Малахитовый зал - парадная гостиная в северо-западной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, входившая в состав личных покоев супруги Николая I - Александры Фёдоровны. Уникальный интерьер был создан в 1838-1839 годах по проекту архитектора Александра Петровича Брюллова (брата живописца Карла Брюллова) при восстановлении Зимнего дворца после грандиозного пожара, полностью уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года. От резиденции Российской империи остались тогда голые обгорелые стены.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
В 1830 году на месте двух Приёмных императрицы Александры Фёдоровны архитектором О. Р. Монферраном создаётся один большой зал - Яшмовая гостиная (вид этого зала сохранился на рисунке 1833 года, выполненном Г. Чернецовым - рисунок 1). Тогда же появились массивные камины, сдвоенные колонны и пилястры (каннелированные из серо-фиолетовой яшмы). После пожара зал восстановлен А. П. Брюлловым как Малахитовая гостиная (акварель Константина Андреевича Ухтомского - рисунок 2).
Малахитовая гостиная имела особый статус в Зимнем дворце, поскольку она была своеобразным «пограничным» помещением между парадными залами дворца и личными покоями императрицы. Этот зал был репрезентативным, и одновременно он открывал анфиладу из трёх гостиных на половине императрицы. В этом помещении собирались члены императорской семьи перед так называемыми выходами - строго регламентированными парадными и церемониальными шествиями в Большую или Малую дворцовые церкви или в Тронный зал. Из Малахитовой гостиной открывается выход в залы Невской анфилады.
Согласно воле императора Николая I, в декоративное убранства зала Александр Брюллов включил редкий полудрагоценный камень - малахит. С 1830-х годов, после открытия на уральских рудниках Демидовых огромных залежей малахита, этот камень стал широко использоваться. В парадной гостиной императрицы колонны, пилястры и камины выполнены в трудоёмкой технике, которая получила название «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, линии стыков заполняли малахитовым порошком, затем поверхность шлифовали. Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг!
«Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
— Башуцкий А. Возобновление Зимнего дворца в СПб. Спб., 1839 г.
Зал обставили спасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Своё место между окон заняла спасённая малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень - большая зеркальная рама с двойными колоннами. Некогда находившиеся здесь торшеры (работа архитектора И. И. Гальберга, 1828 г.) были впоследствии перенесены в Просветы Нового Эрмитажа. (Они хорошо видны на рисунке 1833 года, выполненном Г. Чернецовым).
Создавая Малахитовый зал, Брюллов, казалось бы, сохранил композиционное решение старой гостиной и изменил лишь отдельные элементы, но тем не менее общее впечатление от интерьера изменилось. Основным средством художественной выразительности не характерной для классицизма стала подчеркнутая контрастность сопоставления декоративных элементов: насыщенного ярко-зеленого малахита, белизны облицованных белым искусственным мрамором стен и обильной позолоты.
На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Роспись выполнил автор, который первоначально выполнил эту работу - Антонио Виги (Антон Карлович Виги - итальянский художник, крупнейший мастер декоративной живописи в России первой половины XIX века, академик Императорской Академии художеств). Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Центральная из трёх женских фигур росписи - аллегория Поэзии - была копией с работы художника Возрождения Рафаэля Санти - медальона «Поэзия», венчающего фреску «Парнас» в Ватикане. По сторонам Поэзии изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь. Прообразами этих фигур стали барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.
На протяжении всего XIX века архитектурно-декоративное убранство Малахитового зала оставалось без изменений, и он продолжал играть ту же роль «пограничного» помещения между парадными и жилыми покоями. В 1894-1895 годах интерьеры северо-западного ризалита Зимнего дворца получили новое оформление, поскольку здесь после свадьбы должен был разместиться великий князь Николай Александрович (будущий император Николай II) с супругой, но уникальную отделку Малахитовой гостиной сохранили.
Малахитовая гостиная - единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Особенно нарядный вид придает интерьеру сочетание ярко-зелёного цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.
СОБЫТИЯ.
В 1842 году в Малахитовой гостиной выступал композитор Ференц Лист. В Петербург он прибыл по приглашению императрицы Александры Фёдоровны спустя 2 года после знакомства с ней на лечении в Эмсе.
В Малахитовой гостиной происходило официальное представление дам императрице. Только после этой процедуры дамы могли получать приглашение на придворные балы.
Здесь 14 ноября 1894 года состоялся обряд одевания к свадьбе принцессы Алисы Гессенской, в православии - Александры Фёдоровны. В первые годы супружеской жизни Николая II и Александры Фёдоровны в Малахитовой гостиной проходили семейные завтраки в торжественные праздничные дни.
Во время Первой мировой войны в гостиной проходили заседания благотворительных организаций.
После Февральской революции 1917 года глава Временного правительства А. Ф. Керенский распорядился организовать его работу в Зимнем дворце, и Малахитовый зал стал местом проведения заседаний. Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Когда во время штурма дворца начался обстрел, решено было перейти из Малахитового зала, выходящего окнами на Неву, в соседнюю Белую столовую - более безопасное помещение, обращенное во внутренний двор. Здесь Временное правительство и было арестовано.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1