живописи.
Как и большинство его товарищей,
Пётр Соколов мечтал жить и учиться в Италии,
но право поездки за границу на казённый счёт дала бы только большая золотая медаль,
а начинающий живописец за картину
по программе
«Представить отъезд Великого князя Дмитрия Донского на сражение с приближавшимся
к Москве Мамаем,
приемлющего благословение на сие решительное дело спасения России от святого Сергия Радонежского чудотворца и прощающегося с своею
супругою»
получил только малую.
Крайне удручённый этой неудачей,
в 1810 году художник покинул
Академию.
Живя в Петербурге и испытывая нужду
в деньгах,
Соколов давал частные уроки и даже поступил учителем рисования в семейство
Левашовых,
немало содействовавшее ему и в получении первых заказов.
Мать к тому времени вышла замуж,
но не оказывала сыну никакой
поддержки.
По воспоминаниям Александра Петровича
Соколова,
«в рассказах отца, человека крайне добродушного и весёлого по характеру,
никогда не проглядывало ни малейшего ожесточения
к памяти его матери,
впоследствии нашедшей под его кровом,
вместе с отчимом и его родителями, сыновнюю любовь и уважение».
Пётр Фёдорович никогда не тяготел ни к изображению исторических или батальных
сцен, ни к мифологическим
сюжетам.
Его первые работы в жанре портрета появились именно в альбоме Левашовых,
ныне хранящемся в Эрмитаже,
и были графическими – написаны сангиной
(толстым карандашом без оправы, изготовлявшимся из каолина, пигмента из оксидов железа и растительного клея – прим. авт.)
или итальянским карандашом.
Овладев в достаточной степени техникой акварели, Соколов всецело посвятил себя портретной
живописи и быстро снискал славу
и успех.
По воспоминаниям сына Павла, именно тогда Пётр Фёдорович «начал жить на собственные
средства».
«Благодаря этим портретам круг знакомств моего
отца очень скоро расширился,
и он попал в так называемый «beau mondе»,
посещал театры и собрания,
а так как он был очень недурён собою
и всегда изысканно одевался,
то охотно приглашался на вечера
и в частные дома.
Особенно же он был обласкан в доме старика Пещурова».
Всё русское общество и высшая знать приходили
в восторг от нежных, лёгких,
невесомых акварельных портретов кисти
Соколова.
Чистые краски, тонкий колорит с эффектом подсвечивания одного цвета через другой
в сочетании с виртуозным
мастерством,
с которым художник изображал лица моделей,
наделяя их душой,
характерными чертами и живой прелестью,
позволили говорить о самобытной,
яркой, оригинальной художественной
манере.
Достоинством акварельного портрета было
также то,
что его создание не требовало долгого утомительного позирования.
Как правило, работу Пётр Фёдорович заканчивал за один сеанс,
часто – чистой акварелью,
без использования белил и подготовительного карандашного рисунка.
Тем временем заказов становилось всё больше
и больше.
Через флигель-адъютанта графа Степана Фёдоровича Апраксина,
с которым был дружен,
Соколов получил приглашение в Аничков дворец написать портрет трёхлетнего сына
императора Николая I –
великого князя Александра Николаевича,
будущего Самодержца Всероссийского
Александра II,
получившийся очень удачным.
После этого заказы от императорской семьи посыпались как из рога изобилия,
да и от прочих желающих отбоя не было
– некоторым приходилось дожидаться своего сеанса по целому месяцу.
За каждый акварельный портрет живописец получал от 50 до 100 рублей
и в скором времени смог построить в Санкт-Петербурге собственный дом. на Грязной (Николаевской ) улице
(ныне ул,Марата )
К тому же он недавно женился на Юлии
Павловне Брюлловой –
сестре Карла Брюллова, с которым познакомился
в Императорской Академии
и с тех пор поддерживал дружеские отношения.
Этот брак оказался очень
счастливым:
супруги жили душа в душу, в полном согласии
и очень страдали в разлуке,
когда Петру Фёдоровичу приходилось покидать Петербург для написания очередного
портрета.
Особенным успехом в обществе пользовались «свадебные портреты».
Один из страждущих заказчиков писал
художнику:
«Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись как без попа, если же не благословите вашей талантливой рукой,
то и брак считается н
едействительным».
Тем не менее, звания академика живописи Пётр Фёдорович удостоился за акварельные портреты
только в 1839 году.
Постоянно живя в Петербурге,
Соколов очень любил Москву
и часто ездил туда для изучения памятников
древности.
Останавливался обычно у своего задушевного приятеля Егора Ивановича Маковского
– коллекционера русской живописи
и западноевропейской гравюры,
почётного члена Московского художественного общества,
в доме которого был принят как родной.
Стараниями всё того же Пещурова,благоволившего ему, Пётр Фёдорович получил должность,
но сильно конфузился сознанием собственной некомпетентности.
Однако благодетеля это нисколько не смущало,
и он говорил, что это «совсем и не нужно –
ты только ходи каждый месяц
и жалованье получай».
В 1842 из-за болезни жены и собственного пошатнувшегося здоровья Соколов был
вынужден выехать за границу.
Находясь во Франции, создал целую галерею портретов парижского русского общества.
Желающих было так много,
что «Париж грозил обратиться в тот же Петербург
и надломить силы,
восстановленные водами».
В 1843 году художник вернулся в Петербург,
а в 1846 году окончательно переселился в Москву,
как давно мечтал.
Пётр Фёдорович Соколов скоропостижно скончался
3 августа 1848 в усадьбе
Мерчик близ Харькова,
заразившись свирепствовавшей в то время
холерой.
В имение он приехал на лето по приглашению хозяйки – графини Орловой-Денисовой.
Он был похоронен в окрестностях усадьбы,
и могила не сохранилась
до наших дней.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев