Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, – а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги...»
А.Пушкин
8 февраля 1781 года
родился
ДЖОРДЖ ДОУ
(1781-1829)
– известный английский художник при русском императорском дворе дома Романовых.
—--------
9 мая 1828 года А. С. Пушкин оказался спутником Доу на пароходе, отвозившем художника в Кронштадт, где уезжавшие за границу пересаживались на морские суда, следующие в Европу.
Поэт и художник говорили, вероятно, о многом. Художник с интересом рисовал Александра Сергеевича в свой большой альбом, а Пушкин писал ему стихи "Господину Дау":
"Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?
Хоть ты векам его предашь,
Его освищет Мефистофель.
Рисуй Олениной черты
В жару сердечных вдохновений,
Ведь юности и красоты
Поклонником быть должен гений".
----------
Пушкин любил Военную галерею созданную Джорджем Доу и, видимо, часто бывал там, вглядываясь в лики отважных героев
Самое пристальное внимание поэта привлекал портрет Барклая-де-Толли, блистательно исполненный знаменитым живописцем.
Пушкин часто останавливался у этого полотна, и каждый раз горечь раздумий овладевала
поэтом:
"...Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше.
С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним
и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию
тяжелой".
----------
Джордж Доу родился в приходе Сент-Джеймс
в семье Филипп и Джейн Доу.
Филипп Доу был художником и гравером в меццо-тинто, работал вместе с Хогартом и Тёрнером,
также писал политические карикатуры
о жизни в Америке.
Джордж был старшим ребёнком
в семье.
Отец не сомневался, что мальчик пойдет по его стопам, так как тот с ранних лет демонстрировал недюжинные способности
в живописи.
Работа гравера в те годы хорошо оплачивалась, и Доу-старший был уверен, что его сын всегда сможет заработать на кусок хлеба для себя и своей
семьи.
Первоначально Джордж обучался у отца
граверному делу,
но позднее юный Доу заинтересовался живописью и в начале 1800-х годов решил продолжить учебу в Королевской Академии художеств.
Джордж Доу изучал не только технику живописи и творчество старых мастеров, но и современные и классические языки, философию и литературу.
Он также изучал анатомию для лучшего понимания строения человеческого
тела.
Первый успех его ждал уже в 1804 году, когда картина «Бешенство Ахиллеса при вести о смерти Патрокла», написанная им по мотивам гомеровской
«Илиады»,
принесла золотую медаль Академии
художеств.
Затем мэтрами живописи были отмечены его работы «Ноэминь» и «Сцена из Цимбелина».
Критики хвалили лица героев его полотен, и Доу решил переключить все свое внимания на создание
портретов.
Создавая картины успешных и знаменитых личностей, он быстро стал
популярен.
В 1809 году Доу стал ассоциированным членом Королевской Академии художеств,
а в 1814 году стал академиком.
Художник Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских.
Но состояние и славу ему принесла не работа на родине,
а 10 лет жизни в России,
в Санкт-Петербурге, где он стал Первым художником Императорского
двора.
В 1818 году в городе Ахен, где собрались главы союзных стран в войне с Наполеоном, на художника, прибывшего с английской делегацией, обратил внимание император Александр I.
Он предложил ему приехать в Россию, где тот смог бы работать буквально на «королевских»
условиях.
Перед художником стояла задача – создать портретную галерею российских генералов.
Доу дал согласие.
Весной 1819 года англичанин перебрался в Петербург, а через год в городе на Неве состоялась его первая выставка,
после которой мастеру буквально посыпались частные заказы от богатых клиентов, среди которых были как высокопоставленные сановники, так и члены царской семьи.
Иметь портрет кисти Джорджа Доу считалось престижным.
За свою работу иностранец брал баснословные
деньги.
Стоимость некоторых картин достигала 900–1000
рублей,
что в несколько раз превышало цену, которую запрашивали российские художники.
Возмущенные коллеги по цеху даже направили императору письмо.
Авторы из Комитета Общества поощрения художников писали:
«Доу не как художник, думающий о чести, но как торгаш, имел целью пребывания своего в России только одно накопление сумм и, ничем не довольный, пускался на предприятия коммерческие, даже
непозволительные».
Состояние Доу действительно стремительно
росло.
Не лишенный коммерческой жилы,
Джордж пригласил в Россию своего младшего брата Генри Доу и зятя Томаса Райта.
Его родственники стали создавать гравюры с написанных им портретов.
Хоть и стоили такие гравюры немало, но пользовались они у заказчиков большим
успехом.
Англичанина окружали молодые дарования, имена которых сейчас вспомнит не каждый
историк.
Интересно, что никто из современников не оставил описания его наружности и манер.
Он нигде не бывал, почти ни с кем не общался. В Петербурге Доу неутомимо работал, по много часов простаивая перед мольбертом то в своей дворцовой мастерской, то в богатых домах частных
заказчиков.
С ним в мастерской работали Гейтман, Тон
и Голике.
Настоящей находкой для Доу стал Александр
Поляков, бывший крепостной костромского помещика Корнилова.
Маэстро выкупил его на несколько лет.
По договору Поляков поступал «в ученье и работу» к Доу вплоть до его отъезда в Англию.
Известно, что крестьянину было положено жалованье в 800 рублей в год.
«Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», – писал Комитет Общества поощрения
художников.
Поляков быстро освоил стиль работы нового хозяина и мог создавать портреты, неотличимые от кисти
мастера.
Тем не менее на каждом портрете, который выходил из мастерской иностранца, стояла подпись
– Джордж Доу.
С именем Полякова была связана одна неприятная для иностранца история.
После триумфального открытия Военной галереи часть портретов стала темнеть.
По одной из версий, Доу в целях экономии мог не соблюсти технологию и перемудрить с красками.
В итоге Полякову пришлось реставрировать большое число почерневших портретов, небрежно выполненных модным художником.
Тесные отношения связывали Доу с Вильгельмом Августом Голике,
которого в России звали Василием
Александровичем.
Сын эстляндских мещан поступил на обучение в петербургскую мастерскую Джорджа Доу в 1820-х
годах.
Вначале он мог только копировать работы учителя, но затем стал активно принимать участие и в написании портретов участников Отечественной войны
1812 года.
Неизвестно, писали ли Голике и Поляков портреты с натуры.
Согласно официальной версии, они должны были прорисовывать мундиры, наградные ленты и пояса, в редких случаях – части рук
и лица.
За 10 лет жизни в Петербурге из мастерской Джорджа Доу вышли несколько сотен портретов.
В 1828 году «звездный» художник решил вернуться в Англию, но уже через несколько месяцев поспешил обратно в Россию, где его знали и
уважали.
Но петербургский климат негативно сказался на его подорванном здоровье.
Легочная недостаточность не дала ему продолжить триумф в городе на Неве.
Летом 1829 года он возвращается в Лондон, где и умирает в октябре , через полтора
месяца после возвращения.
Джордж Доу был похоронен в крипте собора святого Павла.
На похоронах присутствовало множество художников и представителей английской знати , а также
Российского посольства
После смерти Доу его зять Томас Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника,
закончил начатые Доу три поясных портрета генералов, а также портрет великого князя Константина
Павловича.
Еше Джордж Доу в своем завещании упомянул Голике, назначив ему пожизненную пенсию
-----------
Судя по многочисленным отзывам современников, их поражала в творчестве Доу способность точно передавать облик модели, а также ловкость владения кистью.
"Механический прием руки его совершенно особен; кисть широкая, смелая, быстрая, но слишком быстрая... она не кладет, бросает краски, и в другой раз, кажется, не дотрагивается до них... от этого все портреты Доу кажутся работою a la prima, родом эскизов...",
- писал П. Свиньин в журнале "Отечественные записки" в 1820 г.
Театрально-романтическая приподнятость композиций и эскизность манеры, которую часто принимали за небрежность, вызывали некоторое неудовольствие критиков, в остальном награждавших Доу самыми высокими эпитетами.
В "Санкт-Петербургских ведомостях" за 1829 год № 132 от русских корреспондентов в Англии из Лондона 28 октября сообщалось,
что "умерший придворный живописец Дау (Давъ) был членом многих иностранных Академий художеств; он оставил после себя имение в 100.000 ф. стерл. (около 2500.000 рублей), которые он нажил портретами, писанными им с разных Европейских Владетельных и знатных Особ".
Оценивая живописный труд Джорджа Доу, можно сказать, что он не был большим новатором, а тем паче ниспровергателем в портретном жанре.
Он был отличным профессионалом, художником европейского масштаба.
Большое, нужное дело сделал художник для
России.
Он оставил нам, россиянам, зримое свидетельство борьбы русского народа с Наполеоном - память о славной плеяде героев 1812 года, "Военную галерею" Зимнего дворца.
-----------
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев