#живопись 🙃😐😃
Византийский канон в древнерусской живописи предполагал определенные правила, от которых мастер не мог отступить. Иначе он мог быть наказан за явное непочтение к храму и вере.
Образы святых писались с учетом выработанных в византийской живописи канонов. Так, византийский канон живописи предполагал следующее написание:
Овал лица изображали удлиненным,
нос – прямым и длинным,
рот – маленьким, губы: верхнюю – тонкой, а нижнюю – пухлой,
глаза – широко открытыми.
Выражение лица святых должно было быть бесстрастным, строгим и даже суровым.
Канонизированы были и библейские сюжеты, изображавшиеся на стенах собора.
Иногда такие каноны в живописи Древней Руси нарушались, и наряду с суровыми аскетическими лицами появлялись черты славянского типа: широкие, округлые лица с мягкими линиями. Многие фрески (например, святители в апсиде) напоминают собой портретные изображения — иконы, только написанные на стене.
Таким образом, фрески Софии Киевской можно считать истоками иконописной традиции Руси.
Фрески украшают боковые стены собора, а также галереи, башни, хоры:
«Сошествие Христа в ад»;
«Сошествие Святого Духа»;
«Портрет семьи Ярослава Мудрого»;
«Апостол Павел», «Апостол Петр», «Воин»;
«Святой Николай», «Святая Варавара», «Святая Надежда»;
«Явление архангела Валааму»;
«Император Константин»,«Император Юстиниан»;
«Единоборство архангела Михаила с Иаковом»;
«Архангел», «Святой Георгий» и другие.
Мозаики занимают подкупольную и алтарную часть собора:
Роспись купола в Софии Киевской
Алтарная апсида и центральный купол Софии Киевской
«Христос Вседержитель» (Пантократор);
«Оранта» (Богоматерь);
«Архангелы»;
«Евангелист Марк», «Евангелист Иоанн», «Матфей»;
«Благовещение» (сюжет из Святого Письма);
«Севастийские мученики»;
«Деисус» (Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя);
«Евхаристия» (обряд Святого Причастия);
«Святительский чин»;
«Апостол Павел», «Иерей» и многие другие, в том числе и орнаменты.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев