Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, который принёс благую весть о будущем рождении Христа, – один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох.
Художественные произведения на тему Благовещения в русском изобразительном искусстве, литературе, музыке обладают большой ценностью.
Древнерусская икона«Устюжское Благовещение» написана в первой половине XII века в Великом Новгороде.
Яркие страницы русской иконописи — Благовещенье Андрея Рублева и Дионисия.
Художник, сын иконописца, Владимир Лукич Боровиковский запечатлел этот сюжет в стиле классицизма, но не отказавшись и от иконографической традиции. Известный в XIX веке поэт Владимир Бенедиктов, вдохновившись его произведением, напишет замечательные строки:
Благовещение
(К картине Боровиковского)
Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета:
Дышит радостью чело,
Веют благовестью речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.
Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник;
Скрещены на персех руки,
В персех сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»
Этот юноша крылатый —
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощения,
А пред ним – полна смиренья —
Дева, Матерь Божества.
Владимир Бенедиктов
1856
В начале 1850-х годов художник Александр Андреевич Иванов, автор «Явления Христа народу», создал своё «Благовещение».
Особое место занимает сюжет «Благовещение» и в творчестве М.В. Нестерова, который в то время трудился во Владимирском соборе
под началом Васнецова.
Васнецов сказал, что в нем «много христианского», и лучшей от него похвалы ждать было нельзя.
Эскиз этой росписи — двустворчатый диптих — был выставлен на 26-й передвижной выставке, и его приобрел Государь.
.....................................................................................................................................
Благовещение — последняя крупная законченная картина Василия Ивановича Сурикова.
Суриков отказывается от подробного изображения интерьера и привычных для сюжета атрибутов. Он укрупняет фигуры архангела Гавриила и Марии, приблизив их к зрителю.
Лицо Богоматери обращено к архангелу, который несет ей Благую весть
о рождении сына – Спасителя мира.
Вся фигура архангела Гавриила изучает поток сияния, что символизирует божественный свет и выполнено в духе новаторских направлений в живописи начала ХХ века.
Картина была показана на XII выставке Союза русских художников в 1914, но успеха не имела и больше не выставлялась.
Дева Мария писалась с разных моделей, но в рисунке губ и бровей – черты Анастасии Добринской, дочери друзей.
Ася, как ее звали в семье, была замкнутой и очень застенчивой девушкой. Не имевшая близких подруг, она мечтала по окончании гимназии уйти в монастырь. Суриков часто и охотно изображал Асю.
Для модели образа Архангела Гавриила позировали Н.С. Ченцов, зять Добринских, и Марфа—няня Миши, внука художника.
Хранилось полотно до 1988 в семье художника, пока внук мастера, Михаил Петрович Кончаловский (дядя Никиты Михалкова и Андрея Михалкова-Кончаловского)не передал ее Красноярскому художественному музею
им. Сурикова.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев